За счет реактивного двигателя БПЛА "Паляниця" может нести большую полезную нагрузку при меньших габаритах, считают эксперты.
В Украине официально презентовали реактивный беспилотный летательный аппарат "Паляниця", который имеет дальность около 750 км. О преимуществах и недостатках нового оружия по сравнению с дальнобойными дронами типа "Шахед", рассказали эксперты портала Defence Express.
Как отмечают эксперты, одно из преимуществ реактивных дронов – большая скорость. Скорость обычных винтовых БПЛА, как правило, составляет 100-200 км/ч. В свою очередь реактивный беспилотник может разогнаться до 800-900 км/ч. Такая скорость делает беспилотники менее уязвимыми перед зенитным огнем из пулеметов, зенитными установками, однако не защищает от полноценных ЗРК. Данные БПЛА также невозможно поразить с вертолета, однако они могут стать целью истребителей.
Авторы статьи также указали на то, что скорость влияет на подлетное время к цели. Так, в зависимости от скорости дрона, у противника может быть 3 ч, 45 мин/ или даже всего 20 мин/ на то, чтобы вывести самолеты из-под удара или предпринять иные меры.
Еще одно преимущество реактивных двигателей — более выгодное соотношение массы к тяге. Двигатель занимает меньше места, позволяя увеличить полезную нагрузку ракеты или БПЛА, та также уменьшить их габариты, что влияет на заметность для средств ПВО. Поэтому реактивный беспилотник длинной 5 м и размахом крыльев 3 м может нести около 500 кг взрывчатки на условные 500 км. Чтобы пропеллерный дрон выполнил такую задачу, он должен напоминать полноценный самолет.
"Паляниця" в первую очередь презентовалась как средство для ударов по российским аэродромам, а это значит, что вопросы подлетного времени и веса боевой части могут быть ключевыми", — отметили в издании.
Среди минусов реактивных двигателей эксперты упомянули их стоимость по сравнению с двигателями внутреннего сгорания. Кроме того, большая скорость предусматривает более высокие требования ко всей конструкции БПЛА, в частности к надежности и прочности материалов и системам навигации.
В издании подчеркнули, что часто употребляемое определение "ракето-дрон" является не совсем корректным, так как по сути речь идет о реактивном дроне. "Ракето-дрон" должен иметь жидкостно- или твердотопливный ракетный двигатель, тогда как "Паляниця" оснащена турбореактивным двигателем. При этом реактивные БПЛА не являются чем-то совершенно новым. К примеру, Иран производит реактивные дроны Karrar и Shahed-238, а Британия — беспилотный QinetiQ Banshee Jet 80.
В свою очередь авиационный эксперт Анатолий Храпчинский отметил, что на аэродромах, кроме ударов по самолетам, "Паляниця" способна ударить по другим важным объектам: по складам горюче-смазочных материалов, по складам оружия, по оборудованию для технического обслуживания. Таким образом новый дрон может существенно уменьшить потенциал российских воздушных сил.