Россия умышленно уничтожает наше культурное наследие и стирает идентичность украинцев. Впрочем, есть и внутренние враги – во время войны мы становимся свидетелями того, как в центре столицы застройщик сносит исторический дом или узнаем о фиктивной продаже части территории музея в Пирогово. В то же время деятели культуры, не осудившие агрессию против Украины, до сих пор носят звание "народных" и "заслуженных". О восстановлении ценных объектов, защите культурного наследия и лишении государственных наград артистов-предателей "Апостроф" поговорил с временно исполняющим обязанности министра культуры и информационной политики Ростиславом Карандеевым.
Содержание:
Российские удары по украинским памятникам
Оставлять ли Национальный телемарафон
Списки артистов, которые потеряют звание
Сокращение Минкульта
Скандал вокруг музея в Пирогово
Скандал вокруг усадьбы Зеленских
Кино и театр в Украине – положение дел
Российские удары по украинским памятникам
- Ростислав Владимирович, какие убытки российская агрессия уже нанесла украинской культуре?
– По данным на 1 августа, мы фиксируем повреждения разной степени 1105 объектов культурного наследия.
– Сколько потеряно безвозвратно?
- в 16% - разрушено более 80%. Ибо согласно законодательству, даже если объект разрушен, но хотя бы 20% остается уцелевшим, возможна определенная его музеефикация и восстановление. Но у 16% разрушение – более 80%.
- Подсчитывали ли потребность в деньгах?
- Пока очень сложно сказать, потому что очень много объектов находятся в зоне боевых действий. Ряд объектов находятся пусть и на контролируемой, относительно мирной территории, однако сегодня мы производим не реставрационные восстановительные работы, а в первую очередь противоаварийные, консервационные. К вопросу о реставрации мы перейдем после завершения военного положения. Сейчас важно хотя бы то, что осталось должным образом сохранить, законсервировать.
– Уже сейчас очевидно, что своих денег нам не хватит…
– Не хватит, их действительно не хватает. За счет государственного бюджета Украины в этом году запланировано и будет использовано около 250 млн. грн. на соответствующие работы. Но нашим партнерам, в частности ЮНЕСКО, правительствам Японии, Италии, предоставляются средства на проведение таких противоаварийных и консервационных работ в дополнение к мощности государственного бюджета.
– К реставрационным работам планируете привлекать частных инвесторов?
- Конечно, поскольку памятники, которые получили повреждения, являются не только объектами государственной формы собственности, но и частной. Владелец, конечно, сам будет их восстанавливать, производить работы по реставрации. Кроме того, некоторые объекты государственной или коммунальной формы собственности вполне возможно будут предложены частному инвестору для размещения его частного заведения, поэтому, будем надеяться, он согласится провести соответствующие реставрационные работы.
- Еще Александр Ткаченко запускал платформу для сбора средств на восстановление "Сохраните украинскую культуру". Работает ли она?
– Сейчас мы используем единую платформу UNITED24. К сожалению, активность пополнения ее благотворительными взносами в последнее время значительно ниже, чем это было к началу года и войны. Но это единственная верифицированная администрируемая Национальным банком специальная платформа. Однако есть в стране многие другие благотворительные фонды, не связанные с государственным и министерством, которые тоже помогают государственным и коммунальным учреждениям, мы их знаем, с ними сотрудничаем. Объемы финансирования через эти фонды не так велики, которые позволяли бы говорить о реставрационных работах, а о проведении в основном консервационных, противоаварийных работ.
– Украина столкнулась со сложностями с исполнением бюджета. В скором времени стартует новый бюджетный процесс. Ожидаете ли снижение расходов на культурную сферу в следующем году?
– Нет, мы уже получили соответствующие контрольные показатели из Министерства финансов, подготовили наш бюджетный запрос. Он не будет глобально меньше бюджета в этом году. Более того, мы также подготовили запрос на дополнительные потребности, в том числе на реставрационные работы.
Оставлять ли Национальный телемарафон
- Какова будет позиция Минкульта при планировании бюджета-2025: покидать марафон или нет?
- Сейчас мы выполняем решения СНБО и поскольку нет других высоких решений, потому что вопрос информационной безопасности выходит за рамки Министерства культуры и информационной политики, он все же является вопросом привлечения более широкого круга заинтересованных лиц и стейкхолдеров, поэтому пока нет другого высокого решения, мы как министерство обеспечиваем реализацию задач, предусмотренных решением СНБО, закреплено соответствующим указом президента Украины и продолжаем финансирование марафона "Единые новости". Пока что предполагаем на следующий год такие расходы. Если будут приняты другие решения, то, конечно, мы внесем корректировку.
Списки артистов, которые потеряют звание
- Верховная Рада в І чтении проголосовала законопроект о лишении государственных наград лиц, которые популяризируют государство-агрессора, оправдывают оккупацию. Есть ли список артистов, которые могут потерять звание "народных", "заслуженных"?
- Пока как такой список формально мы не готовили, поскольку не было такого основания. Однако, заинтересованные общественные организации, активисты такой список составляли, он существует, его, кстати, можно легко найти в интернете, если набрать соответствующий поисковый запрос. По поводу деятелей культуры у нас сегодня два списка. Это бывшие граждане Украины, сменившие гражданство, переехали, например, в Россию и поддерживают агрессию РФ против Украины, и россияне, в свое время отмеченные государственными наградами Украины, но не осудившие и так же поддерживающие путинский режим. Как только откроется такая возможность, кто-либо из граждан Украины сможет сделать соответствующий иск в суд или обратиться в СНБО для принятия соответствующего решения о лишении [государственных наград]. Но такие решения должны быть обоснованы, будут рассматриваться всесторонне. Четко сказать, что уже готовый список на лишение нельзя. Все же каждый частный случай нужно исследовать.
– Сколько граждан РФ имеют звание "народный артист" Украины?
– Я вам скажу честно, что такой информации нет у нас. К сожалению, его нет и в Офисе Президента. Однако осуществить соответствующий архивный поиск можно будет. И мы, конечно, сразу начнем.
- Получают ли они какие-либо доплаты за звание народных артистов Украины?
- Звание предусматривает доплату к заработной плате в случае, если носитель этого звания является представителем государственного или коммунального учреждения культуры Украины.
- Итак, не получают… А каково ваше личное отношение к мужчинам-артистам, которые уехали за границу и не вернулись?
– Как к предателям Украины.
- Известно ли, сколько деятелей культуры в Силах обороны?
– Очень сложно это ответить. Мы можем сказать, сколько было мобилизовано. По нашим учреждениям сферы управления министерства цифра составляет около 1700 человек. Может, уже больше, потому что это данные на июнь. Что касается коммунальных [учреждений] – у нас нет таких данных.
Сокращение Минкульта
- Ранее глава правительства анонсировал сокращение министерств . Как считаете, коснется ли это Минкульта?
- Полагать в данном случае – это неправильная позиция. Мы являемся центральным органом исполнительной власти, то есть мы выполняем. Выполняем решения, в том числе и Верховной Рады. Если Верховная Рада примет решение об уменьшении количества министерств и это будет касаться Министерства культуры и информационной политики, то, конечно, оно будет выполнено и аппарат министерства трансформируется или вольется в другое, или кто-нибудь присоединится к нам.
История государственного управления в сфере культуры знала много разных трансформаций и изменений, периодически они происходят. Главное, чтобы выполнялись те пункты Положения о министерстве, которые зафиксированы и определяют нашу государственную задачу. Как правило, если изменялось название министерства, то большинство задач, определенных в положении таких министерств, не изменялось. Здесь вопрос в том, чтобы была возможность эффективно делать свою государственную работу, а именно формировать и реализовывать государственную политику в сфере культуры.
Скандал вокруг музея в Пирогово
- Национальный музей народной архитектуры и быта Украины в Пирогово обжалует в Кассационном хозяйственном суде решение, которым было отчуждено почти 2 га территории музея в пользу ООО "Манеж-Холл". Какие действия министерства, если Кассационный суд встанет на сторону ООО?
- Мы надеемся, что Кассационный суд рассмотрит это дело незаангажированно. Однако мы сейчас говорим не только о необходимости пересмотра решения апелляционного суда, который отменил решение Министерства юстиции, но и о необходимости расследования – как такое могло произойти? Это важнее. Почему, в результате каких действий на территории государственного учреждения, защищенного законодательством об охране культурного наследия, на территории музея появляется земельный участок, отведенный неизвестно на каком основании и под какие процессы? Много вопросов, на которые нет ответа. Поэтому расследование этого – одна из наших задач, чтобы на будущее предупредить такие вещи. Чтобы в случае, если на каком-то этапе рейдер получит успех, чтобы государство и общество знали, почему этот успех произошел, кто возможно был подкуплен, кто совершил незаконное действие, кто ошибся? Соответствующее обращение поступило от Музея народной архитектуры и быта в Нацполицию Украины и Офис Генерального прокурора.
- То есть у допускаете, что мог быть подкуп и судей, и нотариусов...
- Я более чем убежден в том, что произошла фальсификация, особенно на этапе нотариального оформления прав собственности, потому что таких действий в соответствии с законодательством не могло быть – государственное имущество не может быть продано, тем более, имущество национального учреждения. Существует запрет на отчуждение этого имущества. Если вдруг какой-то нотариус фиксирует договор купли-продажи такого имущества – это грубое нарушение законодательства, потому что это просто невозможно. Никакой акт отчуждения имущества не может произойти и соответственно действие нотариуса по его удостоверению является подлогом.
Скандал вокруг усадьбы Зеленских
- Можно ли было предотвратить снос усадьбы Зеленских, например, предоставив ей охранный статус вовремя?
- Тому, кто ее сносил, было безразлично, есть охранный статус или нет. У этого здания был охранный статус – не как объект из числа памятников местного или национального значения, а как объект ценной исторической застройки, внесенный в историко-архитектурный опорный план. Статус такого объекта не предполагает его сноса, а только ремонтные или реставрационные работы. То есть, защищенность была! Но тому, кто его демонтировал, было безразлично это. То есть степень защиты была регламентирована украинским законодательством о строительстве, а отсутствие статуса защищенности по законодательству об охране культурных памятников в этом случае было некритическим. Хотя мы очень хотели, чтобы такой статус был предоставлен. К сожалению, наши коллеги из КГГА долгое время воздерживались от инициирования разработки учетных данных на этот объект и внесения их на рассмотрение министерства. Поэтому до последнего оставался этот объект без получения охранного статуса.
- Как, по-вашему, избежать таких историй в будущем?
- Наказывать надо тех, кто такое сделал. На территории города Киева за период с начала войны незаконно было уничтожено 22 исторических объекта. И никто не понес наказание. Это фактически повод для будущих преступников, недобросовестных застройщиков. Безнаказанность дает основания надеяться на то, что совершив соответствующее действие, они также избежат наказания. Был ли вы серьезный предохранитель, если бы каждый нарушитель получал по заслугам.
Кино и театр в Украине – положение дел
- Ростислав Владимирович, поделюсь своими наблюдениями: с начала большой войны украинцы стали больше интересоваться украинским кинематографом , посещать украинские спектакли… Как считаете, это так?
- Совершенно верно. Во-первых, интерес к украинскому продукту значительно возрос после того, как были наложены ограничения распространения на территории Украины культурного продукта государства-агрессора. Люди, желающие потреблять культурный продукт, обогащаться, искали альтернативы и открывали для себя украинский культурный продукт, который не имел соответствующей рекламы, но тем не менее по своему качеству смог удовлетворить культурные потребности граждан.
Если мы говорим об эффекте войны, из-за огромного потока трагической информации, люди искали определенное психологическое утешение. Искусство как раз и есть инструмент восстановления ментального здоровья. Людям захотелось обрести новый культурный продукт, новые эмоции, новые впечатления. Здесь нужно поблагодарить наших художников, которые предложили высокое качество и спектакли, и кинофильмы, и выставки.
- Часто от своих друзей слышу жалобы на невозможность попасть на спектакль "Конотопская ведьма" в театре Франко. Вы видели этот спектакль?
- Конечно, я ее видел, потому что это составляющая моей деятельности, я смотрю все премьеры в национальных заведениях, по крайней мере, стремлюсь к этому.
- В чем причина ее популярности – мастерство написания Григория Квитки-Основьяненко или сценического воплощения?
– Здесь накладывается несколько факторов. Во-первых, само по себе произведение является классикой украинской литературы и, без сомнения, заслуживает того, чтобы привлекать внимание и нынешнего поколения украинцев. Второе – режиссер, Иван Уровский, действительно талантливый. Он поставил этот спектакль чрезвычайно привлекательно для зрителя, с использованием новейшей и сценографии, и для других самых современных и лучших режиссерско-постановочных решений.
В то же время мы говорим о бренде "Конотопская ведьма", который был раскручен в начале войны, когда наши украинки из города Конотоп встречали врага. И этот бренд был поддержан в СМИ и в песнях. Есть песня о ведьме, которая тоже приобрела большую популярность в начале войны. То есть многие факторы сделали этот проект столь популярным.