С 29 августа в кинотеатрах стартовал показ сверхъестественного хоррора в формате «найденная пленка» «Ночь с дьяволом», о котором чрезвычайно положительно отозвался в соцсети X Стивен Кинг. Кроме того, лента получила 97% «свежести» на Rotten Tomatoes с учетом 228 рецензий критиков. В рецензии ниже разбираемся, заслуживает ли этот ужастик столь позитивного восприятия и рассказываем, как создатели воспользовались помощью искусственного интеллекта.
Плюсы:
потрясающая и продуманная стилизация под документальное кино и особенно американское late night show 70-х; фильму удается прекрасно держать внимание на протяжении всего хронометража; качественная сатирическая составляющая; хорошие актерские работы; выразительные практические спецэффекты;
Минусы:
невнятная концовка, которая способна испортить общее впечатление; некоторым фильм может показаться недостаточно пугающим; осадок от безответственного поведения Дэвида Дастмалчяна, хотя самого фильма это не касается;
«Ночь с дьяволом» / Late Night with the Devil
Жанр фильм ужасов о сверхъестественном
Режиссеры Камерон Кернс, Колин Кернс
В ролях Дэвид Дастмалчян, Лора Гордон, Файсаль Баззи, Ингрид Торелли, Джорджина Хейг, Кристофер Кирби, Иэн Блисс
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
В ночь на Хэллоуин 1977 года в прямом эфире популярного американского ТВ-шоу «Ночные совы», с его неизменным ведущим Джеком Делроем, произошло нечто страшное. Это был спецвыпуск, посвященный теме оккультизма и призванный вернуть проекту высокие рейтинги, которые в последнее время начали стремительно падать.
Оправившись от страшной смерти жены от рака, Джек снова готов зажигать в студии под прицелами телекамер и настроен устроить настоящую сенсацию. Но то, что начиналось как увлекательное погружение в тайну чего-то сверхъестественного, в итоге превратилось в адское реалити.
Можно вспомнить выдающиеся пост-хорроры от Роберта Эггерса и Ари Астера, трилогию Тая Уэста «X», или же какие-то единичные жанровые сенсации, как, например, «Варвар» (2022) Зака Креггера, с которым у «Ночи с дьяволом» есть общие продюсеры. Далеко ходить не надо — только в августе в украинском прокате появились два однозначно стоящих внимания фильма ужасов — «Дьявольская баня» и «Длинноногий». Теперь к этой компании присоединяется и «Ночь с дьяволом», которую можно назвать одним из самых изобретательных ужастиков года.
Окунуться в сплошной праздник в электронной коробке в традиционном для тех времен соотношении сторон 4:3 приглашают и зрителя. То есть, мы действительно становимся наблюдателями не фильма как такового, а настоящего телевизионного шоу из 70-х — в красивой студии, с остротами ведущего, интересными гостями, музыкальными вставками и соответствующей эпохе аналоговой картинкой. И надо сказать, что оторваться от этого ретро-эфира решительно невозможно.
Суть в том, что австралийские режиссеры и сценаристы, братья Камерон и Колин Кернсы, стремились не столько напугать зрителя, сколько воссоздать аутентичную легкомысленную атмосферу старых американских late night show и разбавить ее загадочной инфернальщиной, которая врастает корнями в культового «Изгоняющего дьявола». И это сработало. С технической стороны картина выполнена идеально, и это подкрепляется отличной актерской игрой, в частности, Дэвида Дастмалчяна, привыкшего перебиваться второстепенными партиями.
Мы никогда не можем знать наверняка, что является запланированной частью шоу, а что — проявлением чего-то паранормального. Подсказками могут служить небольшие рекламные паузы, но вместо чудо-стиральных порошков или таблеток перед нами предстает закулисье программы. Тогда кадр получает привычный для сегодняшнего дня широкоэкранный формат, а яркие декорации сменяются монохромным изображением студийного закулисья.
Не забывают Кернсы о сатире, касающейся цены, которую надо заплатить за славу, а также жаждущей зрелищ публики и меркантильных продюсеров, согласных пойти на все ради высоких рейтингов. Сегодня подобный упрек будет актуален для определенной категории контентмейкеров, готовых кроить собственную внешность и снимать на айфоны откровенную несуразицу ради сенсации и, соответственно, просмотров и лайков в соцсетях.
В одной из них, ныне именуемой X, кроме рьяной похвалы от Стивена Кинга, развернулась нешуточная истерика по поводу использования авторами искусственного интеллекта. Как признались режиссеры, это было сделано для доработки трех неподвижных изображений фотокарточек с целью лучше передать эстетику 70-х. Стоит отметить, что это произошло еще перед прошлогодними голливудскими забастовками, одной из причин которых и стала регуляция использования ИИ в кинематографе.
А еще испортить впечатление от просмотра может неуверенная концовка, которая сильно рушит атмосферу и явно выбивается из здешнего концепта. Кажется, будто сценаристы и сами не знали, как лучше финализировать свой замысел.
В целом же «Ночь с дьяволом» — качественное и изобретательное кино. И оно могло бы стать выдающимся, если бы не досадные факторы, на которые просто невозможно закрыть глаза.
Вывод:
«Ночь с дьяволом» — на первый взгляд тихий и неприметный хоррор-эксперимент, который заслуживает внимания всех ценителей жуткого жанра.