Что такое гражданская наука и как она влияет на жизнь каждого из нас?
Планету Уран открыл музыкант Уильям Гершель, а первый закон термодинамики сформулировал пивовар Джеймс Прескотт Джоуль. Бенджамин Франклин, который смотрит на нас со стодолларовой купюры, тоже не был ученым, но отметки «+» и «-» на батарейке берут начало от его опытов. Позже потомки зачислили этих любителей науки к выдающимся ученым, но наука не была основным видом их деятельности.
Является ли наука настолько закрытой и сложной системой, какой ее часто воспринимают люди? И действительно ли она предназначена только для избранных или все же у каждого из нас есть шанс внести свой вклад в развитие общечеловеческого знания? Конечно, такой шанс есть. Такое интересное явление, как гражданская наука, или citizen science, уверенно вошло в нашу жизнь.
С чего берет начало citizen science?
Практика привлечения непрофессиональных ученых к проведению исследований, которые со временем «взрывались» научными концепциями и теориями, совсем не нова. Собственно, с давних времен наблюдения были основным источником для получения знаний и базисом для дальнейших открытий. И накапливать такие знания мог кто угодно. Например, в 1869 году немецкий ботаник Фердинанд фон Мюллер через объявление в газете нашел любителей-коллекционеров, которые помогали ему каталогизировать собранные за десять лет растения Австралии. Французские виноделы XIV века записывали данные о температуре и влажности, на которые и сейчас ссылается ряд современных исследований изменения климата. Член Американского союза орнитологов Уэллс Кук в конце 1800-х разработал программу изучения закономерности миграции птиц. И сеть волонтеров еще в те времена собирала информацию об особенностях перелетных птиц, их численности — сейчас эти данные используют для исторического анализа.
Развитие технологий, Интернета сделало гражданскую науку еще более массовым и популярным явлением — многие люди, которые интересовались наукой, получили шанс на волонтерских началах участвовать в исследованиях по экологии, биологии, медицине, астрономии, статистики и т.д. Как волонтеры они помогают собирать и анализировать огромные массивы данных, с которыми не смог бы справиться ни один ученый, ни даже группа. И часто это способствует масштабированию исследования, делает его более основательным.
Наука нуждается в как можно большем количестве участников. Поэтому сотрудничество ученых и обычных, но мотивированных граждан имеет огромное значение в решении глобальных проблем.
Есть ли у Украины собственный опыт гражданской науки?
Большинство крупных исследований, в которых принимают участие обычные граждане, проходят в Европе, США, Австралии. Но Украина тоже не стоит в стороне от мировых тенденций. Вот примеры платформ, с помощью которых кто угодно может внести свой вклад в науку.
Национальная сеть информации по биоразнообразию — место для идентификации и сбора наблюдений за живыми организмами.
Birdwatching Ukraine — сообщество, где единомышленники обсуждают и ведут учет наблюдений за птицами в дикой природе (как любители, так и профессиональные орнитологи).
Интерактивная карта загрязнения воздуха SaveEcoBot — пользователи могут устанавливать специальные сенсоры в своем населенном пункте и передавать данные на общую карту. Эту систему разработала наша общественная организация SaveDnipro.
Упомянутая выше система SaveEcoBot во время полномасштабного вторжения активно развивает еще одно направление — мониторинг радиационного фона. Этот проект, кроме научной, содержит еще и составляющую безопасности. Показатели более чем из 500 пунктов радиационного контроля отображаются на карте радиационного фона SaveEcoBot, являющейся крупнейшим агрегатором открытых данных о радиационном фоне в Украине.
Ценность такой агрегации состоит в том, что раньше все эти данные были распылены и отображались на разных ведомственных ресурсах или сайтах независимых систем мониторинга либо же были совсем недоступны для широкой общественности. Так что увидеть картину в целом было невозможно. Но теперь все данные доступны на одном ресурсе как для граждан, так и для органов власти (система передает данные на официальный ресурс Министерства окружающей среды «Экоугроза», а также в Государственную инспекцию ядерного регулирования Украины, Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности, Совет национальной безопасности и обороны Украины и государственные учреждения стран-партнеров). И все это систематизировали не профессиональные ученые, а представители гражданской науки.
Кроме агрегации данных, ОО SaveDnipro, являющаяся разработчиком системы SavEcoBot, развивает собственную сеть автоматизированных станций мониторинга. Когда россияне закрыли доступ к данным об уровне радиации на Запорожской АЭС, SaveDnipro установил станции мониторинга uRADMonitor на разных направлениях от ЗАЭС. Оборудование для этого предоставили партнеры — другие международные коммерческие и общественные организации, которые занимаются радиационной безопасностью. В частности это всемирно известная Greenpeace и Safecast, основанная после аварии на Фукусиме в 2011 году.
Именно от Safecast и Blues Inc. в мае 2024 года были получены станции мониторинга Radnote, неуязвимые к перебоям электроснабжения (оснащены солнечной батареей с аккумулятором и батареей резервного питания). Такие автономные станции можно установить фактически где угодно, что усилит мониторинг на некоторых направлениях. Заметим, что в случае серьезного радиационного инцидента могут возникнуть перебои в электроснабжении, и тогда именно станции Radnote будут единственным публичным источником информации 24/7. Во время отключения света в Киеве в июле 2024 года уже были ситуации, когда Radnote оставались единственными публичными автоматизированными станциями, которые продолжали работать в столице.
По состоянию на конец июля в Украине уже работают 25 автономных станций мониторинга Radnote от Safecast и Blues Inc., а планируется установить более ста. Поэтому мы видим, как в ситуации ядерного шантажа России гражданская наука играет важную роль дополнительного информирования общества и органов власти о рисках радиационного загрязнения.
Такой передовой опыт Украины активно изучают западные партнеры. Большой интерес к проекту проявили Федеральное ведомство по радиационной защите Германии (BfS) и Национальный институт радиационной защиты Чешской Республики (SURO). Вместе с тем восприятие гражданской науки в Украине находится в зачаточном состоянии: научному сообществу и общественным ученым надо учиться взаимодействовать.
Возможно, вы будете удивлены, но этот проект по радиационному мониторингу до сих пор реализуется pro bono, то есть на волонтерских началах представителями организации. И это при том, что в 2023 году сайт SaveEcoBot посетили 1,9 миллиона уникальных пользователей, а информация из системы каждый раз гасит панику после очередных провокаций россиян, как после пожара на градирне ЗАЭС 11 августа 2024 года.