Народный артист Украины Владимир Горянский во время войны не остановил свою деятельность, наоборот – начал активно гастролировать, участвовать в благотворительных проектах вместе со своими коллегами. Он резко оборвал контакты с российскими артистами, о которых неохотно упоминает. В интервью "Апострофу Lime" Владимир Викторович рассказал, чем живут театр и зритель сейчас и какой будет драматургия после окончания войны.
"Такие люди, как Андрей Фединчик, Владимир Ращук, Олег Сенцов, - впечатляют". Интервью с Геннадием Попенко.
- Владимир, как изменился театр во время войны? На какие темы и жанры большой запрос?
– Театр не существует в отрыве от происходящего. Театр – это то, что сегодня и сейчас. Во время войны большая потребность в комедиях легкого жанра. В разгар войны я много ездил по Украине, делаю это и по сей день. Чтобы уменьшить напряжение и стрессовое состояние людей, требовалась терапия, и мы играли комедии. Зритель был очень благодарен, нам с радостью открывали двери театров, клубов во всех регионах. В течение двух часов зритель мог отвлечься от всего. Антрепризные представления были акцентированы именно на комедиях.
Сейчас много пьес на тему войны. Важно сказать, что одно и то же представление может иметь другие акценты спустя некоторое время. Поэтому театр всегда рядом со временем и отвечает настоящему, ищет героя нашего времени, потому что искусство должно давать людям понятие этого героя.
- Прошло два месяца после начала войны и Вы уже гастролировали в прифронтовых зонах. Приходилось ли работать под обстрелами, в экстремальных условиях?
– Под обстрелами нет, но в то время тревога – это была очень серьезная вещь. Мы останавливались, а зритель говорил: "Давайте играйте дальше. Бог нас бережет". И мы продолжали. Чувствовалось такое объединение людей, такая сила, что мы были на одной волне со зрителем. Играли и тогда, когда выключали свет, но зритель это понимал. Люди включали телефоны, светили нам, пока переключались генераторы. И это очень вдохновляло.
– А как Ваша жена реагирует на такой авантюризм?
– Она постоянно со мной на всех гастролях. Где бы мы ни были, мы всегда вместе, потому и уверенно чувствуем себя.
У Верки Сердючки произошел конфликт со зрителем на концерте в Днепре.
– Сейчас на пике Ваша гастрольная деятельность. Как встретили "Наших Кайдашів" в Ужгороде? Ожидаете ли аншлагов в сентябре?
– Аншлаги были и, безусловно, будут. В Ужгороде нас встретили очень тепло. У нас хорошая команда – Тарас Цымбалюк, Ольга Сумская, Наталья Денисенко, Богдан Осадчук. Объединились мы по инициативе нейрохирурга Антона Шкиряка, чтобы помочь нашим защитникам. Мы собрали полмиллиона гривен для 225 бригады, закупим для ребят средства радиоэлектронной борьбы (РЭБы). Дальше у нас спектакль в Мукачево и в Ирпене. А в сентябре с этим спектаклем мы едем по европейским городам. Также планируем еще один спектакль, название которого я пока не буду говорить, а самое главное сейчас – гастроли, чтобы собрать средства для военных.
Если говорить о кино, то сейчас снимается сериал "Дрон", премьера которого будет в сентябре. Я играю в нем полковника МВД. Это также будет интересная история с криминальным привкусом.
- Вам все-таки роднее театр или кино?
- Я начинал как театральный актер, но без кино очень тяжело сегодня артистам. Профессия одна – актер, просто технология другая. И кино – это еще и заработок. В кино легче, чем в театре. В кино часто могут попасть случайные люди, где-то проявиться, но театр случайности не прощает. И если у человека нет таланта, это сразу будет видно. Театр дает больше артисту пространства для раскрытия его таланта, возможностей и различных характеров. В кино нет такого диапазона. Снимаются сериалы наших времен, где нужна типажность, а профессиональных актерских достижений, когда артиста берут в кино и он действительно удивляет, потому что таким его еще не видели, почти нет. А театр дает эту возможность.
– А каких фильмов пока не хватает на украинском телевидении?
- Нужны разножанровые фильмы. Хочется, чтобы они были высокобюджетные, имели хорошее качество. Снимать кино – дорого. И потому я за то, чтобы снять одну-две ленты, но дорогие, чтобы они соответствовали всем нормам, чтобы не снимать много малобюджетных вещей. Надеюсь, что в будущем будет больше качественных комедий, драм и другого материала.
- Коснемся темы денег и заработков актеров. А как Вы смотрите на участие актеров в рекламе?
– В этом нет ничего плохого, это дополнительный заработок. Рекламой сейчас занимаются тиктокеры, блогеры, рекламирующие вещи и услуги. Актеры не исключение.
Украинская девушка поразила французское жюри шоу "Голос. Дети".
В сериале "Великі вуйки. Вдома краще" Фото: личный архив Владимира Горянского
– Если не ошибаюсь, когда-то Вы рекламировали водку. Чтобы Вы согласились прорекламировать сейчас?
– Да, было такое. Сейчас мой возраст также дает пространство для рекламы, например, классных вещей для долголетия, могу рекламировать какие-то специальные проекты, помощь определенным слоям населения и т.д. Почему бы и нет?
- А какие сыгранные образы и характеры наиболее близки Вам как человеку?
- Я люблю комедийные роли, характерные роли, обожаю своих добряков, сказочных положительных героев, хотя интересно было работать и над образами мерзавцев.
- Образы мерзавцев всегда более многогранны и яркие. В спектакле "Майн кампф, или Носки в кофейнике" Вы играли одного из величайших злодеев – Адольфа Гитлера. А Путина сыграли бы?
- Нет, конечно, к этой гадости и прикасаться не хочется.
- Многие знаменитости отказались от русскоязычного репертуара: певцы переводят свои песни на украинский, актеры табуируют роли в спектаклях, поставленных русскими режиссерами и т.д. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте.
- Да, сейчас репертуар массово переводится на украинский, в частности наши представления по Гоголю получили новую жизнь. Мы отказались от пьес русских авторов, в том числе классики. Когда мы перестали обращаться к русской драматургии, художественной ценности не стало меньше, театры становятся более ориентированными на европейский опыт и возвращаются к украинской классике.
Это такой стиль? Вакарчук удивил своей футболкой.
– Однако некоторые театры во время войны продолжали ставить произведения персон, контроверсионных для Украины. В частности, "булгаковщина" во время войны была на украинской сцене…
- А Булгаков был как-то связан с Украиной?
– Он родился в Киеве, но был украинофобом. Артисты часто закрывают на это глаза.
– Давайте спросим себя – вы знали, что будет война? Я – нет. Каждый артист решает сам для себя – играть или не играть тех или иных героев Булгакова. Отказ от его произведений – это закономерная реакция на войну и агрессию. Это уже ушло.
- Вы сотрудничали с режиссером Оксаной Байрак, которая запятнала свою репутацию, и с другими личностями, которые остались по ту сторону баррикад. Что Вы можете сказать о них сейчас, когда маски сорваны?
– Не общаюсь с ними, все контакты оборвал. Хотя в начале войны некоторые коллеги звонили и извинялись, но называть имена я не хочу.
- Преподавательскую деятельность в Институте культуры будете продолжать?
– Нет, пока беру паузу. Я выпустил курс и сейчас не набирал новый, потому что эта работа требует много времени и ответственности, чтобы дать детям профессию в руки. А вообще это интересно. Молодое поколение – талантливое. Они совсем другие. Когда ты в этой среде, то по-другому воспринимаешь происходящее. А когда общаешься с молодежью, уже видишь, насколько они воспринимают ту или иную проблему, как это отражается в их ролях. Когда ко мне приходили студенты, я говорил, что попытаюсь развить в них то, что им дал Бог. Очень важно не убить их индивидуальность. Это для меня как педагога очень важно. И я выстраиваю свою работу именно по такому принципу – не навреди.
Российская девушка Мудрика украинизировалась - подсела на Кристину Соловий.
- Ваши студенты создали спектакль теней "Кричи молчи", посвященный войне в Украине. Какова его судьба сейчас? Как его воспринял европейский зритель?
– Это авторское представление. Ребята продолжают его играть, правда многие разъехались по театрам и другим городам, но зритель воспринял эту работу очень эмоционально. У спектакля есть будущее, потому что он сделан их сердцем и душой. В этом спектакле каждый актер писал свой монолог от имени безжизненного предмета, владелец которого погиб. "Кричи молчи" – глубокая и очень трагическая работа, где много всего жизненного переплетается. Молодежь проявила свое гражданское отношение к страшным событиям, являющимся частью современной истории. Я убежден, что мои студенты будут возвращаться к этому спектаклю, потому что это эксклюзив, такие вещи не должны умирать.
Спектакль "Кричи молчи" Фото: Скриншот
- Как-то Вы сказали, что планируете поставить сильный спектакль о сильных людях. Уже работаете над ним?
– Такое время, что далеко ходить не надо, чтобы найти сильных людей. Война как сито. Потому новых героев, сильных людей и историй будет много. Сейчас я в процессе сбора материала, планируем либо документальный спектакль, либо напишем новое художественное произведение. Идея созревает.
– По Вашему мнению, какой будет драматургия после окончания войны?
– После войны вся драматургия будет связана с героями нашего времени. Это будут люди, которые были на передовой, люди, которые были в тылу и помогали нашим ребятам, люди, которые были под оккупацией. Историй очень много и я думаю, что все будут переосмысливать, что произошло и почему так случилось, кто остался, кто ушел, кто предал. Здесь много граней, чтобы проанализировать, переоценить, и это огромный материал для драматических произведений.
Ранее мы писали, что Алексей Тригубенко открыл занавес над личной жизнью. Алексей объяснил, почему скрывает свою любимую.