Китай проводит большой саммит с лидерами стран Африки, усиливая влияние в регионе
Делегации из десятков африканских стран собираются в Пекине на начинающийся в среду, 4 сентября, трехдневный саммит, где Китай продемонстрирует себя как ведущего партнера для континента на фоне противоречий с Западом, сообщает CNN.
Китайские официальные лица рекламировали этот саммит как крупнейшее дипломатическое мероприятие, которое они проводили за последние годы. Лидер Китая Си Цзиньпин намерен многое сообщить своим африканским коллегам и всему миру.
Это первая подобная встреча китайских и африканских лидеров в Пекине с 2018 года, и она занимает критический момент в отношениях между Китаем и континентом, на котором расположена его единственная зарубежная военная база и где он является ведущим экономическим иностранным государством.
В последние десятилетия свободные потоки китайского финансирования привели к строительству автомобильных дорог, железнодорожных линий и электростанций по всей Африке. Это финансирование расширило политическое влияние Пекина, но также вызвало критику за то, что обременяет страны непосильным долгом.
Теперь, на фоне этих беспокойств и собственного экономического спада в Китае, Си и его чиновники, скорее всего, озвучат более новую риторику — то, что они позиционируют как устойчивые "небольшие, но красивые инвестиции" и тесное сотрудничество в области зеленых технологий, в производстве которых Пекин является мировым лидером.
На этой неделе Китай получит самый громкий шанс продемонстрировать такое видение, стремясь указать направление развития связей с континентом, политическая поддержка которого становится все более важной на фоне усиления противоречий между Пекином и Вашингтоном, а также для достижения цели Си - позиционировать Китай как защитника Глобального Юга и альтернативного лидера, противостоящего США.
Как эти изменения повлияют на африканских лидеров, остается еще одним вопросом.
"Критические вопросы"
Ряд лидеров, участвующих в Форуме по сотрудничеству между Китаем и Африкой, представляют страны, борющиеся с большой международной задолженностью, в том числе из-за китайских кредитов, а также стремятся увеличить объемы инвестиций и торговли для стимулирования своих экономик.
Они, вероятно, попытаются "исследовать", будет ли выполнено обещание Си импортировать из Африки товаров на 300 миллиардов долларов США до следующего года, а также настаивать на том, чтобы расширение торговли не было просто обменом африканского сырья на китайские промышленные товары.
Как говорят аналитики, будут поставлены критические вопросы, на которые африканским странам и их китайским партнерам будет сложно ответить.
Что касается инвестиций, то еще до пандемии коронавируса Китай уже сокращал финансирование масштабных инфраструктурных проектов, благодаря которым вторая по величине экономика мира стала крупнейшим двусторонним кредитором Африки за последние десятилетия.
По данным Центра глобальной политики развития Бостонского университета, китайское кредитование африканских правительств или связанных с государством заемщиков резко сократилось во время пандемии, достигнув минимума примерно в миллиард долларов в 2022 году. Данные свидетельствуют об умеренном восстановлении до 4,6 миллиарда долларов в 2023 году, но это далеко от пика более чем в 28,8 миллиарда долларов в 2016 году.
Некоторые африканские лидеры, проводящие переговоры в Пекине, столкнулись с серьезными проблемами погашения долгов перед Китаем и другими кредиторами.
Аналитики говорят, что в большинстве случаев Пекин не главная причина долговых проблем африканских стран, поскольку на него приходится сравнительно небольшая доля общего объема государственных долгов континента. Но приток китайских кредитов увеличил долговое бремя, и эксперты предполагают, что Китай был слишком медленным или негибким в случаях, когда речь шла о помощи странам в облегчении задолженности.
Пекин защищает свою практику кредитования и усилия по облегчению выплаты долгов, но вряд ли сделает облегчение долгового бремени главной темой многостороннего саммита, где он сосредоточится на торговых мерах и продвижении того, что называет переходом к "малым, но красивым" инвестициям.
Этот термин, касающийся проектов с меньшим бюджетом и меньшим влиянием на окружающую среду или социальную сферу, стал ключевым в контексте инициативы Си "Один пояс, один путь". Это происходит на фоне перехода инфраструктурного развития развивающихся стран к новому этапу после десятилетия роста, когда некоторые проекты были отклонены из-за экологических затрат или низких трудовых стандартов, а другие — застопорились.
Как прогнозируют аналитики, будет меньше проектов, но больше внимания к ним. Между тем, африканская сторона стремится принять почти все, что может предложить Китай, ввиду ограниченности альтернативных путей поддержки.
Ожидается, что Пекин также попытается превратить африканский рынок в место назначения для своего мощного производства "зеленых" технологий, таких как солнечные батареи и электромобили.
Этот шаг ряд стран Африки, которые борются с дефицитом электроэнергии и климатической угрозой, могут воспринять положительно, пока такие китайские товары столкнулись с высокими тарифами в США, Европе и Канаде, поскольку эти рынки пытаются заблокировать то, что считают потоком несправедливо субсидируемой продукции.
Конкуренция с Западом
На прошлых встречах форума, которому уже двадцать четыре года, звучали громкие обещания по поводу финансирования и стимулирования двусторонней торговли. Теперь Пекин четко отдает себе отчет, что его обязательства столкнулись с конкуренцией.
В последние годы США и их европейские партнеры начали собственные усилия по финансированию инфраструктуры в Африке, что, вероятно, обусловлено беспокойством из-за экспансии Китая в регионе и его доступа к критически важным африканским полезным ископаемым, которые являются ключевыми для производства "зеленых" технологий.
Ожидается, что Си также использует эту встречу, чтобы донести до остального мира идею солидарности между китайским видением мира и взглядами стран Африки — демонстрация Вашингтону того, что, несмотря на давление со стороны США и их союзников, у Пекина много друзей.
Прибывшие на саммит лидеры, вероятно, продолжат поддерживать риторику Си относительно построения "глобального сообщества с общим будущим" - видение, которое он считает отличающемся от того, что несправедливо доминирует на Западе. Кроме того, участники получат возможность высказать общее мнение по поводу глобальных проблем, таких как войны РФ против Украины и в Секторе Газа.
В последние годы форум вышел за пределы экономического сотрудничества и охватил такие сферы, как мир и безопасность, а также усиление интересов Китая в регионе, где разветвленная горнодобывающая промышленность его компаний подвергается преступным нападениям.
Аналитики, в частности, указывают на инициативы Коммунистической партии Китая по финансированию тренингов для африканских политических партий, а также визиты в регионы кораблей Народно-освободительной армии Китая и совместные военные учения как часть "наращивания взаимодействия в измерении политической безопасности".
Ранее сообщалось, что лидер Китая Си Цзиньпин в прошлом году укрепил дипломатические отношения с рекордным количеством государств, пытаясь сплотить страны Глобального Юга для изменения мирового порядка, сформированного под руководством США.
Согласно анализу Bloomberg, Пекин углубил отношения с 17 государствами и территориями, большинство из которых относятся к развивающимся странам. Таких темпов не наблюдалось в течение первого десятилетия пребывания Си у власти.
В то время как Вашингтон выстроил дипломатическую стратегию, зависимую от коалиций преимущественно богатых союзников, Пекин делает обратное — сплачивает развивающиеся страны, составляющие большинство населения мира, используя помощь, торговлю и инвестиции.