3 октября на стриминговой платформе Max вышел вампирский фильм ужасов «Жребий Салема», сюжет которого основан на одноименном романе Стивена Кинга. Первые оценки кинокритиков оказались не очень высокими, но нередко случается так, что они не совпадают с мнением зрителей. На сайте, уже традиционно в пятницу, вышла рецензія на книгу, а в этой рецензии будем разбираться, как выглядит новейшая версия кинговской классики в рамках киноэкрана.
Плюсы:
лента обладает определенной аутентичностью атмосферы и сеттинга; последние полчаса хотя бы не скучно смотреть; «финальный босс» достаточно страшный;
Минусы:
совершенно не интересные персонажи; убогая компьютерная графика; в целом история в таком своем виде не кажется действительно жуткой и увлекательной;
«Жребий Салема» / Salem’s Lot
Жанр фильм ужасов о сверхъестественном
режиссёр Гари Доберман
В ролях Льюис Пуллман, Маккензи Ли, Билл Кэмп, Спенсер Трит Кларк, Элфри Вудард, Уильям Седлер, Пилу Асбек, Джон Бенджамин Гики
Премьера Max
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
1975 год. В сонный городок Джерусалемс-Лот возвращается писатель Бен Миерс, который провел там детство, но в итоге уехал оттуда. А еще в этих краях расположен печально известный Дом Марстена, где произошли жестокие убийства и который имеет дурную славу среди горожан. Не лучшие воспоминания, связанные с этим мрачным местом, остались и у Бена, но сейчас он настроен собрать материал и найти вдохновение для своей новой книги.
Тем временем выясняется, что у дома появились новые хозяева — деловые партнеры мистер Ричард Стрейкер и таинственный господин Курт Барлоу, которого до сих пор еще никто не видел. Постепенно у Бена зарождаются романтические отношения с местной секретаршей Сьюзан Нортон, но насладиться беззаботной влюбленностью молодым людям не получится, поскольку в городе начинают исчезать люди. Еще и школьный учитель Мэттью Берк уверяет, что гробовщик Мэттью Райерсон, которого он встретил накануне, стал жертвой темных сил.
Но и это уже не первая попытка киноделов перенести эту историю в плоскость киноэкрана. В 1979-м, всего через 4 года после публикации романа, свет увидела первая экранизация в виде мини-сериала, поставленного автором культового слэшера «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера. А двадцать лет назад за экранизацию «Жребия» взялся датский оператор и режиссер Микаэль Саломон. Это был также телевизионный проект в формате двухсерийного мини-сериала, который мог похвастаться такими звездами, как Роб Лоу, Дональд Сазерленд и Рутгер Хауэр в актерском составе.
С позиции изображения нечисти новинка тяготеет к версии Хупера: у вампиров здесь также ярко светятся глаза, а Курт Барлоу представляет очередную вариацию графа Орлока из бессмертной классики «Носферату: Симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау. А вот чего фильму решительно не хватает, так это качественной проработки персонажей, на которую у постановщика Гари Добермана банально не хватило времени.
И здесь нет ничего удивительного, потому что авторы полнометражки не имели никаких шансов перенести на экран многочисленные нюансы почти 600-страничного романа. Недаром предшественники обращались к формату мини-сериала, в то время как Доберман, который, кстати, приложил руку к написанию сценария обеих частей новейшего «Оно», ограничен стандартным двухчасовым хронометражем. Собственно, такая обескровленная версия первоисточника вряд ли придется по вкусу его ярым поклонникам.
Но и тем, кто с книгой практически полувековой давности не знаком, «Жребий» образца 2024 года ничего качественно интересного-страшного-напряженного не предлагает. Это посредственная адаптация, которая лишена необходимого саспенса, а аутентичной ретро-атмосферы небольшого городка, где происходят ужасные события, явно недостаточно. Кажется, с фактором тотальной безысходности в кишащем вампирским отродьем городе и напряжения, с которым столкнулись главные герои, лучше справился далеко не выдающийся «30 дней ночи».
Сам Кинг в соцсети X после просмотра ленты охарактеризовал ее довольно скромным «it’s quite good», а также удивлялся, почему компания Warner Bros. никак не решается ее выпускать. Основные съемки завершились еще в 2021-м, а первоначальная премьера была намечена на сентябрь 2022 года. Однако впоследствии, из-за определенных задержек на пост-продакшене, релиз отложили до следующего года, а позже, учитывая прошлогодние голливудские забастовки, его вообще решили перенести на стриминговую платформу Max. Теперь уже точно можно сказать, что ожидания, если у кого-то они все еще были, оказались напрасными.
С точки зрения сеттинга «Жребий Салема» неплохо презентует историю, но этого мало, чтобы она была захватывающей. Невозможно проникнуться судьбами персонажей, если главные герои выглядят более бледными, чем собственно порожденные адом кровопийцы. Что ж, теперь вся надежда на «Носферату» Роберта Эггерса.
Вывод:
Новейшеий «Жребий Салема» относится к когорте проходных киноадаптаций произведений Стивена Кинга.