Зимние блэкауты на носу. Есть ли у нас обещанный президентом миллион киловатт новой генерации?
Обещание Владимира Зеленского до конца года разжиться миллионом дополнительных киловатт новой распределенной генерации просто показало глубину теплой ванны, в которой держат Банковую в целом и его лично.
Будет весьма неплохо, если к весне — с учетом муниципальной и производственной — выйдем на 250–300 МВт новой генерации. Причем для этого нужно будет сильно постараться.
Когда почти об этом же рассказал вполне компетентный в энергетике Денис Шмыгаль… ну, человек в итоге остался премьером. А старательно закрывающая глаза на раскручиваемую ядерную аферу Юлия Свириденко так и осталась перспективным кандидатом.
Миллион миллиону рознь
Строго говоря, в оригинале миллион киловатт никто и не обещал. В принятой летом Стратегии развития распределенной генерации на период до 2035 года невнятно написано о «строительстве и/или размещении максимально возможных объемов установленной мощности объектов распределенной генерации и достижении до 1 ГВт дополнительных генерирующих мощностей». Пара-тройка сотен мегаватт вполне потянет как «до миллиона», особенно если учтут начавшееся строительство.
Кстати, на втором этапе 2025–2026 годов с анонсированным объемом 4 млн кВт распределенной генерации — тоже про «строительство и/или размещение объектов». В общем, или ишак, или падишах.
Рассказы, что «распределенка» — это привезти пару контейнеров и врубить их в розетку, сильно преувеличены, что два года и показали. Цикл введения в эксплуатацию установки мощностью 6–8 МВт составляет около года. Может, и больше. Иногда не хватает и двух. Особенно если этим приходится заниматься почти с нуля в условиях дефицита денег, опыта и кадров.
Зато умению писать планы про посадку яблонь на Марсе в 2050-м и перерезать ленточки на старте чего угодно наших чиновников учить не надо. А вот сколько из них заработает — это как получится.
Заодно анонсировано, что строить будут под чутким руководством чиновников, известных своей почти легендарной неподкупностью и умением правильно перераспределять потоки. Вот реально, по легенде и такие есть.
Однако есть маленькая проблема — перераспределять особо нечего. В стратегии об источниках ее финансирования сказано совсем расплывчато: «Объем финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии… осуществляется за счет средств международной технической помощи и международных организаций». А также «других источников, не запрещенных законодательством».
Можно уверенно сказать, что денег на миллион киловатт международные организации не дадут, а уж тем более на пять. Придется искать «другие источники».
Средства от повышения тарифов населению «Энергоатом» и Минэнерго уже торжественно пообещали израсходовать так, чтобы на ближайшие зимы от них не было даже нулевого полезного эффекта — только затраты ресурсов.
Остается бизнес, но ему, кроме громадья презентаций, нужны стимулы и гарантии, что при пертурбациях наверху потом его привычно не кинут. Требования, конечно, наглые, но особого выбора нет. Система сильно разбита орками, и уже ясно, что полного возврата к ситуации, как до большой войны, когда почти всю электроэнергию выдавали крупные энергоустановки, не будет. Нужны более мелкие и гибко реагирующие на нагрузку мощности. Грубо говоря, вместо одного блока на 300 надо 30 на 10, причем с конечной ценой электроэнергии «не на все деньги мира». Задача реально еще та.
В августе первые такие шаги сделало «Укрэнерго», проведя пару аукционов. У руководства «Укрэнерго» была плохая репутация на Печерске (и не только на Банковой) — оно нагло не делилось с нужными людьми, и хорошая у бизнеса — строго по той же причине. В конечном счете Владимира Кудрицкого таки съели, и сейчас рынок ожидает попытки завести в правление нужных людей для правильного перераспределения и расщепления потоков. Запад, впрочем, прямым текстом обозначил, что деньги на распил — даже правильным людям — давать будет крайне дозированно и контролируемо.
Однако два аукциона по покупке балансирующих мощностей успели провести еще до отставки. Потребность в них очень высока, так как после серии ударов по ГЭС, которые во многом и помогали регулировать, с быстрыми резервами сложно. На первом аукционе «Укрэнерго» на пять лет купило услуги по закупке 99 МВт резервов поддержки частоты (РПЧ) для обеспечения стабильной работы энергосистемы. Его победителям надо до октября следующего года построить батарейные системы или электроустановки очень быстрой реакции (речь идет о 15 секундах). Аукцион прошел успешно, предложение в разы превышало спрос, цену услуги сильно сбили от исходной и почти все победители внесли финансовые гарантии.
Второй аукцион по предоставлению автоматического резерва восстановления частоты (АРВЧ) прошел заметно сложнее. Время реакции там больше, до 15 минут, но и объемы услуг гораздо выше. Как раз на миллион киловатт. На выходе желающих на все не хватило. Из миллиона — он делился еще на два вида дополнительных услуг — суммарно выкупили половину. Всего на выходе получили планы на ввод четырех десятков новых энергообъектов (при суммарной мощности проданных услуг около 600 МВт). В октябре попробуют провести еще один, выставив на продажу непроданную часть. Заодно проверят и реакцию рынка на кадровые изменения.
В целом получилось неплохо, но лишний раз показало, что очереди рвущихся инвестировать в Украину не наблюдается. Нужны гарантии, предсказуемость, и не только на уровне «тут не обманут». Среди победителей — в основном украинские компании. Крупный западный бизнес интересовался вяло — слишком маленькие лоты и слишком велики риски строить в воюющей стране. Будут посмотреть. А вот средние фирмы вполне светились.
Но почти все основное впереди. Даже при вводе тех же 5 млн кВт новой генерации всех проблем это не решит. Напомним — повреждено около 9 млн кВт. И атаки продолжаются.
Кабмин так оценивал ситуацию на середину лета: «Энергетический сектор стал одной из главных целей в связи со стратегическим значением для экономики и жизнеобеспечения населения. Ни одна энергосистема в мире не подвергалась таким атакам... Доступная в настоящее время мощность теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей составляет менее 20% их мощности на начало полномасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, а доля доступной мощности гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций сократилась на 50%».
«Укрэнерго» сделало расчеты того, что необходимо сделать в ближайшие несколько лет. Цифры там совсем иные, чем в славной Стратегии по развитию, выращиванию лохов и анонсов, она же — Энергостратегия-2050. Впрочем, в реальность задач той мегапрограммы никто и близко не верил. Целью было (безуспешное) желание скачать деньги со спонсоров и аргументация (частично удавшаяся) перераспределения части финпотоков в пользу своих структур.
У «Укрэнерго» десятков миллионов киловатт новых мощностей не обещают. Гигантомании там тоже нет. Парогазовые и газопоршневые установки по 5 МВт, СЭС и биотопливо — 10 МВт, ветер — 50 МВт. Батарейные системы как 8–40 МВт с возможностью работы до четырех часов. Там же прикидки по работе предприятия собственной генерации до 10 МВт. Гигантомания на войне только облегчает работу ракетчиков противника.
Собственно говоря, из пяти пунктов три: газ, солнце и ветер — это чистый бизнес предпринимателей. Какое-то стимулирование ограниченно понадобится на старте биомассе. Нет, там не будет фантастических объемов прироста выработки. В сумме все это около 30–35 млрд кВт·ч, примерно треть нынешней выработки. А главное, под основную их часть можно реально (хотя и с большими усилиями) найти деньги. И нет, этим будут заниматься не только и не столько наши госструктуры. Не особо много, но реалистичность (и гибкость) таких планов на порядок выше. Стоит помнить и о том, что нехватка в 20% в энергосистеме — это отключение населения на 12 часов.
Принципиально изменить ситуацию на эту зиму все это не успеет. Когда та же ДТЭК говорит, что рассчитывать придется во многом на себя, это чистая правда. Сейчас больше ремонт старого и ПВО, которой много не бывает.
Летом снова всплыл проект установки в портах Одесчины трех плавучих турецких энергокораблей. Это порядка 375–500 МВт. Миллион киловатт станет ближе. Работы уже идут (Кабмин принял отдельное постановление), так что можно учитывать в миллион. Успеют ли ввести в эксплуатацию в этом году, увидим. Однако и там еще куча работы на земле, и распределенность довольно условная. Больше надежд на то, что по туркам не станут стрелять. Будет и вопрос по газу, орки ударами по ПХГ явно стараются погасить газотранспортную систему. Но тут рашистам стоит донести идею — прилеты и разбитые станции или НПЗ с танкерами бывают не в одной Украине.
В общем, работы валом. На зиму 2025/2026 успеем больше... если, конечно, не утонем в новой волне прожектов и попыток прикурить на потоках. Ситуация, когда снимают с мотивацией «эффективен, но не делится, с кем надо»... оптимизма не прибавляет.
На сейчас обещают, что «реализация первого и второго этапов настоящей Стратегии будет осуществляться путем выполнения мероприятий, определенных операционным планом мероприятий по реализации в 2024–2026 годах Стратегии развития распределенной генерации. Реализация третьего этапа (с 2027 года) будет производиться путем выполнения мероприятий, определенных операционными планами мер по реализации настоящей Стратегии».
Стратегия определяется стратегией, вот так. Можно еще короче: «война план покажет».