Учиться можно не только за партами, но и в кружках и музеях
Преодоление образовательных потерь является сегодня самым важным вызовом и самой большой проблемой в образовании. Война и пандемия COVID-19 уже привели к значительному снижению уровня успеваемости учащихся в Украине. Еще со времен пандемии ЮНЕСКО предлагает несколько рекомендаций для преодоления потерь в обучении: например, выделить дополнительное время на ключевой материал, увеличить количество учебных часов и повысить эффективность обучения. Но реализовать эти рекомендации в условиях украинской системы образования сложно из-за забюрократизированности и негибкости последней, а также из-за того, что нам приходится учить детей под обстрелами, в условиях тревог и разрушения образовательной инфраструктуры. А увеличение количества учебных часов по определенным предметам не только приведет к перегрузке учащихся, которые уже сейчас достаточно загружены. Разработка и внедрение новых эффективных методик требует времени.
И когда мы говорим о преодолении образовательных потерь, то часто забываем о большом ресурсе, который дает внешкольное образование. Ведь обучение может проходить не только за партами, но и в интересных кружках или музеях. Неформальные образовательные институты, которые более гибкие и адаптивные, могут играть ключевую роль в преодолении образовательных потерь. Это могут быть не только музеи (и частные, и государственные), но и научные пространства, учреждения внешкольного образования и разные проекты по популяризации научных знаний.
В частности, кружки в рамках Малой академии наук Украины по разным направлениям функционируют не только в больших городах, но и во всех регионах страны, предлагают учащимся возможность заниматься тем, что им интересно, развивать навыки и получать дополнительные знания. Учителя в таких кружках имеют больше свободы в выборе учебных программ и могут отводить дополнительное время для повторений материала, что является важным аспектом в преодолении образовательных потерь. Летние школы и научные лагеря — это также о неформальном увеличении времени на обучение и возможность подавать учебный материал не по программам МОН.
Важным является проведение региональных дней науки, научных фестивалей, открытие научно-образовательных пространств. Они играют особенную роль в современной образовательной системе, поскольку объединяют разные аспекты обучения и науки. Такие пространства служат центрами, где образование, наука, бизнес и громада могут встречаться, чтобы взаимодействовать и развиваться, они являются одним из элементов в преодолении образовательных потерь и обеспечении качественного научного образования. Так, например, в государственном «Музее науки» в Киеве проходят разные конференции — как научные, так и образовательные, хакатоны и интеллектуальные занятия, бизнес имеет возможность продемонстрировать свои продукты через экспонаты (например, от VISA или «Нафтогаза»), а учителя приводят школьников, чтобы провести в музее занятия с использованием наглядных экспонатов. Здесь постоянно проходят научные шоу и уроки для детей, а передвижные экспозиции музея на постоянной основе путешествуют по маленьким городкам Украины.
Флагманом в создании и развитии научных музеев и пространств является Малая академия наук Украины (МАН). Именно эта организация выступила инициатором создания первого государственного «Музея науки» в Киеве, который стал пионером в сфере музейной педагогики и который с момента открытия посетили четверть миллиона человек. Открытие этого музея стало важным шагом в популяризации науки и дальнейшего развития этого движения в Украине. Во время войны, когда страна столкнулась с многочисленными вызовами, МАН продолжила свою деятельность и расширила сеть научных пространств, открыв отделение в других городах Украины. Новые научные центры появились во Львове, Черновцах, Сокирянах (Черновицкая область), Полтаве и Гайвороне (Кировоградская область). Эти отделения обычно функционируют на базе филиалов МАН или в университетах и школах, что обеспечивает их интеграцию в широкую образовательную инфраструктуру. Здесь организовываются лекции от ведущих ученых, проводятся кружки, лектории, хакатоны и другие учебные мероприятия. Они обеспечивают платформу для исследовательской работы школьников, а также для активного привлечения учащихся и студентов к будущей научной деятельности. Эти центры также являются элементами мировых сетей музеев науки, таких как Европейская сеть Ecsite (Ecsitean network of science centres and museums) и американская ASTC (Association of Science and Technology Centres). Через такие сети украинские музеи получают разнообразные экспозиции из европейских музеев и новейшие образовательные методики, привлекают зарубежных экспертов к разноплановой помощи украинским школьникам.
Музеи науки и просветительно-научные пространства есть во многих больших городах нашей страны. Где-то они являются частными инициативами, а где-то открываются на базе государственных учреждений. Некоторые из них в прифронтовых областях вынуждено прекращают работу из-за войны, но пытаются искать возможности для восстановления. Так, Музей интересной науки в Одессе был частично разрушен, но уже сейчас здесь ищут новое помещение, постепенно восстанавливается работа.
В любом случае научные пространства в Украине содействуют развитию критического мышления и научной грамотности, что чрезвычайно важно для подготовки будущих специалистов и сознательных граждан. Они также выступают платформой для интеграции интересов образовательных учреждений, бизнеса, родителей и научных организаций, обеспечивая комплексный подход к образованию и науке. Эти пространства становятся нашим интеллектуальным оружием, что не только даст нам преимущества в борьбе, но и обеспечит устойчивое развитие в мирное время.