У одного из партнеров Украины сменилась власть. Россияне не рады
27 сентября на очередных выборах ведущая политическая сила Японии — руководящая Либерально-демократическая партия (ЛДПЯ) избрала нового главу. Им стал Шигеру Ишиба, один из самых опытных членов партии, которого 11 раз, начиная с 1986 года, избирали в Палату представителей Парламента Японии, трижды он был членом разных правительств, в частности в течение довольно длительного периода с 2000 по 2008 год, когда занимал самые высокие должности в системе министерства обороны Японии. Он пять раз участвовал в выборах главы ЛДПЯ и наконец победил.
1 октября Шигеру Ишиба стал новым премьер-министром Японии. Выборы прошли в присущем японской политической системе духе взаимоуважения, открытых дебатов и весьма интенсивной дискуссии о внутриполитических проблемах, вставших перед страной. Ни у кого не возникло ни малейших сомнений в признании результатов гонок. И все же ведущая англоязычная газета Японии Japan Times охарактеризовала завершение избирательной кампании так: непривычный результат непривычных выборов.
Выборы 27 сентября действительно имели несколько признаков, свидетельствующих о некоторых трансформационных процессах в политической жизни Японии, которая всегда отличалась весьма консервативными правилами и традициями. Впервые участие в выборах главы ЛДПЯ принимали девять кандидатов, и впервые во второй раунд с очень сильным результатом вышла женщина — Санае Такаичи, министр экономической безопасности в правительстве Фумио Кишиды. Третье место занял непривычно молодой (всего 43 года) для такого уровня политика Шинджиро Коидзуми (сын бывшего премьер-министра Коидзуми). Но главное то, что, вероятнее всего, только что утвержденное правительство Японии просуществует лишь нескольких месяцев. Есть общие ожидания и в политикуме, и в обществе, что после консультаций с оппозицией Шигеру Ишиба еще в этом году объявит о досрочных парламентских выборах, которые при обычных обстоятельствах должны были состояться в следующем. Уже называют возможную дату — 27 октября.
Одна из основных проблем, возникших перед ЛДПЯ и повлиявших на решение Фумио Кишиды не участвовать в гонке за место главы партии, — низкий рейтинг ведущей политической силы, связанный с экономическими неурядицами и скандалами по поводу непрозрачного использования средств на политическую деятельность. ЛДПЯ уже проиграла несколько довыборов в отдельных округах в 2023 году, включая те, которые считала гарантированными. Новые лица в руководстве должны были бы изменить негативное отношение очень требовательных японских избирателей, укрепить позиции ЛДПЯ в регионах и вернуть партии авторитет. Ишиба, работавший министром регионального развития с 2014 по 2016 год и хорошо известный в отдаленных регионах страны, вполне способен достичь поставленной цели. На протяжении нескольких последних лет он отчасти пребывал в тени, и избиратели не связывают его со скандалом со средствами на политическую деятельность. Уже первые опросы общественного мнения показали рейтинг доверия избирателей к нему в 52%, что является весьма высоким показателем для Японии.
О приближении внеочередных выборов свидетельствуют и перемены в других партийных структурах страны. Так, руководителя сменила основная оппозиционная Конституционно-демократическая партия. Ее новым главой стал бывший премьер-министр Японии в 2011–2012 годах Йошихико Нода. В свое время он проиграл выборы Шинзо Абэ, который тогда второй раз возглавил правительство Японии. Сейчас Нода уже заявил о готовности сразиться за большинство мест в парламенте и вернуть власть в руки оппозиции. В ЛДПЯ его намерения рассматривают со всей серьезностью. Сменился и глава младшего партнера в ведущей коалиции партии «Комейто». Важно, что ее новый лидер Кеичи Ишии входит в парламентскую Ассоциацию дружбы Украина—Япония и с начала агрессии выступал за поддержку Украины. В политическом воздухе Японии, который нужно уметь читать, все говорит о подготовке к внеочередным выборам, и поэтому попытки сменить лицо на политическом ландшафте с обеих сторон политического спектра имеют долгосрочные цели. Предыдущий глава «Комейто», например, возглавлял партию в течение 15 лет.
Конечно, для нас важно понимать, что все эти перемены будут означать с точки зрения дальнейшей поддержки Украины со стороны Японии. Поскольку внешнеполитические вопросы не были предметом дебатов во время предвыборной гонки (кроме вопросов региональной безопасности), сейчас можно лишь прогнозировать следующие действия нового правительства, учитывая то, какой платформы в своей деятельности будет придерживаться новый глава правительства.
Во-первых, как прокомментировали его избрание российские СМИ, нет необходимости включать Шигеру Ишибу в санкционный список японских политиков, которым запрещен въезд в РФ, поскольку он значится там с июля 2022 года. Во-вторых, и это тоже важный показатель с точки зрения региональной политики, господин Ишиба недавно посещал Тайвань и является сторонником тесного сотрудничества Тайваня и Японии. В-третьих, есть основания считать, что он поддерживает Украину в ее борьбе с российским агрессором, является последовательным приверженцем возвращения Северных территорий Японии и в прошлом неоднократно имел возможность убедиться в недоговороспособности россиян. Шигеру Ишиба имеет четкое представление о необходимости укрепления региональной безопасности, вплоть до предложений о формировании «азиатского НАТО», укреплении Сил самообороны Японии, пересмотре соглашений по безопасности с США в сторону более справедливого распределения затрат на содержание военных баз и установлении равноправных отношений военного партнерства. СМИ Японии, весьма придирчиво отслеживавшие любые высказывания политика на протяжении его карьеры, обращают внимание на то, что он последовательно отстаивает принципы ядерного нераспространения, однако вместе с тем считает, что в условиях современных вызовов и угроз нужно пересмотреть Конституцию и закрепить в Основном Законе расширенные возможности Сил самообороны, которые усилили бы способность Японии при необходимости самостоятельно дать отпор любому агрессору. СМИ приводят его слова: «Если есть чрезвычайная ситуация для Тайваня, она есть и для Японии».
Буквально в день выборов главы ЛДПЯ на сайте вашингтонского мозгового центра Hudson Institute опубликовали статью (больше похожую на манифест) Шигеру Ишибы о видении будущей внешней политики Японии. В этой статье он отмечает, что вторжение России в Украину изменило ситуацию в сфере безопасности, которая нуждается в адекватном ответе через формирование коллективной системы безопасности в Восточной Азии. По его мнению, сеть уже имеющихся двусторонних договоренностей Японии с США, Филиппинами, Австралией, многосторонние форматы США—Япония—Республика Корея, QUAD, AUKUS и др. должны стать основой для адекватного ответа на растущую ядерную угрозу со стороны КНДР, России и КНР. Им может стать формирование «азиатского НАТО» с коллективными обязательствами о взаимной защите, включая размещение американского ядерного оружия в регионе. Он приводит слова Джо Байдена о том, что «Украина не является членом НАТО, поэтому у нас нет обязательств защищать ее», то есть делается вывод, что только формат НАТО — действенный способ защиты от угроз. По мнению Шигеру Ишиды, «Украина сегодня — это Азия завтра. Если заменить Россию на КНР и Украину на Тайвань, отсутствие коллективной системы самообороны вроде НАТО означает, что войны могут возникнуть потому, что нет обязательств о взаимной обороне. При этих обстоятельствах создание азиатской версии НАТО является важным для сдерживания Китая западными союзниками». Отношения Японии и США в сфере безопасности должны быть такими, как отношения США и Великобритании.
На протяжении избирательной кампании весьма придирчивые японские журналисты неоднократно обращали внимание на то, что несколько кандидатов среди тех, кто участвовал в выборах главы ЛДПЯ, ранее принадлежали к ультраконсервативным кругам, которые, в частности, отстаивали усиление монархии и достаточно радикальные изменения в политике безопасности. В частности практически все они выступали за изменение пацифистской статьи 9 Конституции Японии. Однако сейчас позиция этих политиков стала более умеренной. Наиболее радикальной среди них, по оценкам японских экспертов, осталась госпожа Такаичи, которая уступила на завершающем этапе более сбалансированному в своих высказываниях господину Ишиде. Эксперты расценили, что этот факт свидетельствует об общей готовности общества к реформам, однако ультраправый радикализм вряд ли получит поддержку избирателей. Стоит ожидать, что изменения в направлении усиления способности Японии защищаться от агрессии, снятие запрета на поставку другим странам оружия, увеличение затрат на оборону, еще более тесное сотрудничество с союзниками в Восточной Азии и Океании будет усиливаться. Однако этот процесс будет проходить постепенно, быстрые и радикальные решения могут дать обратный эффект.
В обновленном руководстве ЛДПЯ и среди членов нового правительства Японии много симпатизирующих Украине. В японском обществе и политических кругах есть четкое осознание угрозы, которую несет агрессивная Россия в союзе с Северной Кореей, сформировано реалистичное видение необходимости противостоять провокационным действиям против Филиппин и Тайваня, нарушению морских и воздушных границ Японии, намерению изменить мировой порядок, основанный на силе закона. Япония в тесном взаимодействии с США и союзниками в регионе Восточной Азии и Океании будет становиться более сильной — к этому ее подталкивает невиданный со времен Второй мировой войны кризис международной системы безопасности, в центре которой агрессия России против Украины. Однако решительных шагов все же стоит ожидать после общих выборов, когда победители смогут формировать долгосрочную стратегию. Для нас важно уже в ближайшей перспективе перейти к этапу стратегических отношений с Японией на основе прежде всего общего понимания принципов коллективной безопасности и защиты мирового порядка, основанного на правилах.