Архитекторы и восстановление. Как власть манипулирует и почему реально не убирает коррупционные риски?
Крупным застройщикам, стоящим за спинами лоббистов у власти так называемой градостроительной реформы, противодействуют сразу несколько сообществ — общественный сектор, Ассоциация городов Украины и, конечно же, Национальный союз архитекторов Украины.
Вместе с тем власть и в дальнейшем активно формирует информационное поле псевдореформы. Если сначала лоббисты законопроекта №5655 сделали главными коррупционерами органы местного самоуправления, которые якобы поможет укротить градостроительная реформа, то со временем их мишенью стали и архитекторы, и отсутствие «соответствующего регулирования» этой сферы. Но ни в первом, ни во втором случае известный законопроект вовсе не решает проблемы коррупции ни на местах, ни среди архитекторов. Которая на самом деле есть.
За каждым скандалом с застройкой обязательно стоит архитектор или инженер-проектировщик, поставивший свою подпись там, где этого нельзя было делать. Чтобы таких нарушений не было, за такие затеи виновных надо лишать квалификационных сертификатов. Сейчас выдавать архитекторам сертификаты и лишать их может исключительно Мининфраструктуры. А оно за этим не просто не следит, но еще и блокирует проведение необходимых проверок во время военного положения. Нужно ли напоминать, что это выгодно крупным застройщикам, которые и оплачивают «услуги» архитекторов?
Общественная инициатива «Голка» решила исследовать, как манипулируют вопросом именно роли архитекторов в восстановлении, и как Мининфраструктуры сознательно не нарабатывает необходимые для прозрачного восстановления политики.
Архитектор — удобный козел отпущения. И вот почему
В Украине сейчас — около 4 тысяч аттестованных архитекторов. Из них 15% специализируются на разработке градостроительной документации, остальные — на проектировании объектов строительства. Это данные Мининфраструктуры.
Когда строят с нарушениями, то от этого выигрывают застройщик и чиновник, который не просто так закрыл глаза на нарушение. Но любая афера невозможна без подписи аттестованного архитектора. Именно он ручается своим квалификационным сертификатом, что в проекте соблюдены все требования. Сегодня проблемы с нарушениями архитекторов вышли за местные пределы хаотичной застройки и превратились в реальный риск для успешного восстановления всего государства.
В начале года произошло событие «Диалог с рынком». Это был разговор застройщиков с Еленой Шуляк и чиновниками, во время которого все делали ударение на том, что именно качество проектной документации и является самой большой проблемой в процессе восстановления.
А в августе уже и Мининфраструктуры заявило, что участились случаи разработки проектной документации с несоблюдением законодательства и строительных норм. Профильный заместитель министра Наталия Козловская прямо говорит, что от этого зависит не только качество будущих объектов строительства, но и репутация Украины на международной арене.
Но архитектор-нарушитель — это не водитель, который может убежать с места ДТП и заявить, что за рулем был не он. Найти ответственного можно элементарно. Достаточно открыть, например, скандальный детальный план территории, который предусматривает строительство магистрали на месте исторической реки Лыбеди в Киеве, и вы сразу узнаете, кто был главным архитектором.
Со строительством отдельных объектов еще проще — вся информация доступна в Единой государственной электронной системе в сфере строительства.
Поэтому возникает вопрос: если есть фамилия виновного лица, кто и как может привлечь его к ответственности?
Ответственность архитекторов и монополия Мининфраструктуры
Решение о лишении архитектора-исполнителя квалификационного сертификата может принять Мининфраструктуры или саморегулирующая организация (если у нее есть делегированные полномочия). Об этом идет речь в утвержденном правительством Порядке проведения профессиональной аттестации (пункт 17).
Единственной самоуправляющейся организацией для архитекторов является Национальный союз архитекторов Украины. Но Мининфраструктуры считает, что полномочия Союза автоматически прекратились еще в 2022 году в связи с окончанием двухлетнего срока делегирования. Как следствие, ей заблокировали доступ к Единой государственной электронной системе в сфере строительства, что теоретически делает невозможным как проведение ею аттестации архитекторов, так и лишение их сертификатов. Союз трактует это как политическое давление за свою позицию в кейсе относительно 5655.
Следовательно, лишать квалификационных сертификатов последние два года может исключительно Мининфраструктуры.
Есть два основания для лишения сертификата в случае совершения архитектором нарушений (это предусматривает тот же пункт 17 Порядка):
- если исполнитель привлечен к ответственности решением суда из-за ненадлежащего выполнения работ (услуг);
- если архитектурно-строительный контроль выявил два и более нарушений закона, строительных норм, нормативно-правовых актов и нормативных документов в сфере градостроительства со стороны архитектора.
При таких основаниях больше всего повезло архитекторам, разрабатывающим градостроительную документацию. Их могут лишить квалификационного сертификата разве что в случае, когда подловят на получении взятки, и только после того, как приговор суда вступит в силу.
А если архитектор на взятке не попадется, то может себе позволить как угодно нарушать требования законодательства и строительных норм в градостроительной документации — их проверка путем осуществления архитектурно-строительного контроля законодательством не предусмотрена.
С государственным архитектурно-строительным контролем объектов строительства на протяжении последних лет ситуация не намного лучше.
Кабмин в рамках реформы градостроительства и для «борьбы с коррупцией» запретил проводить проверки строительства еще четыре года назад. Полный запрет действовал фактически год, затем проверки частично восстановили, но только для небольших объектов в части населенных пунктов, где полномочия были у местного самоуправления.
Запрет на проверки большей части строительства Государственной архитектурно-строительной инспекцией действовал полтора года — до сентября 2021-го, пока не начала работать вновь образованная Государственная инспекция градостроительства и архитектуры. Госинспекция сначала просто не проводила проверок, поскольку только начинала работу, а потом Кабмин ограничил проведение проверок на время военного положения.
Сейчас плановые проверки полностью запрещены, а внеплановые разрешены «при наличии угрозы, которая оказывает негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства, а также для выполнения международных обязательств» на основании решения Минифраструктуры относительно каждой проверки.
А министерство чаще всего в предоставлении необходимого разрешения отказывает. Например, оно не разрешило провести проверку даже в очень резонансной истории со скандальным уничтожением «усадьбы Зеленских» в Киеве.
В результате такой позиции Мининфраструктуры, за год по всей стране проводятся только несколько десятков проверок. И на эту проблему обратила внимание даже Счетная палата в своем отчете.
Мининфраструктуры обязано лишать квалификационных сертификатов непорядочных и некомпетентных архитекторов, чтобы обеспечить надлежащее качество строительного проектирования в стране. Но для лишения сертификата необходимо сначала провести проверки и как минимум дважды установить факт совершения архитектором нарушений. Но министерство собственноручно блокирует проведение таких проверок во время военного положения.
И как следствие информирует, что увеличилось количество случаев разработки проектной документации с несоблюдением законодательства и строительных норм, что уже представляет угрозу для успешного восстановления.
Кому и почему это выгодно?
Есть система мониторинга состояния выполнения Государственной антикоррупционной программы, которую запустило Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции.
Государственная антикоррупционная программа содержит сразу две меры, направленные на урегулирование вопроса лишения квалификационных сертификатов.
Первая мера (2.5.3.1.1) предусматривает разработку законопроекта, который устанавливает перечень наиболее существенных нарушений, за совершение которых предусмотрено обязательное лишение сертификата как минимум на три года.
Мининфраструктуры указанную меру не выполнило, а в оправдание предоставило НАПК разъяснение, что заложило аналогичные нормы в проект постановления Кабмина «О реализации экспериментального проекта относительно разработки, согласования и проведения экспертизы проектной документации на строительство».
А этот «эксперимент» является частью постановления-клона скандального законопроекта №5655, который с декабря прошлого года пытался провести через правительство тогдашний вице-премьер по восстановлению — министр развития громад, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков. Как видим, намерения Мининфраструктуры после отставки Кубракова не изменились.
Вторая мера (2.5.3.1.2) предусматривает разработку проекта постановления Кабмина, которая устанавливает развернутый перечень просто грубых нарушений, за совершение которых предусмотрено обязательное лишение сертификата меньше чем на три года.
Мининфраструктуры указанную меру также не выполнило, а в свое оправдание сообщило, что это возможно только после подписания скандальной градостроительной «реформы 5655» (Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования сферы градостроительной деятельности»).
Важно акцентировать внимание на том, что Мининфраструктуры объясняет невыполнение меры отсутствием законодательных оснований для разработки соответствующего постановления Кабмина. Но это сознательное предоставление НАПК недостоверной информации.
Закон «Об архитектурной деятельности» прямо наделяет Кабмин полномочиями определять порядок лишения квалификационного сертификата в Порядке профессиональной аттестации (статья 17). Соответствующие изменения были внесены в рамках реформы сферы градостроительства, которую проводит действующий созыв Верховной Рады, а именно Законом №199-IX, которым, в частности, предусмотрено создание Единой государственной электронной системы в сфере строительства.
Поэтому правительство уже имеет полное право установить перечень нарушений, за совершение которых предусмотрено обязательное лишение сертификата на определенный срок. И ни подписание президентом скандального законопроекта №5655, ни «экспериментальные проекты» Кубракова для этого не нужны.
Мининфраструктуры взяло страну в заложники
Под руководством Александра Кубракова, а после его отставки — профильного заместителя министра Наталии Козловской министерство не просто блокирует проведение нужных для успешного восстановления реформ, а сознательно углубляет существующие проблемы в сфере строительства. И лишение квалификационных сертификатов — лишь один из примеров таких действий.
Делается все это для того, чтобы заставить Владимира Зеленского подписать выгодный строительному лобби коррупционный проект 5655 как якобы единственную возможность исправить катастрофическую ситуацию. И это, кстати, станет довольно красноречивым маркером для нового руководителя Министерства развития громад, территорий и инфраструктуры Алексея Кулебы.