Эксперт: Наспех открытый действующей властью рынок земли — инструмент в руках крупного бизнеса, который имеет на эту власть огромное влияние
Наспех открытый рынок земли является не благом, а инструментом в руках крупного бизнеса. И сегодня власть полностью глуха. Она не реагирует даже на многочисленные обращения селян запретить продажу земли на время военного положения, заявил в интервью ZN.UA один из авторов земельной реформы, первый фермер Украины (с 1987 г.) Иван Томич, с которым пообщалась редактор отдела внутренней политики Инна Ведерникова.
«В начале земельной реформы власти сознательно не хотели формировать рынок земли, что обеспечило бы такое развитие сельского хозяйства, которое есть в Польше и других европейских странах. Все делалось для того, чтобы земля не стала основой жизни селянина, а он не стал полноценным полноправным хозяином своей земли», – рассказал Томич.
Он добавил, что за 33 года Независимости Украины более 10 миллионов гектаров земли разной собственности размыли из рук в руки с помощью коррупционных систем. И Томич не верит, что эта земля когда-нибудь будет удостоверена. В то время как паи, которые получили крестьяне, заверены и имеют персонифицированного владельца. И именно это обстоятельство не дало возможности унести эту землю.
«Именно поэтому фермерское движение и другие общественные и политические движения отстаивали продолжение моратория не потому, что мораторий был благом, а чтобы не допустить беды. Но маховик запущен. Наспех открытый действующей властью рынок земли — лишь инструмент в руках крупного бизнеса, который имеет на эту власть огромное влияние», – добавил эксперт.
И сегодня, по словам Томича, в Украине нет человека, который лично мог бы решить вопрос. Он добавил, что в 1997-1998 годах, когда колхозная система упала в кризис, фермеры обращались к тогдашнему президенту Леониду Кучме. И какое-то время это работало.
«Сегодня, к сожалению, нет и такой возможности. Власть полностью глуха. Государство не отреагировало даже на сотни официальных обращений фермеров приостановить продажу земли на время военного положения. Да, народ понимает ценность земли, а вот у власти и крупного бизнеса другие ценности», – добавил Томич.
По словам эксперта, он лучше апеллировал бы к нашим соседям в Европе, которые в рамках переговоров о вступлении Украины в Евросоюз должны играть важную роль в стратегии развития украинского аграрного сектора и сельских общин. Но главное, добавил
Томич, нужно обращаться к общественности и людям, которые сегодня защищают Украину.
«Нельзя отдавать жизнь за свою землю и не видеть, что ее у тебя отнимает твое же государство. Это не о свободе, это о неосведомленности общества и патриотических элит», – подытожил Томич.
Эксперт считает, что децентрализация и земельная реформа в Украине постепенно пошли по разным направлениям. Это произошло потому, что когда в Украине в 2015 году открыли окно возможностей для децентрализации, ни ее авторы, ни власть не понимали, что для успеха реформы обязательны антимонопольные и правовые механизмы.
А сейчас, когда украинские власти говорят, что фермерство в нашем государстве – это важная секция экономики, она цинично лжет. В частности, власти манипулируют статистикой, в то время как агрохолдингам принадлежит 60–70% земли. Причем, по словам Томича, мнения о том, что наш агросектор не нужно сводить к крафтовому производству в сельском хозяйстве, ошибочны.