Изменение налогов в Украине: пусть бедные платят
Повышения налогов ждем уже на этой неделе.
В прошлый четверг профильный комитет парламента согласовал к рассмотрению за основу правительственный проект так называемого ресурсного закона №11416-д.
В результате получаем следующие изменения в налоговое законодательство:
- повышение с 1,5 до 5% военного сбора для физлиц;
- установление военного сбора на уровне 10% минимальной заработной платы для ФЛП — плательщиков единого налога І, ІІ и IV групп;
- установление военного сбора на уровне 1% от дохода для ФЛП — плательщиков единого налога ІІІ группы;
- авансовые взносы сетей АЗС за каждую точку продажи.
Как видим, в итоге поиск дополнительных денег в бюджет буквально закончился ничем. Все вышеперечисленное принесет в этом году немногим более 30 млрд грн, в следующем — 127 млрд. Напомним, что начинал Минфин этот разговор с необходимости дополнительных налоговых поступлений в размере 125 млрд грн до конца 2024-го и 340 млрд — на весь 2025-й.
Собственно, окончательный дизайн налоговых изменений в целом поднимает вопрос об их необходимости.
Когда в конце июля министр финансов Марченко ошарашил всех тем, что в бюджете образовалась дыра в 500 млрд грн, уже возникла масса вопросов.
Полтриллиона, даже при наших нетипично больших финансовых показателях, — ничего себе сумма. В прошлом году мы ровно столько потратили на финансирование всей медицины и образования вместе.
При постоянной внешней поддержке и на фоне регулярных отчетов Минфина о «налоговых перевыполнениях», посреди года в бюджете появляется дыра такого размера, что сложно удержаться, чтобы не спросить о достаточности компетентных кадров в Министерстве финансов. Шок в действительности был таким, что многие как мнимые, так и вполне реальные финансовые эксперты вообще усомнились в достоверности этой цифры.
Официальное объяснение — внутреннее перераспределение средств Министерством обороны, в результате которого на закупку вооружения израсходовали деньги, предусмотренные для обеспечения военных. Здесь уже возникают вопросы к финансовому планированию в МО, но их время не пришло. Правда, при первом же приближении выясняется, что несовершенное планирование Минобороны привело к дополнительной потребности в 182 млрд грн, остальное — не то чтобы новый для нас дефицит… Но и эта сумма немалая.
Что же мы имеем на выходе, после всех этих алармистских заявлений? План собрать дополнительно 30 млрд грн, который официально поддержан на налоговом комитете тем же Минфином.
При таких обстоятельствах самый большой скептик поверит в теорию заговора коварных «ротшельдов», которые просто из вредности хотят повысить налоги украинцам.
Безусловно, это не так, и наполняемость бюджета — залог нашего выживания, причем не только во время, но и после войны. Поэтому, несмотря на все вопросы к менеджерским и арифметическим способностям главных распорядителей бюджетных средств, наивно было надеяться, что вот именно систему налогообложения война не затронет. Впрочем, финал налоговой «реформы» сильно разочаровывает.
То, что со временем финансовая поддержка партнеров будет уменьшаться, очевидно уже сейчас, как и то, что дополнительное финансирование для восстановления Украине будет необходимо в течение многих лет. А значит, и решение должно было бы быть на многие годы. Вместо этого Минфин выбирает противоположный подход — принимать налоговые изменения ежегодно «по чайной ложке». Ведь уже в 2025-м нам откроется очевидное — дополнительных 125 млрд грн не хватит, чтобы закрыть потребность в 340 млрд, и нам понадобятся новые изменения. Каждый год менять налоговую систему — очень плохая стратегия, которая точно не вдохновляет бизнес и инвесторов, но другой нет.
Нежелание министра Марченко работать никогда не было таким демонстративным, как сейчас.
Еще большим разочарованием является дизайн этих налоговых изменений, — в результате основное налоговое бремя ляжет на микробизнес и зарплаты наемных работников. Точно не самые первые закрома, в которые должно было бы заглянуть правительство.
Мы уже писали, повышение ставки сбора с 1,5 сразу до 5% для физических лиц заслуживает хотя бы беглого анализа рисков и выгод от принятия этого решения, ведь это очень болезненная норма для белого бизнеса. Пример для понимания масштаба: работник сейчас получает на руки 14,5 тыс. грн, это означает, что его оклад равен 18 тыс., а военный сбор в 1,5% составляет 270 грн. Если же ставку сбора увеличить до 5%, то вместо 270 мы получим уже 900 грн. За каждого официально трудоустроенного работника. Не сказаться на сумме «на руки» такие существенные изменения не могут, — затраты на оплату труда традиционно и наибольшая статья производственных расходов, и первая статья экономии. Поэтому в итоге или увеличение зарплат остановится, или «тень» начнет расти, а наиболее вероятно, и первое, и второе вместе.
Это существенный риск. Мы идем на него ради 30 млрд грн. При этом правительство принципиально отказывается от альтернатив в виде введения, как и в прошлом году, налогообложения сверхприбылей банков, что принесло бы бюджету соразмерные 27,3 млрд грн.
Чтобы отказ выглядел более вежливым, Минфин и НБУ предлагают «разумную альтернативу» — пусть лучше банки за эти сверхприбыли купят у правительства ОВГЗ.
Понимаете, да? Вместо того чтобы собрать 27,5 млрд грн сразу напрямую в бюджет, правительство просит одолжить ему эти деньги под процент, чтобы банки в результате дополнительно заработали на тех своих сверхприбылях, а правительство потеряло, потому что займы надо возвращать, да еще и с процентами. То есть вместо «плюс 27,3», нам предлагают «минус 27,3+15%».
Конечно, НБУ такая стратегия нравится. Нацбанк любит всех, но банки — больше всех. Они абсолютно справедливо гордятся стабильностью финансовой системы и так сфокусировались на ее удержании, что под более широким углом уже не видят. Хотя очевидно, что сверхприбыли в банковской системе воюющей страны формируются не просто так. Мы, конечно, не призываем к массовым кредитованиям во время войны — нас финансовая стабильность вполне устраивает, но если уж так удачно сложились обстоятельства для банковского сектора, то почему бы ему не поддержать экономику напрямую — через бюджет? К сожалению, так не будет.
Минфин этот вариант не устраивает, потому что он очень хотел бы продать как можно больше ОВГЗ, а спрос на них не растет, будь он неладен.
Если план по привлечению на внутреннем рынке провалить, нежелание министра Марченко работать будет бросаться в глаза еще больше.
С момента, как поддержка нашего финансового житья-бытья стала головной болью союзников, у Минфина, мягко говоря, немного задач — планирование, с которым все традиционно сложно (но война же), и привлечение денег на внутреннем рынке, с которым не лучше, и война здесь ни при чем. Расслабились настолько, что о привлекательности ОВГЗ заботится НБУ, причем с таким упорством, словно ему новые функции добавили. На самом деле, нет. Но регулятор, очевидно, понимает, что если не закрыть дефицит внутренними заимствованиями, придется закрывать эмиссией.
Очень благородно, но все же хотелось бы, чтобы каждый делал свою работу. Потому что не так давно мы из всех утюгов слышали, что государство не имеет права вмешиваться в работу банков, что заставлять их покупать ОВГЗ — это позорная практика, что вообще госбанки должны сокращать объемы ОВГЗ в своих балансах. Вот и имеем. Банки, что понятно, не будут сопротивляться, — в конце концов, они же в плюсе. По крайней мере в краткосрочной перспективе.
Поэтому все удовлетворены, кроме простых налогоплательщиков, но бог с ними.
Но прямо и в лоб, согласитесь, говорить такое как-то стыдно. Поэтому разыгрывается козырь — МВФ против. Как иначе, это же резкое изменение правил налогообложения посреди года, что противоречит лучшим практикам.
Да неужели? А для всех других налогоплательщиков это не резкое изменение с прямым нарушением Налогового кодекса? А в прошлом году, когда банки, и слова не сказав, заплатили налог на сверхприбыль, это не противоречило лучшим практикам?
Есть подозрение, что МВФ в этом случае, как и во многих других, просто используют как пугало (да сколько можно). Потому что, только никому не говорите, не так уж Фонду и важно, из какого источника мы закроем 30 миллиардов из 125, их значительно больше будет интересовать, где мы возьмем остальные.
Нас, кстати, тоже это должно было бы интересовать.
Повышение налогообложения зарплат — это риск в условиях неопределенности, растущих расходов из-за перебоев с электричеством, недоступности кредитных ресурсов, существенного усиления давления на бизнес со стороны силовиков. Ну, вы знаете, если корову только доить, она долго не живет. Результаты проведенного ZN.UA опроса подтверждают: рядовой украинец живет «мягко говоря» скромно, даже если кажется, что в столице вроде бы ничего и не изменилось.
При этом за первое полугодие 2024-го поступления в общий фонд госбюджета от налога на прибыль предприятий были в два раза выше, чем в первом полугодии 2023 года, от НДФЛ — на 21% больше, чем в прошлом году, от «импортного НДС» — на 38,5%, от «внутреннего НДС» — на 49,6%. Два первых налога — средства, заплаченные бизнесом, два вторых — людьми. Неплохо так себе как для третьего года полномасштабной войны.
Власть уверена, что этот источник не оскудеет, если продолжать из него черпать?
Неужели недостаточно было сигналов, в том числе от наших партнеров, что пора искать финансовые резервы на «темной стороне силы». В коррупционной ренте, например, тряхнув как теневиков, так и силовиков, покрывающих их. Десятки миллиардов проходят мимо государственной казны благодаря офшорным схемам, злоупотреблениям на таможне, «серым» и «черным» рынкам. Масштабы «тени», о которых ZN.UA писало в течение многих лет, сейчас очевидны многим. Вспомните, что советовали правительству посол США в Украине Бриджит Бринк и спецпредставитель Пенни Прицкер, когда эта затея с повышением налогов ради латания дыр только начиналась: сосредоточиться в первую очередь не на повышении налогов, а на доходах, которые Украина не получает, хотя должна была бы получить сегодня. К сожалению, разумного объяснения, почему украинское правительство проигнорировало этот совет, нет.
Вдобавок у правительства до сих пор нет базового понимания, что необходимы порядок, планирование и предсказуемая политика в госфинансах, от Минфина до распорядителей. Наши финансовые проблемы будут углубляться, в том числе из-за чиновничьего разгильдяйства.
Мы уже в большой беде, потому что при потребности в 125 млрд грн находим только 30 млрд, да еще и торгуемся, кто их должен платить. Напомню, в следующем году нам понадобится по меньшей мере втрое большая сумма.