Турция подала заявку в БРИКС, но вряд ли окончательно откажется от вступления в ЕС – эксперт
Накануне стало известно, что Турция официально подала заявку на присоединение к группе развивающихся стран БРИКС. По мнению старшего аналитика Центра исследований современной Турции Карлтонского университета Евгении Габер, такой шаг – это способ продемонстрировать успех в попытках стать центром силы, а также показать, что страна не ограничивается только европейским направлением. Но вряд ли это новый стратегический вектор развития Турции, завила Габер в эксклюзивном комментарии ZN.UA.
«Я не думаю, что это окончательный разворот на восток и отказ от Евросоюза. Скорее это попытка продемонстрировать усилия Турции стать центром силы в новом многополярном мире, и создать альянсы вне западного мира. Если бы были хоть какие-то реальные перспективы с Европейским Союзом, столько внимания БРИКС не уделяли бы. Или, если бы ЕС принял более принципиальную позицию и озвучил четкие перспективы членства Турции в ЕС», – отметила Габер.
При этом эксперт указала на два момента, которые поспособствовали подаче заявки в БРИКС. Во-первых, нет никаких прописанных механизмов, которые бы запрещали, например, членам ЕС, а уже тем более кандидатам на вступление в Евросоюз, присоединяться к БРИКС.
«Это позволяет Турции принимать подобные решения. Хотя в случае с БРИКС никто не понимает, как Турция одновременно будет членом этой организации и таможенного союза с ЕС», — отметила Габер.
Во-вторых, заявка в БРИКС – это важный имиджевый проект Турции как страны, которая не ограничивается европейским направлением и в ситуации, когда нет прогресса в вопросе членства с ЕС, она готова демонстрировать дружбу с Россией и Китаем.
«На самом деле, у Турции нет таких экономических интересов с РФ и КНР, как с ЕС. И по объему товарооборота, и по уровню инвестиций США и ЕС остаются ключевыми партнерами Анкары. Поэтому БРИКС – это попытка показать, что Турция выступает за постзападный многополюсный мир, о котором все время говорит президент Реджеп Эрдоган», – отметила эксперт.
При этом, как обратила внимание Габер, глава МИД Турции Хакан Фидан впервые за многие годы едет на неформальную встречу глав внешнеполитических ведомств ЕС. Турция также продолжает проводить с ЕС встречи на всех уровнях.
«Поэтому Турции не собирается выбирать между ЕС и БРИКС. Для меня это скорее попытка показать, что Турция проводит многовекторную политику и может строить отношения со всеми одновременно — с Россией и Украиной, БРИКС и ЕС. Но в перспективе Турция все равно сохранит интересы в евроатлантическом пространстве», – подытожила Габер.
Как писало издание Bloomberg, БРИКС представляет себя как альтернативу институтам, где доминирует Запад, таким как Всемирный банк и Международный валютный фонд. Новые члены могут получить доступ к финансированию через его банк развития, а также расширить свои политические и торговые отношения. Расширение БРИКС в основном происходило за счет Китая, который пытается усилить свое глобальное влияние, склоняя на свою сторону страны, традиционно являющиеся союзниками США.
Что касается Турции, то она ведет переговоры о вступлении в ЕС с 2005 года, но столкнулась с рядом препятствий, включая то, что блок описывает как демократические недостатки страны. Турция считает, что присоединение к БРИКСу может помочь стране улучшить экономическое сотрудничество с Россией и Китаем и стать торговым каналом между ЕС и Азией.