Новая поляризация
Российская агрессия нанесла удар по системе глобальной безопасности – одному из несущих столпов, на котором держался старый мировой порядок, созданный коалицией победителей во Второй мировой войне.
Весь мир пришел в движение – замороженные конфликты оттаивают, а «холодные» и «горячие» войны разгораются по всей планете.
Международные отношения и олицетворяющие их институты, созданные 80 лет назад, уже не отвечают духу времени и должны кануть в Лету.
Также рухнули и популярные теории, претендующие на наиболее точное описание мировых процессов: марксизм, системный либерализм, теории «золотого миллиарда», «всемирного заговора элит» и прочие.
На всех уровнях на первый план выходит корпоративное самосознание, основанное на ощущении социумами своего внутреннего единства и, одновременно, духовного и культурного отличия от иных социумов.
Мир вступает в период Новой Холодной войны и новой поляризации.
В предыдущей Холодной войне линия противостояния разделяла мир социализма и мир капитализма. В основе лежало противостояние идеологий тоталитаризма и демократии.
Ныне же возникает более глубокая конструкция. В Новой Мировой Холодной войне разделительную линию создает не классовый, не политический, не расовый, не этногенетический и не экономический подходы. А Этика – отношение к Жизни и Смерти, и к их смыслу.
Сегодняшний мир стоит перед критическими вызовами, на которые нужно давать адекватный ответ
Становится все более очевидным, что господствующая ныне на Западе леволиберальная концепция такой ответ дать не способна, хотя она и претендует на универсальность.
Она была могучей силой в 60-90-ые годы прошлого столетия. И даже стала фактором победы в Холодной войне. Однако сейчас стала неадекватной относительно изменившейся ситуации.
Общество, исповедующее радикальную леволиберальную идеологию не способно вести войну, ни холодную, ни горячую, зато является идеальной жертвой для агрессора.
Около года назад авторы отмечали, что кластер деспотическо-террористических государств постоянно расширяется, формализуется и будет действовать как единая структура, концептуальным центром которой будет Россия.
Затем этот тезис прозвучал на многих международных площадках. В частности, на вебинаре Европейского центра исследований безопасности имени Джорджа К. Маршалла: «Квартет БРИНК (Беларусь, Россия, Иран и Северная Корея) — группировка, пространственно распределенная, но стратегически связанна. Ее краеугольным камнем и центром притяжения является Россия».
Йенс Столтенберг, еще в бытность Генеральным секретарем НАТО, также заявил, что заключение договора между РФ и КНДР о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве демонстрирует растущую согласованность между авторитарными государствами, и подчеркнул важность того, чтобы демократии выступали единым фронтом.
Именно «Сеть зла» первой предложила миру новую повестку – агрессивный некрофильский тоталитаризм с упором на ксеофобию и социальную архаику при полном игнорировании международного права.
И эта повестка находит отклик не только среди мировых изгоев и отморозков, но и даже среди граждан высокоразвитых и вполне демократических государств. В условиях нарастающих миграционных и социальных проблем в странах Запада эта повестка оказалась притягательной для определенных социальных слоев.
Причина понятна – она четко сформулирована и дает, хоть и людоедский и тоталитарный, но хоть какой-то ответ на те вызовы, которые явились следствием воплощения в жизнь леволиберальной концепции. Он, как минимум, является какой-то альтернативой. Другой же не предлагают.
Но если идеология «оси зла» — это путь к полному уничтожению цивилизации, а леволиберальная повестка не может противостоять вызовам современности, то возникает закономерный вопрос: а какая модель построения общества в локальном и глобальном масштабе может эффективно противостоять злу?
Запад имеет шанс на победу в цивилизационном противостоянии с постоянно расширяющейся и интегрирующейся между собой Сети Зла в единственном случае – если осуществит осознанный, продуманный и сбалансированный «правый поворот» – переход к современной правой идеологии.
И здесь коллективный Запад сталкивается с двумя серьезными проблемами.
Проблема №1.
Мимикрия идеологии «русского мира» (как примера для правых экстремистов во всем мире) под цивилизованный правый проект, и их претензия на монополию в этой области.
Весь могущественный аппарат российской пропаганды брошен на то, чтобы убедить максимальное количество граждан планеты, что именно Россия – лидер правого поворота, а некрофильский тоталитаризм «Оси Зла» - движение к цивилизованным правым политическим ценностям (возрождению и отстаиванию национальных традиций, критики издержек капитализма и перегибов либеральной демократии).
Эту сознательно навязываемую иллюзию можно и нужно развеивать. Потому, что путинская идеология (основа для единения режимов «Оси Зла») – это не правая идеология, а ее симулякр – человеконенавистническая футуроархаика.
Примеров тому жизнь преподносит каждый день бесконечное количество. Один из них: многие правые во всем мире ожидали, что в анонсированном заранее интервью Такера Карлсона с Путиным последний предстанет в виде глубокой личности, посмевшей бросить вызов американскому deep state, «мировому правительству», ультраглобалистам, леволиберальным ценностям (зацикленности на правах LGBTQI+, безответственной иммиграционной политике и т.д.).
Вместо этого миру предстал чокнутый, зацикленный на Украине примитивный варвар, реминисценция Гитлера, при полном отсутствии демонической харизмы последнего.
Проблема №2.
Навязывание идеи, что поддержка Украины – это поддержка леволиберального направления развития западной цивилизации.
Этот прием «кто против радикального либерализма – тот против поддержки Украины» имеет результат.
Пока Запад привержен леволиберальной идее, ее критики – правые и левые популисты набирают вес.
Антилиберальная идея укрепляется в странах Запада. Это закономерная реакция западного общества на попытки его части продолжить путь, который неизбежно приведёт к гибели всей западной цивилизации в широком ее понимании.
На парламентских выборах в Словакии в 2023 году победу с результатом в 22,9% одержал бывший премьер-министр Роберт Фицо и его левая национал-популистская партия Smer. Фактически, выборы в Словакии стали референдумом по вопросу позиции населения страны в отношении Украины.
The New York Times также отметила: «…успех партии «Смер» Роберта Фицо на выборах в Словакии может помочь России в создании трещин в европейской поддержке Украины… Также победа «Смера» может подтолкнуть Словакию к модели «нелиберальной демократии», которую отстаивает Виктор Орбан в Венгрии…».
Как сообщает The Economist: «В большей части Европы популистские правые партии… когда-то отошедшие на периферию, набирают силу.
Даже в новых демократиях, в которых на протяжении десятилетий не было крупных националистических партий – Португалии, Румынии и Испании – теперь они есть.»
Bloomberg в статье «Популисты набирают обороты на региональных выборах в Германии, унижая Шольца» пишет, что правящая коалиция канцлера Олафа Шольца потерпела поражение на двух региональных выборах в восточной Германии в воскресенье.
Популистские партии крайне правого и левого толка набрали более 60% голосов в Тюрингии и почти половину в Саксонии.
Согласно прогнозам общественного вещателя ARD, «Альтернатива для Германии» одерживает уверенную победу в Тюрингии, набрав 32,8%. Это первый триумф ультраправой партии на выборах в Германии со времен Второй мировой войны
Но такие тенденции отмечаются не только в Европе!
Как пишет The Washington Post: «В последние годы премьер-министр Венгрии Виктор Орбан стал своеобразным ориентиром для правого движения в США. Находясь у власти с 2010 года, некоторые республиканцы считают его неизменный успех образцом того, как может побеждать и продолжать побеждать националистический проект… Для американских поклонников Орбана его откровенно нелиберальная политика и презрение к западному истеблишменту должны стать примером для подражания».
Если же Запад никак не отреагирует на запрос общества на цивилизованный «правый поворот», то к власти вслед за правыми популистами придут правые и левые экстремисты, причем абсолютно законным путем, как Гитлер в 1933-м.
Западные правые против «оси зла»
Конструктивные правая идеология должна базироваться на правом реализме, а не на правом популизме, и нем более, правом радикализме.
Например, бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон в своей колонке для Daily Mail справедливо вопрошает: «Всем скептически настроенным в отношении Украины сторонникам в Республиканской партии я говорю: как вы сможете снова сделать Америку великой, если позволите российскому тирану нанести полное унижение Западу?»
Лидер ультраправой Партии свободы (PVV) Нидерландов Герт Вилдерс заявил, что его партия поддерживает Украину и готова обсуждать любые виды помощи. Он также назвал войну России против Украины «незаконной и варварской».
Правые в Европе, а впоследствии и в Штатах смогут взять власть в свои руки на выборах только тогда, когда:
- во-первых, открестятся от Путина как лжепророка «правого поворота» и его кровавых денег, и примут проукраинскую позицию;
- во-вторых, построят свою идеологию и предвыборную кампанию на базе правого реализма, а не правового популизма.
Примеры (помимо Нидерландов) уже есть:
- Италия. Премьер-министр Италии Джорджа Мелони заявила, что для защиты Украины международное сообщество должно объединить свои усилия. А Украина может в дальнейшем рассчитывать на Италию столько, сколько потребуется.
- Франция. Партия «Национальное объединение» еще находится в стадии поиска, но отдельные сдвиги уже есть. Марин Ле Пен, которой уже прочат победу на президентских выборах в 2027 году, заявила о поддержке Украине, хотя и пообещала отменить разрешение бить по территории России французским оружием.
Отдельно необходимо выделить Аргентину. Президент Хавьер Милей заявил о безграничной поддержке Украины, а также разработал план, который позволит передать Украине пять боевых самолетов. Правительство Аргентины подало заявку на то, чтобы страна стала «глобальным партнером» НАТО.
Конвергенция методов и дивергенция конечных целей
Чтобы адекватно противостоять людоедской повестке России и Оси Зла, конструктивная западная правая идеология должна иметь некоторые схожие черты со своими противниками (конвергенция методов при дивергенции целей).
А именно:
- учитывать национальные (то есть групповые) интересы как приоритетные;
- базироваться на природной (естественной) нормальности и традиционных ценностях общества без доминирования архаики;
- четко различать агрессора и жертву агрессии, не ставить их на один т.н. «общечеловеческий» уровень;
- быть жесткой.
Базовый постулат «правого поворота» – единственный путь к сохранению индивидуальной свободы человека, свободы народа и просто физического выживания человечества – победа Запада во Второй холодной войне путем реальной подготовки к горячей.
Ключевой механизм этой победы – милитаризация всех сфер общественной жизни.
Составляющие цивилизованного «правого поворота»
Физическая гонка вооружений (количественная и качественная)
Западные СМИ сообщают о том, что война в Украине уже способствовала росту мировых расходов на оборону на 9% до рекордных 2,2 триллиона долларов.
Топ-15 оборонных компаний мира увеличат до конца 2026 года заказы в два раза – до $52 млрд.
В этом году Германия потратит на оборону почти 72 млрд евро – больше, чем когда-либо за всю историю Бундесвера.
А страны Балтии готовятся к вторжению РФ. Строятся фортификационные сооружения и около 1000 бункеров.
Морально-психологическая составляющая
Формирование негативного эмоционального восприятия вероятного противника, милитаризация массового сознания и нарастание его «маскулиности».
Андерс Фог Расмуссен, бывший генсек НАТО, в статье для The Wall Street Journal под названием «Западу нужна военная основа» написал: «Нам необходимо принять новый образ мышления. Нам нужны политики, которые осмелятся сказать правду, в том числе и о том, что инвестиции в оборону и военное оборудование – важнейший элемент защиты свободы и мира».
Швеция, как пишет Politico, срочно преобразует свой военный резерв Ополчения из «папиной армии» в боевую силу, которая стала настолько привлекательной для молодых шведов, что ей приходится отказывать претендентам.
В Финляндии массовое сознание резко повернулось в сторону крайне негативного восприятия России (более 90%).
Экономическая
Происходит осознание необходимости сохранения и усиления роли государства в экономике (что идет вразрез с ультраглобалистской концепцией, в конечной точке не подразумевающей наличия государства вообще).
В условиях фрагментации мира и растущей напряженности между экономическими макрокластерами для обеспечения безопасности цепочек поставок государство будет прибегать ко все большему регулированию.
Компромиссным вариантом может стать некий баланс, при котором осуществляется жесткая регуляция критических и чувствительных отраслей и дерегуляция и поощрение инициативы на низовом экономическом уровне.
Внутриполитическая
Возрастание роли государства в управлении обществом, цифровизация, контроль за враждебными проявлениями социальной активности, борьба с диверсиями и шпионажем.
Цивилизованный правый поворот предполагает восстановление принципа доминирования большинства над меньшинством - основы демократии в ее классическом эллинистическом понимании.
Внешнеполитическая
Будет нарастать тенденция ко все более жесткой внешней политике по отношению к вероятным противникам.
Например, швейцарская комиссия по безопасности призывает пересмотреть нейтралитет, который страна сохраняет с 1515 года. На фоне растущей угрозы со стороны России также предлагается укрепить связи с ЕС и НАТО, увеличить военные расходы и расширить сотрудничество с Западом.
Э.Макрон одним из первых европейских лидеров четко уловил эти тенденции. Как пишет Washington Post: «Изменилась риторика – сейчас Макрон поддерживает членство Украины в ЕС и НАТО и утверждает, что будет помогать Киеву и дальше, «вплоть до его победы».
Особенно выразительно лидерство Франции начинает проявляться на фоне неопределившейся окончательно Германии и нерешительности ее лидера.
«Макрон фактически уже стал лидером ЕС, которым давно мечтал быть. Глава Франции раньше общался с Путиным и опирался на Шольца, но теперь предпочитает быть более самостоятельным, оказывая влияние на события в Европе, - пишет Bloomberg».
Дальнейшая всесторонняя поддержка Украины странами Запада важна, потому что свободный мир должен показать, что гуманистические ценности незыблемы, а права человека неприкосновенны, и за агрессивную войну обязательно наступает расплата; и автократия, а тем более тоталитаризм –это тупиковая ветвь развития человеческой цивилизации.
Социальная
Дж.Фридман в книге «Американская империя» очень обтекаемо написал: «Новые формы обычно возникают в результате войны, когда общество разрушено и создается новый порядок… Я подозреваю, что новое социальное устройство будет включать в себя традиции недавнего прошлого.»
Возвращение на всех уровнях к модели «естественной нормальности», основанной на здравом смысле, включая семейный, а также уровень микроколлективов и взаимоотношения полов.
Миграционная
Осмысленная, ответственная и решительная политика в области иммиграции. Стремление к сохранению традиционного этноконфессионального баланса.
Выводы
Условный Запад имеет шанс победить в противостоянии с ускоренно формирующейся «Осью Зла», если будет хорошо «различать запах серы».
«Правый поворот» в идеологии и политике Запада – это не отказ от демократии и гуманизма западной цивилизации. Это единственный эффективный механизм сохранения этих фундаментальных ценностей перед лицом критической угрозы.
Если же Запад не откажется от жизни на «планете розовых пони» – то есть в рамках радикальной леволиберальной идеологии, и не осуществит осознанный, продуманный и сбалансированный «правый поворот», новая «Ось Зла» его раздавит в самом ближайшем будущем, в том числе, зайдя под «чужим флагом» внутрь его политической системы.
Современная правая идеология – щит от некрофильского тоталитаризма «Оси Зла». Это единственный путь сохранить ценности Запада от их разрушения, а человеческую цивилизацию в целом – от скорой гибели.
Авторы:
Владимир Шевченко, политолог, доктор философских наук
Андрей Саварец, аналитик, юрист, автор telegram канала «Особое мнение»