В Германии через 80 лет после победы над гитлеризмом вспомнили слово "остарбайтер" – так называли завезенную с оккупированных Украины и Беларуси рабов, которые работали на "величие" нацистской Германии.
"Тадицию" возродил немецкий бизнесмен и депутат парламента Саксонии от правопопулистской партии "Альтернатива для Германии" Йорг Дорнау. Он создал бизнес в Беларуси, где в качестве рабсилы использовал беларуских политзаключенных, пишет Reform.news.
По данным издания, на луковой плантации в районе города Лида (Беларусь) по соглашению сторон "Центр изоляции правонарушителей" (ЦИП) регулярно поставлял местных политзаключенных для работ в поле.
Отмечается, что журналисты нашли одного из "политических", перебиравших лук для Йорга Дорнау на ООО "Цыбулька-Бел". Андрей (имя изменено) - не единственный, кого отправляли из режимного учреждения на сельхозработы, но лишь он рискнул рассказать свою историю. Он был задержан в феврале 2024 года и отправлен на 15 суток в ЦИП за лайк под постом в социальных сетях. Как утверждает Андрей, между "Цыбулька-Бел" и Лидским ЦИП был подписан договор подряда, заработанные деньги должны были пойти в счет содержания в ЦИПе. Ежедневно требовалось подписать согласие на работу, а "заработок" выплачивали "на усмотрение" бригадира, который решал, насколько хорошо трудился заключенный. Работали "политические" в холодном погребе, с 7 утра до 18.00, без еды и питья.
"Лидскому УВД заплатили 30 рублей (беларуских), задержанным - около 20. Лук сортировали для торговой сети "Евроопт", — рассказал Андрей.
Он утверждает, что лично видел немецкого фермера: "Высокий лысый мужчина. Приехал один раз на своей машине с немецкой регистрацией. Заходил в складское помещение, где мы вместе с наемными работниками сортировали лук".
"Как видим, Йорг Дорнау своеобразно подошел к решению кадрового вопроса "Цыбулька-Бел". Он лично проверял качество работы беларуских политзаключенных. Немецкий политик знал и подписывал документы об "оказании услуг" с учреждением, где сознательно пытают белорусов", — акцентируют расследователи.
Они напоминают, что в камерах для "политических" создаются особые условия: у людей забирают матрасы, подушки, постельное белье. Нельзя сидеть и лежать на кроватях. У задержанных изымаются все передачи. Свет в камере горит круглосуточно, а ночью людей нарочито будят несколько раз. В большинстве камер нет туалета и умывальника — только пластиковое ведро в углу, которое каждое утро нужно выносить в общую уборную в коридоре. Андрей назвал условия пыточными.
Непонятно, известно ли было саксонскому парламенту о том, что Дорнау использовал труд политзаключенных. Не исключено, что на момент расследования дела о сокрытии бизнеса, об этом в Германии не знали.