С 15 августа в кинотеатрах стартовал прокат криминально-детективной драмы «Ночь на 12-е», которая получила показ на 75-м Каннском кинофестивале, а также взяла 6 наград премии «Сезар», в частности, за лучший фильм, режиссуру и адаптированный сценарий. Сюжет ленты основан на документальной книге Полин Гена «18.3 — год в судебной полиции», изданной в 2020-м. В рецензии ниже определяем, насколько увлекательной получилась здешняя детективная интрига и к какому жанру тяготеет фильм — полицейскому детективу или все же к драме.
Плюсы:
фильм качественно работает как детективная история, но авторы делают ставку на будничную реалистичность изображаемого и драматический аспект повествования, и это им удается;
Минусы:
если воспринимать ленту сугубо как жанровый детективный продукт, в кульминации вас ждет неизбежное разочарование;
«Ночь на 12-е» / La nuit du 12
Жанр криминально-детективная драма
режиссёр Доминик Молль
В ролях Бастьен Буллон, Були Ланнер, Тео Чолби, Йоган Дионне, Мона Соален, Лула Коттон-Фрапье, Поль Жансон, Камилль Рутерфорд, Марк Боднар, Анук Гринбер
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Ночью 12 октября 2016 года, в небольшом французском городке Сен-Жан-де-Морьенн, 21-летняя блондинка Клара Руайе вышла от подруги и пешком направилась домой. Вдруг перед ней предстал неизвестный мужчина в балаклаве, облил ее бензином и поджег с помощью зажигалки.
На следующий день к обезображенному огнем телу девушки прибывают полицейские Гренобля, в частности, новоиспеченный начальник отдела Йохан Вивес и его опытный напарник Марсо. Следователи все глубже погружаются в запутанное дело, которое обрастает новыми подробностями, но вскоре становится очевидно, что выявить настоящего убийцу будет чрезвычайно сложно.
Смыслом этой задумки становится как обычная, неприглядная рутина следователей, так и понятная каждому человеческая саморефлексия. Именно от этого стоит отталкиваться во время просмотра. Но из-за такого фактора кино отнюдь не становится хуже.
Собственно, расследование здесь весьма приземленное, будничное, далекое от жанровых голливудских фильмов, где ставка делается на интригу, саспенс и, возможно, шоковую развязку. Ведение дела гренобльских полицейских представляет собой скучное написание бесконечных рапортов, невинную травлю молодого и наименее опытного коллеги, разговоры о неудачном браке, ссоры и извечную борьбу с проклятым принтером, который раздражительно отказывается работать. Опять же, подобный подход в картине Молля вполне обоснован, ведь история выглядит максимально реалистичной и вызывает искренний интерес.
На передний план выходит персонаж Бастьена Буллона, руководящего следствием — берется во внимание его позиция к делу, отношения с напарником Марсо и дальнейшая их динамика. Очевидно, что оба, в отличие от коллег, воспринимают убийство Клары на более личном уровне, чем просто работа. Каждый по-своему, они сходят с ума от собственной беспомощности, сплошной безысходности и, наконец, д̶о̶х̶л̶о̶г̶о̶ ̶п̶р̶и̶н̶т̶е̶р̶а безнаказанности подлецов.
Показательна здесь поданная буквально в лоб метафора, когда Йохан Вивес наматывает круги на велотреке. Она полностью раскрывается после озвученного им тезиса, что у каждого следователя есть дело, которое его беспокоит, делает одержимым, пожирает изнутри. И пока человек не сможет это «отпустить», не будет спасительного освобождения из адского круговорота. Поэтому и основная интрига «Ночи на 12-е» заключается не в раскрытии личности убийцы, как это обычно принято в типичном жанровом кино, а в том, удастся ли многострадальному Йохану наконец освободиться и двигаться дальше.
По своей форме эта история действительно детективная, а вот по содержанию — все немного сложнее. Присущая жанру концовка здесь умышленно обесценивается, ведь в реальной жизни показанный в фильме ход событий едва ли кого-то удивит. Если вы не готовы к подобному подходу, лучше фильм обойти стороной, ведь вас будет ждать неизбежное разочарование.
Резкий скачок в сюжете происходит в финальном акте, когда в повествовании появляется два женских персонажа — новая сотрудница полицейского участка Надя и следственный судья в исполнении Анук Гринбер. Этот отрезок изобилует некоторыми интересными выводами, в частности, здесь напрямую звучат мысли, что сейчас в отношениях между мужчинами и женщинами что-то явно пошло не так.
«Ночь на 12-е» удачно мимикрирует под мрачный полицейский детектив, но на деле эта неторопливая, диалоговая и, без сомнения, увлекательная драматическая история транслирует размышления о человеке, оказавшемся в полной безысходности. Когда, несмотря на все старания, ты подвел не только окружающих, но и самого себя, и придется жить с болезненным грузом на сердце, пока не найдешь в себе силы двигаться дальше. В прямом смысле почувствовать торжество несправедливости, разделить это бесспорно тяжелое, неутешительное бремя предлагается и зрителю.
Вывод:
«Ночь на 12-е» — тихое, неприметное, но замечательное кино, рассчитанное на вдумчивый просмотр.