Метро, кредиты Автодора и дороги: что будет с восстановлением в 2025 году?
Экс-заместитель Ермака Алексей Кулеба, который на 100% свой для офиса президента, возглавил Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры, экс-мэр Житомира Сергей Сухомлин, заявлявший о больших достижениях в энергонезависимости города, — Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры.
Под новые кадры готовят новые бюджеты. Можно ожидать, что в 2025 году министерство и агентство получат больше средств, чем было у этих институтов во времена Кубракова и Найема. Ведь те из ранга любимчиков очень быстро перешли в непростые отношения с офисом.
Новоназначенные Кулеба и Сухомлин могут быть полностью своими для Банковой и вместе с тем политически зависимыми. Могут «писать» коррупционеров, как Найем. А могут сосредоточиться на изменении подходов и формировании более независимой и прозрачной для международников модели управления восстановлением.
Как вырастут бюджеты ключевых институтов восстановления: бюджет-2025
Помните, как год назад порезали финансирование министерству и агентству, уменьшив их расходы втрое — до 39 млрд грн на двоих? Теперь приоритеты изменились: формально на восстановление дают больше денег. Разберемся, так ли это.
Бюджет Минвосстановления на 2025 год может вырасти почти на 60% — с 12,7 млрд грн, как в этом году, до 20,2 млрд грн.
Агентство восстановления может получить увеличенное на 61% финансирование — 42,5 млрд грн по сравнению с нынешними 26,4 млрд.
Мы посмотрели, на что пойдут средства, и убедились, что большого восстановления по образцу «Большого строительства» сейчас не будет. Продолжится достройка линий метро в Харькове и Днепре, что будут аргументировать потребностями в укрытиях, а также будут покрывать кредиты Укравтодора за прошлые годы и… ремонтировать дороги.
Это подтверждают основные статьи расходов, заложенные в бюджет, которые министерство и агентство должны будут выполнить.
Ключевые расходы министерства из 20,2 млрд грн на восстановление:
- 5 млрд грн — субвенция в регионы на Программу восстановления (кредитные средства Европейского инвестиционного банка на социальные объекты в регионах — больницы, учебные заведения и другое, в целом 155 проектов социальной инфраструктуры);
- 3,4 млрд грн — восстановление критически важной логистической инфраструктуры (RELINC);
- 2 млрд грн — субвенция на продление третьей линии метрополитена в Харькове;
- 1,3 млрд грн — расширение критически важных Дунайских логистических цепей;
- 1 млрд грн — субвенция местным бюджетам на Программу восстановления Украины ІІІ (кредитные средства ЕИБ);
- 700 млн грн — субвенция на завершение строительства метрополитена в Днепре;
- 540 млн грн — субвенция местным бюджетам на компенсацию и ремонт за поврежденное жилье;
- 462 млн грн — компенсация за уничтоженное жилье;
- 127 млн грн — восстановление объектов критической инфраструктуры.
Ключевые расходы агентства из 42,5 млрд грн на восстановление:
- 24,3 млрд грн — выполнение кредитных обязательств по кредитам Укравтодора;
- 11,3 млрд грн — ремонт и содержание дорог государственного значения;
- 6,6 млрд грн — субвенция местным бюджетам на ремонт и содержание дорог;
- 132 млн грн — развитие пограничной дорожной инфраструктуры на украинско-польской границе;
- 1 млн грн — быстрое восстановление инфраструктуры.
То есть около 70% из 62,7 млрд грн бюджетов обоих институтов восстановления в 2025 году планируют направить на дороги — возвращение кредитов за строительства довоенных лет и новые строительства дорог.
Фонд ликвидации — на бумаге?
Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии, который в 2023 году составлял почти 62 млрд грн и был едва ли не основным источником восстановления, в этом году состоял в основном из остатков и неиспользованных средств прошлого года — 23,8 млрд грн.
В следующем году он рискует остаться фондом на бумаге с небольшими для восстановления ресурсами, ведь будет наполняться за счет конфискации российских и санкционных активов в Украине.
Кроме того, средства Фонда ликвидации-2025 будут направлены только на компенсацию за уничтоженное и поврежденное жилье.
Таким образом, происходит то, о чем мы предупреждали: без единого фонда восстановления средства на восстановление распыляются между распорядителями, программами и используются не по открытым процедурам.
В то же время сворачивают механизм, который был отработан вместе с общественностью в Фонде ликвидации, — с методикой приоритезации финансирования объектов, прозрачными комиссиями и публикацией заявок на получение средств. Таким образом удалось остановить массовое восстановление стадионов и бассейнов в 2023 году, проекты Гринкевичей — в 2024-м.
Новые кадры — старые вызовы
С новым правительством, которое в основном — люди Ермака, возрастают риски формирования единой ОП-шной вертикали власти. Соответственно, снижаются шансы на формирование независимых институтов восстановления, которым бы полностью доверяли международные партнеры, чтобы быть спокойными за надлежащее использование средств.
Тем более, когда основной институт восстановления — бывший Укравтодор, со старыми проблемами и региональными службами.
Для нового главы Госагентства ключевыми остаются три вызова:
- организация закупок через Центральную закупочную организацию (ЦЗО), создать которую агентство получило возможность еще в апреле 2024 года. ЦЗО поможет снизить риски во время закупок, в том числе региональных служб восстановления (служб автомобильных дорог), и обеспечить высокий уровень конкуренции;
- создание единого юрлица, которое бы объединило 24 региональных службы, которые сейчас чувствуют себя в регионах более независимо, чем само агентство;
- конкурсы на руководителей служб восстановления, что позволит перезагрузить систему Укравтодора.
Вместе с тем новому министру восстановления Кулебе по силам — шаги для увеличения независимости самого Госагентства и выделения его в центральный орган исполнительной власти со специальным статусом. Будут ли они сделаны, исключительно вопрос политической воли.
Пока же очевидным остается то, что в фокусе восстановления-2025 будут дороги и региональные проекты. А процедуры прозрачности и подотчетности использования средств, на которых так настаивали международники, могут остаться в прошлом, в полупустом Фонде ликвидации.