Днепровская таможня требует от волонтеров штраф за автомобили, ввезенные для ВСУ еще в 2022 году. Некоторые машины хотят конфисковать
С самого начала полномасштабного вторжения РФ в Украину волонтеры из Днепропетровской области возят для украинских военных автомобили. И сейчас за несколько автомобилей, завезенных еще в начале острой фазы войны, Государственная таможенная служба Украины требует от волонтеров штрафа, а также хочет конфисковать несколько машин, передает «РБК-Украина».
В частности, журналисты побеседовали с волонтером Александром Крутько, который с 24 февраля 2022 года сам и его благотворительный фонд «Осоння України» ввезли более 130 автомобилей. Так, таможня хочет признать часть этих автомобилей контрабандой и конфисковать часть из них якобы за неправильную передачу авто военным.
По словам волонтера, объяснения, документы, акты, фото и видео передачи машин ВСУ таможенники не принимают. Они даже не принимают во внимание прямые контакты с военными, которые на этих же авто выполняют боевые задания. В то же время таможенная служба передает в суд «пустые» протоколы. Крутько считает, что из-за таких действий таможенников волонтеры вообще не будут ввозить автомобили для ВСУ.
С началом полномасштабной войны, чтобы ввезти из-за границы авто для ВСУ, волонтерам требовалось письмо от воинской части, а после передачи машины – акт приема-передачи на баланс или конкретному военному. В то же время, таможенники, рассказал Крутько, выдвинули претензии к автомобилям, которые ввезли в Украину еще до того, как появился правовой инструмент по пересечению границы военных авто.
«Просто в ВСУ нужны были машины, и мы их везли. А узнать, как поступать правильно, не было возможности. Уже позже были приняты правила и законы для перевозки военных машин, которые мы придерживаемся и сейчас», – отметил Крутько.
Соответствующие автомобили, когда волонтеры их ввезли весной 2022 года, проверяли только пограничники. Таможенников тогда не было. И даже несмотря на то, что тогда военным, которые срочно нуждались в любом джипе для перевозки БК и личного состава, было сложно сделать любой документ, они смогли передать волонтерам письмо с печатью. Волонтеры мессенджером переслали письмо своим коллегам, которые увозили авто из Германии.
Крутько объяснил, что в первые месяцы большой войны все пересылали так письма, иначе ведь нельзя было. Также в мессенджерах документы показывали на границе и авто попускали. После ремонта и рихтовки и покраски эти автопередавали военным. И все акты, фото и видео передачи машин сохранились, заверил волонтер.
В свою очередь, Днепровская таможня выдвинула претензию, мол, несколькими автомобилями пользуются не те люди, которым согласно документам, предъявленным на границе, их везли. Крутько же говорит, что таможня сама не разобралась, где находятся машины, хотя должна это сделать. Не помогли Таможенной службе ни предоставленные пояснения, ни доказательства, ни контакты военных. Вернее, добавил волонтер, таможенники не взяли у него доказательства.
«Дело оперативно передали в суд, не считая ряда деталей и документов. Лично я приезжал на таможню со всеми документами, актами передачи, фотографиями и видео, но ни один из документов они не посмотрели и не приняли. Есть полная доказательная база и свидетели, готовые рассказать, кто и как пользуется машинами. Но ни таможня, ни суд не приняли от нас ни одного документа с поличным», – рассказывает Крутько.
Один из судов, куда пошли таможенники, установил, что волонтеры должны выплатить компенсацию за определенные автомобили. А исполнительная служба должна изъять машины.
Правда, все, кто используют эти машины, отметил Крутько, сейчас на передовой. А волонтеры в свою очередь еще раз должны выплатить полную стоимость машин. Также по словам Крутько, удивительно и то, как высчитывали суммы штрафов.
«Никто не проверял, в каком году изготовление эти авто, в каком они состоянии и другие моменты, влияющие на цену. Все машины – старенькие дизельные «коряги» 90-х и начала 2000-х годов. Я знаю только о служебной записке, где почему-то указано, что одна из машин стоит 4 тысяч евро. И все», – добавил волонтер.
В свою очередь адвокат Александр Афонин, защищающий волонтеров в судах, также указал, что на каждое авто есть все документы, необходимые для пересечения границы гуманитарной помощи для ВСУ. В частности, после ввоза авто передают руководителю фонда, а дальше машина вообще никак не касается привезших ее людей. Потому что машину передают военным. Несмотря на это, рассказал адвокат, протоколы таможенники составили именно на тех, кто ввозил автомобили в Украину. Таможня убеждает суд, что автомобиль должен доехать именно до той части, указанной в документах.
«Это был 2022 год, и машины ехали тогда, куда просили военные. Таможня говорит, что они должны находиться в одной части. Также неувязка в том, что некие машины поставлены на учет частях, но большая часть частей на себя их брать не желает. У нас есть все акты передачи конкретным военным. Мне военный прямо пишет: «Я подтверждаю, что взял авто на себя, потому что часть не хочет ставить ее на баланс». Потому что машины уничтожаются, а им нужно потом возиться с документацией и нести ответственность. Поэтому формально таможня заявляет, что имеет место нарушение»., – рассказал Афонин.
Суд имеет такую же позицию, как и таможенная служба.
Сейчас по делам проходят семь человек, в общей сложности завезли около 30 авто. Минимальный штраф, который собираются наложить, составляет 30 тысяч гривень за один автомобиль. Три человека уже имеют штрафы по 70 тысяч гривень и по 40-30 тысяч гривень.
«Это половина стоимости одного завозимого авто. В общей сложности можно получить и полмиллиона гривен штрафов. Но при чем здесь эти люди, за что их наказывать? Это накладывает негатив на всех волонтеров, которые после этого вообще не захотят ввозить машины, потому что на них могут завести такие дела», – добавил Афонин.
Адвокат просил отправить дело на доработку и установить, где указаны автомобили. Некоторые из военных, которые их принимали, к сожалению, уже погибли. Однако большинство людей живы и готовы предоставить все доказательства, что они используют эти автомобили. Несмотря на это, волонтерам и защитникам сообщили, что дело отправляют на рассмотрение.
Сейчас в целом проходит несколько судов. По трем делам волонтеры и адвокаты подали апелляцию. И чтобы доказать свою правоту, волонтеры готовы предоставить все необходимые документы и пройти соответствующие проверки.
Афонин считает, что решением передать дело в суд без доказательств таможня «выполняет свои показатели» и имеет задачу передать судьям как можно больше таких дел.
Журналисты не смогли на момент публикации сконтактировать с соответствующими лицами из Днепровской таможни.
Напомним, согласно закону о мобилизации, на нужды армии у граждан могут изымать автомобили. В частности, у граждан, имеющих два автомобиля, один могут изымать на нужды армии. Нет разницы, на кого зарегистрирован транспорт: исключения не предусмотрены даже для женщин, полицейских и власть имущих. В Минобороны объяснили, как должно происходить изъятие.