Угледар. Первые выводы
По состоянию на утро 30 сентября в Угледаре продолжаются тяжелые кровопролитные бои. Силы обороны до сих пор находятся в городе и пытаются всеми возможными силами и средствами замедлить продвижение противника.
Приблизительно такой «сухой» абзац есть в распоряжении читателей украинских СМИ и соцсетей сегодня. Казалось бы, речь идет действительно об очередных городских боях, начавшихся в очередном городе на Донбассе, как это было уже десятки раз за прошедшие два с половиной года. Но, к сожалению, на этот раз ситуация кардинально другая.
Бои за Угледар начались еще в 2022 году, когда армия России стремительным нажимом оккупировала юг Украины и замкнула кольцо вокруг Мариуполя. Тогда этот небольшой город стал одной из точек юга Донетчины, где врага удалось остановить. Именно в Угледаре и Большой Новоселке восточнее была плотная застройка и возможность превратить гражданские сооружения в оборонительные точки.
В первый год войны враг не концентрировал значительные силы на этом направлении. Из успехов 2022 года можно отметить только взятие села Павловка, расположенного южнее города, ниже по рельефу. Но действительно серьезные бои за Угледар начались зимой 2023-го, когда враг собрал силы нескольких БТГр севернее Павловки и начал атаковать в направлении города.
Штурмы продолжались больше месяца, и за это время противник потерял только на направлении к югу от Угледара более 130 танков и БМП. На тот момент это была самая большая битва этой войны с привлечением такого количества брони, и ее Россия проиграла. Врагу удалось захватить лишь часть дачной застройки южнее города, что не дало никаких оперативных перспектив. Часть ее россияне вообще со временем покинули.
Причин краха врага было сразу несколько. Главные из них — удобство обороны для ВСУ в городе на высотах с десятками многоэтажек, а также формирование некой «килл-зоны», где Силы обороны могли заранее фиксировать передвижение врага и вовремя наносить огневое поражение — еще до подхода бронетанковых сил к городу. Кроме этого, свою роль сыграли хороший радиогоризонт для работы дронов и наличие достаточного количества средств минирования (эта битва состоялась еще до значительного распространения FPV-дронов на фронте).
Тогда враг проиграл. 155-я бригада морской пехоты ВС РФ понесла значительные потери, а сразу несколько ее подразделений надолго выбыли на восстановление. После этого россияне «отложили» Угледар в «долгий ящик»: все дальнейшие штурмы были значительно менее насыщенными как личным составом, так и средствами поражения. В течение всего времени с момента битвы зимой 2023-го до осени 2024-го оборону на направлении держала 72-я бригада имени Черных Запорожцев, а севернее — 79-я бригада ДШВ.
Эти подразделения владели оперативной обстановкой на высоком уровне и имели свою тактику выбивания врага. Например, севернее Угледара только в одном селе Новомихайловка 79-я бригада уничтожила более 300 единиц военной техники врага (речь идет только о потерях, подтвержденных фото и видео). Подразделения врага, стоявшие на этом направлении, постоянно доукомплектовывали и заменяли из-за огромных потерь.
С новым упорством оккупанты взялись за Угледар только в конце лета 2024 года. Но на этот раз — с совершенно другой тактикой и силой. Боец 72-й бригады ВСУ, с которым я пообщался, рассказал, что его подразделение было полностью готово к боям в городе и новым попыткам продвижения врага с направления Павловки и Никольского. Но теперь россияне начали действовать иначе. Взяв в качестве примера Покровское направление, враг заменил штурмы «в лоб» на продвижение флангами и «прощупывание» слабых сторон украинских подразделений. Первые удары были в направлении Водяного (севернее Угледара), а затем — со стороны Пречистовки (западнее).
В Водяном подразделения 72-й бригады были готовы к такому развитию событий и рассматривали соответствующий сценарий. Более 10 дней враг пытался атаковать бетонные сооружения возле этого населенного пункта, но напрасно.
По словам лейтенанта 72-й бригады, давшего комментарий ZN.UA на условиях анонимности, ситуация на направлении кардинально ухудшилась в последние дни августа, сразу после медийной огласки, вызванной постом народного депутата Марьяны Безуглой об «отводе 72-й бригады из Угледара». Военный говорит, что в этот момент у Водяного проходила плановая ротация подразделений, которая была предусмотрена заранее.
Но меньше чем через сутки после поста Безуглой в Фейсбуке враг бросил на это направление в несколько раз больше сил, чем до сих пор. Ротация, сорванная из-за медийной огласки, привела к почти полной потере оборонительных сооружений на восток от Водяного. Тогда же возле села были захвачены бетонные оборонительные сооружения ВСУ, возведенные ранее.
Вместе с тем враг продвинулся и западнее Угледара, в селе Пречистовка. Там также были захвачены подготовленные линии обороны — по этой причине значительно ухудшилась и логистика войск.
К сожалению, из опыта боев за Авдеевку, Карловку, Украинск и другие населенные пункты Донбасса, можно констатировать: после потери основной линии обороны на флангах ВСУ во всех без исключения случаях были вынуждены отходить. Где-то — долго и с серьезными потерями, как в Авдеевке, где-то — быстро и оперативно, как в Украинске. Но еще ни разу при условии прорыва основных оборонительных рубежей на флангах Вооруженные силы не смогли удержать оборону.
Казалось бы, судьба Угледара была решена еще в начале сентября, когда единственная дорога к городу оказалась в досягаемости российских FPV-дронов. Но руководство, отвечающее за это направление, считало иначе. Гарнизон города не готовился к выводу, несмотря на попытки удерживать оборону в только что вырытых окопах со стороны Водяного и Пречистовки. Именно с этих двух сторон ВС РФ оказывали неистовое давление силами по меньшей мере трех бригад.
По словам военного, который с нами пообщался, 72-я бригада получила приказ держать оборону в городе до последнего, даже когда враг вплотную приблизился к единственному пути логистики. Лейтенант говорит, что эта ситуация напоминает ему печально известный выход из «Зенита» в Авдеевке, где подразделения ВСУ также держали оборону до последнего момента фактически в полном окружении.
Еще больше усложнили оборону города кадровые изменения, которые высшее командование решило провести в разгар битвы за город. Неделю назад был уволен командир бригады Иван Винник, пребывавший в должности с 2022 года, а вчера он простился со своей бригадой.
Бойцы неоднозначно относятся к фигуре полковника. Лейтенант, с которым мы имели возможность пообщаться, отмечает, что бригада очень плохо работала с приданными подразделениями и из-за чего они несли несоизмеримые потери в боях. Также он акцентирует на том, что командование не всегда вовремя реагировало на изменения обстановки на поле боя и, соответственно, принимало решения с задержкой.
Другой боец в звании сержанта отзывается о командовании более позитивно и говорит, что оно было лучше, чем во многих других бригадах. Увольнение командира он связывает с тем, что тот мог отказаться от выполнения нереалистичных задач высшего командования. «Увольнение командира подразделения, который сейчас ведет едва ли не самые сложные бои за все время войны, выглядит как вредительство особо крупного масштаба, которое приведет к непоправимым потерям», — говорит он.
Пока сложно говорить, к каким именно последствиям приведет потеря Угледара. Стоит заметить только то, что севернее, в направлении Курахового, на сегодняшний день нет укрепленных и подготовленных оборонительных сооружений, которые были восточнее Водяного и Угледара.
В момент, когда россияне продолжают штурмовать города Горняк и Кураховка севернее, а также, вероятно, выйдут на оперативный простор за Угледаром, тучи сгущаются над всей агломерацией вблизи Курахового.
Однозначно говорить о коллапсе всего направления пока рано, поскольку приближается сезон осенних дождей, а вся логистика врага выстроена на полевых дорогах. Также нужно помнить, что россияне сконцентрировали фактически все свои силы на Донбассе именно здесь: атаки в сторону Покровска, Часового Яра и Торецка сейчас даже приблизительно нельзя сравнить с давлением на Угледар с юга и Горняк/Кураховку с севера.
Однако по примеру десятков предыдущих битв на Донбассе можно сделать ключевые выводы. А заключаются они в отсутствии стратегического планирования. Того планирования, при котором потеря одной линии обороны не приводит к окружению города, а действия отдельных подразделений не становятся причиной оперативных прорывов врага. При котором хорошо укрепленной является не только первая линия защиты, но и вторая, и третья. При котором, наконец, усиление истощенных подразделений происходит не в последний момент.
К сожалению, по такой причине мы уже потеряли Очеретино и Желанное, Новогродовку и Гродовку, Карловку и Украинск. Но мы не имеем права повторить те же ошибки в Горняке и Цукурином, Селидовом и Кураховом, Мирнограде и Покровске.