Итальянская мафия Коза ностра — одна из самых таинственных преступных организаций. С самого начала своего существования она увеличивала свою власть и прибыль за счет различных видов незаконной деятельности, включая наркоторговлю, торговлю оружием, политическую коррупцию, отмывание денег, рэкет и ростовщичество. Сегодня расскажем, с чего началась Коза ностра и как она превратилась в одну из самых влиятельных мафий мира.
Как появилась Коза ностра: краткая история
В 1861 году Сицилия стала провинцией недавно объединенной Италии. На острове царили хаос и преступность, из-за чего римские чиновники даже попросили сицилийские мафиозные кланы помочь им в борьбе с преступными группировками. Правительство полагало, что это партнерство будет временным, но вместо этого мафия только расширила свою преступную деятельность и еще больше укрепились в сицилийской политике и экономике.
Коза ностра стала искусной в политической коррупции и запугивала людей, заставляя их голосовать за определенных кандидатов, которые, в свою очередь, подчинялись ей. Даже католическая церковь была связана с мафиозными кланами в этот период, чтобы контролировать свои огромные владения на Сицилии и держать в узде фермеров-арендаторов.
Мафиози не станет звонить в полицию, если сам стал жертвой преступления. Предполагается, что он сам разберется с проблемой, в ином случае — он подорвет свою репутацию защитника, а враги могут увидеть в нем слабость и уязвимость.
Влияние мафии на Сицилии росло вплоть до 1920-х годов, когда к власти пришел Бенито Муссолини и начал жестокие репрессии против мафиози, которых он считал угрозой своему фашистскому режиму. Однако в 1950-х годах мафия вновь активизировалась, когда строительные компании, поддерживаемые мафией, стали доминировать на Сицилии после Второй мировой войны. В течение следующих нескольких десятилетий Коза ностра процветала, расширяя свою преступную империю и став к 1970-м годам крупным игроком в международной торговле наркотиками.
В США своя мафия с итальянскими корнями, отдельная от сицилийской, активизировалась в 1920-х годах в эпоху сухого закона. К 1950-м годам мафия стала ведущей сетью организованной преступности в США и занималась самыми разными видами преступной деятельности — от ростовщичества до проституции, а также внедрилась в профсоюзы и легальные отрасли, такие как строительство и швейная промышленность Нью-Йорка. Как и сицилийской мафии, американским мафиозным семьям удавалось сохранять секретность и успех благодаря кодексу омерты, о котором поговорим позже, а также способности подкупать и запугивать государственных чиновников, руководителей предприятий, свидетелей и присяжных.
По этим причинам в первой половине XX века правоохранительные органы были практически неэффективны в борьбе с мафией. Однако в 1980-х и 1990-х годах прокуроры в Америке и Италии начали успешно применять жесткие законы, чтобы осудить высокопоставленных мафиози.
Кроме того, некоторые члены преступной группировки, чтобы избежать длительных тюремных сроков, стали нарушать некогда священный кодекс омерты и давать показания против своих коллег. К началу XXI века, после сотен громких арестов в течение нескольких десятилетий, мафия в обеих странах, казалось, была ослаблена, однако полностью ликвидировать ее не удалось, и она продолжает оставаться в бизнесе и сегодня.
Читайте также: Дональд Трамп: как наследник нью-йоркского девелопера стал президентом США
Иерархия Коза ностры
Томмазо Бушетта — мафиози, который первым нарушил омерту
Сицилийская мафия состоит из нескольких Семей, контролирующих определенные районы, каждая из которых имеет свою иерархическую структуру. В 1984 году информатор мафиози Томмазо Бушетта объяснил прокурорам структуру типичного клана Коза ностры. Во главе клана стоит «босс» (capofamiglia или rappresentante), которому помогает подчиненный (capo bastone или sotto capo) и надзирают один или несколько советников (consigliere). Под его командованием находятся группы (decina) примерно из десяти «солдат» (soldati, operai или picciotti).
Босс клана обычно избирается рядовыми солдатами. Его пребывание в должности часто бывает недолгим: выборы проходят раз в год, и он может быть смещен раньше за проступок или некомпетентность. Подчиненный босса является вторым по значимости лицом. Иногда в роли младшего босса выступает член семьи, например, сын, который берет на себя управление семьей, если босс заболевает, погибает или попадает в тюрьму.
Cоветник клана также избирается на ежегодной основе. Одна из его обязанностей — контролировать действия босса и его ближайших подчиненных, особенно в финансовых вопросах (например, предотвращать растраты). Он также служит беспристрастным советником босса и посредником во внутренних спорах.
Помимо своих членов, Коза ностра широко использует «сообщников». Это люди, которые работают на клан (или даже несколько кланов) или помогают ему, но не считаются его настоящими членами. К ним относятся коррумпированные чиновники и потенциальные мафиози.
Также в СМИ часто упоминается еще одна иерархическая единица — capo di tutti capi или «босс боссов», который якобы «командует всей Коза нострой». Калоджеро Виццини, Сальваторе Риина и Бернардо Провенцано были особенно влиятельными боссами, каждого из которых СМИ и правоохранительные органы называли «боссом боссов» своего времени.
Читайте также: Медельинский кокаиновый картель: взлет и падение колумбийской наркоимперии
Омерта и ритуал посвящения в сицилийскую мафию
Джованни Бруска
Члены сицилийской мафии называют себя «людьми чести», в то время как общественность часто обращается к ним как к мафиози. Для поддержания лояльности и секретности среди своих членов сицилийская мафия придерживается строгого кодекса молчания, известного как омерта.
Омерта — это кодекс молчания и секретности, который запрещает мафиози предавать своих товарищей властям. Наказание за нарушение — смерть, родственники предателя также могут быть убиты. Мафиози, как правило, не сотрудничают с полицией (за исключением, возможно, подкупа отдельных сотрудников при необходимости). Например, мафиози не станет звонить в полицию, если сам стал жертвой преступления. Предполагается, что он сам разберется с проблемой, в ином случае — он подорвет свою репутацию защитника, а враги могут увидеть в нем слабость и уязвимость.
Чтобы стать членом Коза ностры, сообщник должен иметь итальянское происхождение и продемонстрировать свою способность приносить доход Семье, а также готовность совершать акты насилия. Такая иерархическая структура и распределение ролей и обязанностей позволяют сицилийской мафии сохранять жесткий контроль над преступной деятельностью и обеспечивать лояльность своих членов.
Если же человек соответствовал требованиям Коза ностры, то проводился ритуал посвящения в сицилийскую мафию, который описал Джованни Бруска, один из боссов преступной организации. В 1976 году он был приглашен на «банкет» в загородный дом. Его привели в комнату, где несколько мафиози сидели вокруг стола, на котором лежали пистолет, кинжал и лист бумаги с изображением святого. Они допрашивали его о преданности и о том, как он относится к преступности и убийствам. Когда он подтвердил свои слова, Сальваторе Риина, который был на то время самым влиятельным боссом Коза ностры, взял иглу и вонзил ее в палец. Бруска размазал свою кровь по изображению святого, которое он держал в сжатых руках, пока Риина поджигал его и проговаривал слова: «Если ты предашь Коза ностру, твоя плоть будет гореть, как этот святой».
Читайте также: Топ-10 лучших фильмов о мафии, уже ставших классикой
Борьба с Коза нострой и что с ней сейчас
Джованни Фальконе и Паоло Борселлино — самые известные борцы с сицилийской мафией
Важной вехой в деятельности Коза ностры, помимо ее преступной деятельности, является и борьба с ней, которую вели итальянские магистраты Джованни Фальконе и его друг Паоло Борселлини. Они оба возглавляли расследования и судебные преследования видных мафиози, что привело к созданию «макси-процесса», в результате которого были осуждены многочисленные мафиози. Неустанные усилия Фальконе и Борселлини по борьбе с организованной преступностью сделали их мишенью для тех самых преступников, которых они преследовали.
По трагической случайности в 1992 году Джованни Бруска убил Джованни Фальконе, а уже через два месяца погиб и Борселлини. Их смерть вызвала резонанс в Италии и во всем мире, а также побудила активизировать усилия по борьбе с мафией и ее уничтожению.
Хотя сицилийская мафия уже не так известна и могущественна, как раньше, она все еще жива как в Италии, так и в Соединенных Штатах. Однако, несмотря на значительный прогресс в борьбе с мафией, наследие Коза ностра в современной Сицилии служит суровым напоминанием о том, что битва еще далека от завершения.
Владлена Колесник