Снабжение ВСУ некачественными товарами по сути приравнивается к госизмене: если солдат получит бракованное оборудование, он рискует получить увечье на поле боя. Но дельцы не обращают на это внимание и зарабатывают деньги на "снабжении" армии. Фокус разобрался, проверяют ли оборудование военного назначения, поставляемое по тендерам.
Директор частной компании из Киевской области, которая производит беспилотные системы, решил заработать на поставке ВСУ 1 000 бракованных FPV-дронов. Подрядчик выиграл тендер Нетешинского горсовета на 16,4 миллиона гривен, но обязательства перед военными не выполнил, заявили в СБУ.
Бизнесмен установил на БПЛА видеокамеры и видеопередатчики, не соответствующие заявленным характеристикам, и занизил стоимость производства. "Навар" на каждом дроне получился от 4 до 7,5 тысяч гривен.
Полученную разницу, треть от общей суммы тендера, фигурант дела забрал себе, но правоохранители вовремя среагировали. Предпринимателю грозит до 12 лет тюрьмы с конфискацией имущества.
Отметим, что во время полномасштабной войны с Россией схемы с хищением средств на военных поставках стали крайне распространенным явлением. Работники Госбюро расследований недавно разоблачили схему поставок некачественных аптечек для ВСУ на 58,5 млн гривен. Дельцами выступили экс-начальник одного из военных учебных центров, начальник медицинской службы этого же центра и восемь бизнесменов.
Военные чиновники не контролировали качество аптечек, но экспертиза подтвердила, что товары не соответствуют нормам и не имеют нужных компонентов. Если бы такие аптечки достались бойцам, это могло бы нанести вред их здоровью.
Другой пример — разоблачение директора фирмы, желавшего обогатиться за счет поставок ВСУ некачественных курток. Офис генпрокурора Украины 21 мая 2024 года отчитывался о его разоблачении. Делец подкупил главу приемной комиссии одной из воинских частей, за деньги он обещал принять 5 000 курток.
Почти регулярными в Украине стали случаи поставки военнослужащим некачественных продуктов питания. Недавно в Киеве предприниматели и воинская часть заключили договор на закупку 10 тысяч килограмм мясных консерв, но оказалось, что они не соответствовали санитарным требованиям. Госбюджету нанесли ущерб почти на 800 тысяч гривен.
В Минобороны отчитывались, что в течение июня 2024 года предотвратили поставки почти 340 тонн некачественных и опасных продуктов для ВСУ.
Проверяется ли оборудование для ВСУ?
Если процесс закупок и поставок товаров и оборудования для Сил обороны Украины курируют местные советы и другие непрофильные структуры, не стоит ожидать тщательных проверок. Желательно, чтобы весь процесс замыкался на воинских частях или подразделениях по линии Минобороны, где профильные специалисты проверят качество товаров, считает глава правления организации StateWatch, эксперт по военной коррупции Александр Леменов.
"В случае с дельцом из Киевской области, видимо, предложение выгодной цены на беспилотники сыграло свою роль. Что он в итоге отправил, никого не интересовало. Чиновники увидели БПЛА и порадовались", — комментирует он Фокусу.
Леменов напоминает, что при Минобороны функционируют две закупочные организации: Государственный оператор тыла и "Агентство оборонных закупок". Также в Украине существует орган Счетная палата, обладающий полномочиями проводить аудиты закупок вооружения. Все указанные структуры обладают полномочиями контролировать закупки и тестировать их.
Если воинская часть сама заключила договор на поставку дронов, она же является заказчиком и приемщиком продукции. В договоре прописывается, что при выявлении брака беспилотники заменят в установленный срок. Комиссия при части обязана проверить технику, дальнейшие вопросы будут уже к принимающей стороне, поясняет Фокусу нюансы военных поставок специалист по военной аэроразведке и основатель проекта A.Drones Юрий Касьянов.
"Товар может принять завскладом воинской части, который не всегда разбирается в номенклатуре. В комиссии может не оказаться специалистов, так как всех отправили в зону боевых действий. Командир тогда говорит: "Принимайте, потом разберемся", а далее пригодность закупленного товара выясняют по факту", — рассказывает он.
Если партия дронов сертифицирована и допущена к эксплуатации Министерством обороны, что бывает далеко не всегда, нужно дополнительно проверить заявленные технические условия (ТУ). В документации написано время полета, дальность, грузоподъемность и уровень видеосигнала.
"Стоит не полениться запустить дрон и посмотреть, долетит ли он на заявленное производителем расстояние. Но если дроны дарит условный мэр города, воинские части будут рады получить подарок и вряд ли займутся проверкой", — замечает Касьянов.
Главное — подешевле. Что губит процесс военных закупок?
Другая большая проблема, по словам Юрия Касьянова заключается в условии тендеров: чиновники смотрят на минимальные цены, но указывают параметры дорогих производителей. В случае везения, примерно один дрон из 100 будет соответствовать всем параметрам.
"Качественное изделие не может быть самым дешевым априори. Допустим, передатчик видеосигнала стоит 10 долларов, а другой — 100 долларов. Тот, что подешевле, перегреется в неподходящий момент, перестанет работать после запуска. Когда ориентируются на цену, а не на хорошие компоненты, ожидать качество невозможно", — утверждает специалист по аэроразведке.
Исходя из реалий, местные администрации часто поставляют ВСУ дроны неизвестного происхождения. Процесс негативно влияет на боевые успехи армейских частей, добавляет Александр Леменов.
"Существуют огромные риски того, что солдаты получат некачественное оборудование. Дроны проверят на полигонах, но чаще всего командование примет любую врученную продукцию", — заключает эксперт.
Минобороны Нидерландов ранее сообщало о финансировании поставки FPV-дронов для ВСУ на сумму 20 млн евро. Для снабжения Украины дронами привлекли более 265 компаний.