Умные и умники: сети АЗС продолжают платить налоги по собственному усмотрению
В стране продолжается поиск денег на войну. Никто пока не знает, где взять 285 млрд грн до конца года. Минфин говорит, что элементарно не хватит денег на зарплату военным. Об увеличении закупки оружия вообще речь не идет. Несмотря на всю серьезность ситуации, большая часть общества, а с ней и политики-популисты не понимают, почему на третий год войны налоги должны вырасти. В сплошную клоунаду превратилось рассмотрение первого законопроекта о повышении акцизов на горючее, который, несмотря на копеечную коррекцию, обсуждали три месяца, потеряв почти 6 млрд грн. Не удивительно, что другой правительственный законопроект сначала сдулся с ожидаемых 125 млрд грн до 30 млрд, а потом в зале не набрал необходимого минимума голосов.
Однако повышение налогов — только одна сторона решения финансового кризиса. Абсолютно справедливым остается и замечание о необходимости улучшить сбор существующих налогов. Лучшей иллюстрацией проблематики является рынок горючего. Уже более года ZN.UA ведет мониторинг уплаты налогов крупнейшими сетями АЗС, и можно констатировать следующее: прогресс есть, но он недопустимо медленный. Вопрос здесь состоит из двух частей: добросовестности бизнесменов и жесткости налоговиков. В нашем случае не хватает ни первого, ни второго. Это снова подтвердили данные за первое полугодие 2024-го*.
С первого взгляда, 2024 год начался достаточно продуктивно. По крайней мере, если взять десять крупнейших игроков по количеству АЗС, то во втором квартале у нас рекорд за последние шесть кварталов — 2,655 млрд грн. Это почти вдвое больше, чем во втором квартале 2023 года (1,451 млрд) и немного выше предыдущего рекорда — 2,464 млрд грн в четвертом квартале 2023-го.
Наибольший прирост, квартал к кварталу, дал НДС: с 0,29 млрд грн во втором квартале 2023-го до 1,115 млрд во втором квартале 2024-го. Динамика, заметим, больше, чем линейное повышение НДС с 7 до 20%, произошедшее за это время. Это указывает на растущую эффективность сборов этого налога. На 100 млн грн увеличился налог на прибыль (НнПП) — с 506 млн грн во втором квартале 2023-го до 604 млн грн за соответствующий квартал 2024 года. Аналогично добавили зарплатные налоги — НДФЛ и ЕСВ, которые суммарно выросли с 642 млн грн во втором квартале 2023 года до 813 млн во втором квартале 2024-го.
Впрочем, есть одна неизменная особенность: в течение всего периода наблюдений более 50% всех налогов по ТОП-10 сетей приходится на одного игрока — ОККО, который среди них имеет около 30% от объема реализации горючего и 20% от количества станций. По большому счету, суммарный отраслевой результат зависит от того, сколько заплатит ОККО. Так, за второй квартал 2024 года эта сеть увеличила уплату налогов на 629 млн грн (по сравнению с предыдущим кварталом) и этим сделала его рекордным. Остальные девять сетей смогли собрать 149 млн грн. При этом одна из них — «БРСМ-Нафта» — уменьшила отчисления на 30 млн грн. Первый очевидный вопрос: как кто-то может уменьшать бюджетные платежи, когда все наращивают? Первый, но не последний.
Умные и умники
В течение последнего года рынок привыкал к тому, что суммарная налоговая нагрузка реализованного через АЗС горючего должна составлять около 2 грн/л, и большинство сетей стремилось к этому показателю. Но темп здесь задает та же ОККО, которая хронически портит общую картину. И вот новая «подстава»: во втором квартале 2024-го галичане открыли новые горизонты — 4,2 грн/л!
Внешне такой рекорд выглядел весьма неожиданно из-за того, что в июне сеть потеряла две нефтебазы вследствие вражеской атаки. И хотя объемы убытков доподлинно неизвестны, точно можно говорить об их ощутимости. Но, с определенной точки зрения, именно эти невеселые события позволили мобилизовать в бюджет почти вдвое больше, чем в первом квартале (1,4 млрд грн против 0,8 млрд).
«Рекордные показатели уплаты налогов по группе ОККО в значительной степени связаны с изменением операционной модели работы компании. Из-за обстрелов нефтебаз мы приняли решение максимально сократить остатки горючего на нефтебазах и перейти на работу «с колес». В результате сокращения остатков горючего у нас ситуативно во втором квартале возникло к уплате НДС в размерах значительно выше средних», — говорит финансовый директор группы компаний ОККО Назар Купибида.
Такие успехи коллег снова ставят в неудобное положение WOG — основного конкурента ОККО. Бизнес Степана Ивахива три квартала подряд топчется возле отметки 2 грн/л. Как бы намекая: на большее мы сейчас не готовы. Между тем вопросы никуда не исчезают: почему при одинаковых ценах и сопоставимой реализации с ОККО уплата налога на прибыль и НДС на литр горючего у WOG меньше в четыре раза? Почему намного меньше официальная зарплата? С такими окладами (то есть низкими затратами) прибыль должна была бы быть намного больше, чем у конкурента.
На самом деле речь идет не о копейках и не о гривнях. Оставим варьятов из ОККО в покое, но если бы WOG платил хотя бы столько же, как UPG и Shell (соответственно второе и третье места в налоговом рейтинге), то государство получило бы дополнительно около 250 млн грн за квартал (или 1 млрд в год).
Но главным феноменом рынка остается группа «БРСМ-Нафта». Ее недоплаты в бюджет можно оценить в 290 млн грн (!) за квартал, или почти 1,2 млрд грн по году. Линия одного из крупнейших продавцов горючего в стране настолько вызывающая, что он не стыдится демонстрировать минимальные налоговые показатели квартал за кварталом. Во втором квартале 2024-го группа вообще переместилась на последнюю строчку рейтинга среди ТОП-10 сетей по количеству АЗС. Налоговая нагрузка в 62 копейки с литра, из которых 3 копейки налога на прибыль, — столько считал достаточным для уплаты в бюджет воюющей страны владелец БРСМ Андрей Биба. Похоже, за десять лет пребывания в Италии он вообще потерял связь с нашей трагической реальностью. Уже даже МОТТО — неизменный аутсайдер рейтингов — сумел показать большую, хотя и не менее комичную сумму в 72 копейки с литра.
Если с поведением БРСМ все и всем давно понятно, то спокойное отношение к этому Государственной налоговой службы понять сложно. Ведь один этот пример перечеркивает всю риторику налоговиков о добросовестной работе над наполнением госказны. Действительно, сейчас кто угодно на рынке подтвердит, что ГНС давит на большинство оптовых и розничных компаний, то есть вариант слепоты исключен. Таким образом, все видят, но сделать ничего не могут. Не вызывает сомнений, что мы имеем дело с проявлением старой болезни — «крышевание» отдельных бизнесов «кураторами». И БРСМ, кстати, хоть и ярчайший, но не единичный пример.
Среди положительных изменений в рейтинге ТОП-10 сетей по количеству станций выделим Avantage 7 и KLO. Перелом в сознании первой произошел после блокирования работы АЗС осенью 2023 года, а со временем мощного взноса в госбюджет. С отрицательного значения по НДС во втором квартале 2023 года текущий результат составил 1,3 грн/л. Верим, что это не предел.
KLO избежала публичного «воспитания», за год показатель нагрузки ежеквартально рос с 0,7 до 1,8 грн/л. Эта сеть точно может дать больше. Например, расчеты показывают, что повышение официального среднерыночного оклада для работников с запасом перебросит KLO за отметку 2,2 грн/л. А если поработать с НДС и НнПП, то там уже и 3 грн/л не за горами.
Какая еще прибыль?
Миф о нефтяном бизнесе как одном из самых прибыльных развеивается при первом взгляде на статистику по уплате налога на прибыль. Можно сказать, что на топливном рынке Украины его платят полторы компании. Упомянутые уже 20% АЗС ОККО во втором квартале этого года уплатили 82% налога на прибыль сред ТОП-10 сетей АЗС.
Еще 14% пришлось на WOG. То есть две сети уплатили 96% НнПП. Причем такой результат WOG обеспечила уплата всего лишь 33 копеек с литра, или около 0,6% от конечной стоимости бензина или дизтоплива.
На самом деле это не смешно. Потому что остальные из 50 крупнейших сетей платили еще меньше.
Выход из этого безобразия нашелся неожиданный и весьма оригинальный. В законопроект об изменениях в Закон Украины №11416 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об особенностях налогообложения в период действия военного положения» включили норму об авансовой уплате заправочными станциями налога на прибыль. Такая идея вышла из отраслевого круга еще в 2023 году, когда масштаб проблемы с уплатой налогов нефтебаронами впервые стал очевидным. О ней неожиданно вспомнили, когда с государственными финансами стало совсем туго.
В чем она заключается? Владелец лицензии на розничную торговлю каждый месяц платит фиксированный авансовый платеж по НнПП. Это не отменяет больших платежей по результатам финансовой деятельности, но меньшим НнПП быть уже не может. Сейчас авансовый платеж для АЗС с лицензией на алкоголь и табак предложили на уровне 80 тыс. грн.
«В 2023 году мы платили ежемесячно с каждой станции около 250 тыс. грн налога на прибыль, для нас авансовый платеж 80 тыс. грн ничего не изменит», — говорит Купибида.
Однако изменит для абсолютного большинства других, ведь во втором квартале 2024 года 50 крупнейших сетей платили в среднем 8 (!) тыс. грн НнПП в месяц. Это эквивалентно заработку в 1000 долларов (вы в это верите?). По предварительным расчетам, авансовый НнПП позволит добавить в казну 350 млн грн ежемесячно.
Законопроект уже выносили в зал, и он провалился в первом чтении и, скорее всего, не из-за «заправочной» темы. Вернуться снова к №11416 депутаты планируют еще в сентябре.
***
«Налоговые» результаты рынка горючего ярко свидетельствуют, что, несмотря на отдельные успехи, работы у налоговиков еще очень много. Нет ни одного налога, который бы собирали удовлетворительно, — ни НДС, ни налога на прибыль, ни зарплатных налогов. По расчетам «Консалтинговой группы А-95», розничный рынок горючего прячет 2−2,5 млрд грн в квартал, или 8−10 млрд грн ежегодно. Это деньги, которые уже по праву принадлежат государству и для сбора которых не нужны «непопулярные» законопроекты и голосования. Главная роль здесь принадлежит ГНС и БЭБ.
Также важным залогом успеха является общественный контроль над уплатой налогов по аналогии с приведенным выше анализом, который четко указывает на проблемные адреса.
*Автор благодарит за помощь в подготовке материала Временную следственную комиссию Верховной Рады Украины по вопросам расследования возможных противоправных действий должностных лиц органов государственной власти, других государственных органов и субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, которые могли нанести ущерб экономической безопасности Украины (глава — Ярослав Железняк), и Экономическую экспертную платформу.