С 12 сентября на экранах кинотеатров стартует показ киноальманаха Йоргоса Лантимоса «Виды милосердия», в котором греческий постановщик продолжает сотрудничество с Эммой Стоун, Уиллемом Дефо и Маргарет Куолли после его предыдущего фильма «Бедные создания. В этом обзоре разбираемся, что интересного подготовил для зрителей эксперт по странностям Лантимос на этот раз.
Плюсы:
каждая из историй, в большей или меньшей степени, обладает какими-то интересными моментами; прекрасные актерские работы от местных звезд; фильм должен найти отклик у поклонников греческого режиссера, особенно его раннего творчества;
Минусы:
не все новеллы одинаково увлекательны; фильм кажется слишком громоздким и перегруженным, а повествование — затянутым; далеко не факт, что здешняя цель оправдывает использованные Лантимосом средства;
«Виды милосердия» / Kinds of Kindness
Жанр черная комедия, драма, антология
режиссёр Йоргос Лантимос
В ролях Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Джесси Племонс, Маргарет Куолли, Хонг Чау, Джо Алвин, Хантер Шафер
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Новый, уже второй за текущий год фильм представителя Греческой странной волны, постановщика Йоргоса Лантимоса, позиционируется как триптих-притча, состоящая из трех слабо связанных между собой историй. Но это только на первый взгляд. На самом деле, кроме неизменных исполнителей ведущих ролей Эммы Стоун, Джесси Племонса и Уиллема Дефо, эти иносказательные сюжеты имеют немало точек соприкосновения, наиболее выразительной из которых является таинственный персонаж по имени РМФ.
Во втором сюжете речь идет о безутешном полицейском Дэниеле, который никак не может смириться с исчезновением своей любимой жены, морского биолога Лиз, отправившейся в очередную экспедицию. Однажды мужчине сообщают замечательную новость: Лиз удалось найти на одном из островов. Однако вскоре Дэниел начинает подозревать, что спасенная женщина — вовсе не его жена.
Финальная часть повествует о членах секты Эмили и Эндрю, которые во всем слушают своих духовных наставников Оми и Аки и пытаются найти девушку, обладающую способностью воскрешать мертвецов.
Знакомство со всеми этими сплошь странными, причудливыми и абсурдными историями предполагает противоположные реакции — вы будете либо возмущаться и раздражаться, если кинематограф Лантимоса, особенно раннего периода, вам не очень близок, либо же восхищаться, если наоборот.
В свои изобретательные, оригинальные метафоры Лантимос упаковывает, в общем-то, довольно банальные мысли, которые вряд ли сойдут за откровение — глобально это токсичные абьюзивные отношения и тема свободы воли, проходящая тонкой красной нитью сквозь все три новеллы. Если подробнее, то речь идет о зависимости и невозможности принимать решения самостоятельно, о нездоровых супружеских отношениях, а также о слепом поклонении сомнительным идеалам (идолам?), которое приведет к трагическим последствиям. То есть, во всех трех случаях следует говорить о беспрекословной и одновременно саморазрушительной покорности одних персонажей по отношению к другим.
Собственно, разного рода неутешительный диагноз обществу, и куда более интересным способом, ставили и до Лантимоса — на ум сразу приходит датский мизантроп Ларс фон Триер. Как минимум киносредства обоих предполагают сплошной дискомфорт для зрителя, а в «Видах милосердия» мизантропия (и в определенных моментах даже мизогиния) достигает своего апогея. Вопрос в том — насколько натуральный хоррор обоснован во вроде бы черной сатирической комедии. Или, если речь о жанровом кино здесь неуместна, насколько цель оправдывает средства?
Самой невинной выходкой в «Видах милосердия» выглядит слизывание капелек пота с пупка разных людей в исполнении Хонг Чау; во всем остальном будьте готовы отводить с отвращением взгляд от экрана.
Ради транслирования не самых выдающихся месседжей Лантимоса и почти постоянного в его фильмах сценариста Эфтимиса Филиппу одна из героинь Эммы Стоун, по примеру якудза из боевика «Разборки в маленьком Токио», отрезает себе палец, а затем вырезает свою же печень. Джесси Племонс не чурается взять пример с героев ужастика «Джиперс Криперс», которые пытались избавиться от кровожадного монстра, переехав того несколько раз на машине. А если вам и таких ужасов покажется мало, то получайте изнасилование, умышленное ранение собачки и абсолютно голого Уиллема Дефо.
Издевательства над персонажами и зрителем (что вовсе не означает однозначно негативную характеристику самого кино) подкрепляются обилием статичных кадров, разбавленных тревеллингами или, например, сверхкрупными планами (здесь особенно запоминается поцелуй Уиллема Дефо и Эммы Стоун). Врезается в память и тревожная музыка, в частности, когда композитор Джерсин Фэндрикс лупит по одной и той же клавише фортепиано, намеренно вызывая неприятные ощущения.
«Виды милосердия», безусловно, талантливое и прекрасно сыгранное кино, в котором особенно качественно раскрывается завсегдатай второстепенных ролей Джесси Племонс — недаром актер получил приз за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля. Впрочем, это явно не лучшее кино в фильмографии Лантимоса, которое к тому же получилось на удивление неровным.
Это своего рода гротескная фантазия о мрачной действительности. Черная комедия, вызывающая скорее грусть. Зажигательная сатира, способная навеять несусветную скуку.
Вывод:
«Виды милосердия» вряд ли поддается какой-то рациональной оценке, так что любой балл здесь будет особенно субъективным и условным. Но проявить то же милосердие по отношению к самому фильму совсем не хочется.