Фермерские хозяйства и крупные агрохолдинги могут дополнять друг друга – эксперт
Украина входит в десятку мировых экспортеров аграрной продукции и потому многие сомневаются, что наш агросектор нужно сводить к крафтовому производству в сельском хозяйстве, чего от украинцев ждет фермерская Европа. Однако на самом деле эти мнения ошибочны, отметил в интервью ZN.UA один из авторов земельной реформы, первый фермер Украины (с 1987 г.) Иван Томич, с которым пообщалась редактор отдела внутренней политики Инна Ведерникова.
«Если взять аграрную продукцию, производимую в Украине и агрохолдингами, и фермерами, и сравнить с той же Польшей, то поляки с гектара производят продукции в 3,5 раза больше, чем Украина. При этом я не буду сравнивать земельные ресурсы, природные и все другие факторы, которые у нас 10 из 10 баллов. Но только эти показатели говорят о том, что это миф и циничная ложь», – отметил Томич.
То есть силами фермеров Польша производит больше, чем Украина силами крупных предприятий. Причем, по словам эксперта, фермеры и агрохолдинги могут дополнять друг друга. Для этого на таком принципе следует построить государственную агрополитику.
«Если взять структуру украинского экспорта, то 80% - это зерно и масличные культуры. Если брать производство этих культур, то агрохолдингам принадлежит 70–80% объема», – добавил Томич.
В то же время, если говорить о трудоемких культурах, то 90% картофеля в Украине выращивают фермеры и личные сельськие хозяйства. Та же ситуация с овощами. Также фермеры и личные селянские хозяйства являются производителями более 95% фруктов и около 70% молока. Поэтому, отметил эксперт, если взять всю продуктовую корзину, то правительство должно направить политику на трудоемкие продукты и, прежде всего, ориентировать производство фермерских хозяйств на внутренний рынок.
«Огурец сегодня стоит 70 гривень! Но огурец и вся остальная продукция могут быть намного дешевле, если увеличить товарное производство. Помочь мелким сделать инфраструктуру, кооперацию, упаковку, расфасовку, транспортировку, и они дадут украинцам гораздо более дешевую продукцию трудоемких продуктов по всему спектру. Здесь поле непаханое, и не надо соревноваться в том, сколько мы вырастим подсолнечнуха и сколько продадим», – рассказал Томич.
По словам эксперта, он еще в начале земельной реформы говорил, что Украина не должна вести войну на уничтожение. Вместо этого лучше искать компромисс. Но, подчеркнул Томич, власть отстранилась от поиска баланса интересов на всех уровнях, и, разумеется, хищник вел себя как хищник.
Журналист спросила эксперта, на какие все-таки внешние рынки направить хищника, чтобы он мог спокойно охотиться, не пожирая своих и не раздражая Европу.
«Украина имела традиционные рынки по масличным культурам и зерновой группе на Ближнем Востоке, в арабских странах и Китае. Это была стабильная отработанная дорога реализации продукции. И здесь никаких конфликтов не возникало. Но все поменяла война. Потому что эти страны не принадлежат тем, кто является нашими союзниками. А когда критически изменилась ситуация с инфраструктурой, порты начали блокировать, тогда наша продукция объективно должна была куда-то двигаться. Этой щелью для крупных компаний стала Европа. Именно это и испугало и экономически придавило европейских фермеров», – ответил Томич.
Однако, по его словам, существует еще много мировых рынков для реализации продукции агрохолдингов, и государство должно этим заниматься. Что же касается европейского рынка, то это, прежде всего, стандарты и доля продукции, которой не хватает на европейских рынках.
«Тут как раз потребность в некоторых трудоемких культурах, которые со временем могут быть на европейском рынке. Но это должно происходить постепенно, чтобы не обрушить рынок партнеров. Да, это всегда компромисс и диверсификация рисков для обеих сторон», – добавил эксперт.
В то же время Томич рассказал, что фермерские хозяйства, имеющие до 500 га земли или даже до 100 га, не выходят на внешний рынок ни с какими продуктами. Ведь такие хозяйства не имеют инфраструктуры хранения, транспортировки, упаковки, менеджмента, а значит, возможности работать на мировых рынках.
«Более того, вы знаете, что мелкие производители по сравнению с агрохолдингами получают реализационные цены, на 40–50% ниже. Схему, которую государство создало своими руками, можно долго расшифровывать, но суть одна: сегодня фермер до 100 гектаров продает пшеницу 3 класса примерно за 5,5 тысяч гривень. В то же время, большая компания, я не говорю даже агрохолдинг, продает за 9 тысяч гривен и больше. И это экономическое убийство », – подытожил Томич.
Эксперт считает, что децентрализация и земельная реформа в Украине постепенно пошли по разным направлениям. Это произошло потому, что когда в Украине в 2015 году открыли окно возможностей для децентрализации, ни ее авторы, ни власть не понимали, что для успеха реформы обязательны антимонопольные и правовые механизмы.
А сейчас, когда украинские власти говорят, что фермерство в нашем государстве – это важная секция экономики, она цинично лжет. В частности, власти манипулируют статистикой, в то время как агрохолдингам принадлежит 60–70% земли.