Чехи пересмотрели подход к владению электрокаром, попытавшись исправить его главные недостатки. Elroq задуман максимально дружественным в эксплуатации и по цене: по равноценности прайсов батарейная альтернатива Karoq просторнее, комфортнее, более оснащена и выглядит дороже.
«Первая из основных причин — меня не интересуют электрокары, переход на которые лоббирует власть, — любит объяснять причину закрытия Top Gear Джереми Кларксон, — Это просто такая же бытовая техника, как стиралки и микроволновки. На них нельзя сделать обзор, ими невозможно насладиться». По моему мнению, пророк из Кларксона примерно такой же, как и из Гретты Тунберг, а электромобили могут быть и интересными, и приближенными к гаджетам.
Что ж, действительно, приглашая меня на презентацию Elroq, сотрудники Skoda просили сделать именно гаджет-обзор. Но гаджетовости в Skoda Elroq не больше чем электромобильности в плагин гибриде. Только вот, возможно, это именно тот ключик к сердцам автомобилистов, который заставит их открыть дверь в мир батарейных автомобилей. Если не из-за уважения к экологии, то из-за любви к бренду.
Интерес к Elroq чехи подогревали, как никогда долго: нарочитые и не очень сливы скетчей, анонсы, тизеры, шпионские и камуфляжные фото. Иногда даже президентские компании проходят без этих многоходовок.
Посети Кларксон в прошлом апреле «шкодовский» Annual press conference, где чехи презентовали свое ближайшее будущее, может и не был бы столь категоричным. Потому что всеобщий переход на электрички если не отменяется, то явно откладывается. Со стороны казалось, что все, как всегда: всем следует ослепнуть от прожектов и замереть от масштабов. Четко распланированный timeline с планом экспансии на новые рынки и в новые сегменты, дата попадания в европейский ТОП 5, сроки дебюта новинок и ребилдов уже имеющихся моделей. Вот только главный анонс — дата полного отказа от двигателей внутреннего сгорания — так и не прозвучал. Более того, именно чехам доверено дальнейшее развитие гаммы бензиновых двигателей EA211, которые являются ключевыми для всей Volkswagen Group.
Вот такие мысли крутятся в моей голове во время прогулки по палубе корабля, который плывет черными водами величественной Влтавы. Но любоваться в закатных лучах солнца Златой Прагой не получается. Ведь посреди палубы, под шелковой накидкой, стоит герой вечера, неподвижный как памятник и анонимный как Бэнкси. Понятно, что даже обратный отсчет светофора интригует больше, чем трижды слитая внешность «эльрока».
Содержание
- 1 Очень продажный рынок
- 2 «Тени забытых предков»
- 3 Главное внутри
- 4 Оставляем удлинитель дома
- 5 Технические характеристики Skoda Elroq
- 6 Цена вопроса
Очень продажный рынок
Дело величине ставки, которую делают на Elroq. Он должен стать именно популярным, массовым, неким народным электромобилем. Которым, к сожалению, так и не стал Enyaq — первый BEV марки, появившийся еще в 2020 году. Новинка нацелена на самый конкурентный в Европе класс кросс-компактов, где сейчас соревнуется лишенный батарейной версии Karoq.
Судя по цифрам, Elroq лишь немного габаритнее, но вживую он и выглядит, и ощущается крупнее. Особенно в салоне. Благодаря большей базе на 12,7 см, сидеть и спереди, и особенно сзади, заметно просторнее. И комфортнее, благодаря дефлекторам вентиляции и отдельной климатической зоне. Есть здесь и съемный органайзер, как в других моделях Skoda, и выходы Type-C для зарядки гаджетов, и карманы для мелочей.
Таблица сравнения размеров
модель | Škoda Elroq | Škoda Karoq | Škoda Enyaq | Volvo EX30 | Smart One | Nissan Ariya | VW ID.4 | Renault Mégane E-Tech |
База, мм | 2765 | 2638 | 2765 | 2650 | 2750 | 2775 | 2765 | 2685 |
Длина, мм | 4488 | 4390 | 4648 | 4234 | 4270 | 4559 | 4582 | 4199 |
Ширина, мм | 1884 | 1841 | 1877 | 1836 | 1822 | 1850 | 1852 | 1768 |
Высота, мм | 1625 | 1603 | 1618 | 1550 | 1636 | 1660 | 1616 | 1505 |
Клиренс, мм | 186 | |||||||
Багажник, л | 470 | 318 | 323 |
Вот только это очередное «синтетическое» название сильно путает мозг. Чехам давно пора вводить буквенно-индексную систему, как у тех же немцев. Иначе еще через несколько лет путаться в моделях будут «не только все», но и даже сами продавцы с перекупами. Шутка ли, когда коммунистическую «Шкоду» в 1990-м «охмурил» империалистический VW, у нее вообще не было модельной линейки, как таковой. Из приданого только малолитражный Favorit и многомиллионные долги. Сейчас же номенклатурная гамма бренда трещит по швам — 15 позиций на все случаи жизни и толщину кредитной карты. И будет расти с каждым новым годом.
Так что запутаться во всех этих «камиках», «кароках», «эпиках», «кодьяках», «еньяках» и прочих «кашаках» с «кулаками» проще, чем в припевах Монатика. Возможно с этим может справиться только сама Laura — голосовая помощница, обученная ловить каждое ваше слово и выполнять любые распоряжения. Да-да, короткие команды останутся уделом китайского хлама — в Elroq ассистент легко распознает обычную речь и помогает с управлением навигацией, мультимедиа, кондиционером, текстовыми сообщениями и т.д. И может использовать онлайн-сервисы голосового управления и даже ChatGPT. Вот вам и отсылка к гаджетовости.
«Тени забытых предков»
Вот за что чехам никогда не стыдно, так это за дизайн. Все дело в особом языке пластики, одновременно минималистичном и выразительном, благодаря которому «шкодовки» (так называют модели бренда в Чехии, ред) легко идентифицировать даже в плотном потоке. Теперь узнать их будет еще легче: место логотипа на капоте заняли большие хромированные буквы. Такова часть новой визуальной стилистики бренда.
Эксклюзивно для Elroq скупажированный контактный цвет — тимьяновый оттенок зеленого Timiano Green. Всего будет доступно девять цветов
Её главные дизайнерские акценты — глянцево-чёрное «лицо» Tech-Deck Face с двухэтажной матричной оптикой, монобровь дневных ходовых огней во весь анфас и те же буквы. Шрифт, на удивление, тоже новый. Глобальный фейслифт «лица» призван освежить имидж бренда. 3. Эмблема — упразднена. Теперь вместо «стрелы с крыльями» будут квадратные буквы. Конечно, индейца жаль. Почему? Вспомните: сначала его вывезли из Аризоны в Богемию, потом превратили в торговый знак, а сейчас и вовсе убрали из кузова.
Главное внутри
Насколько Elroq свеж снаружи, настолько знаком внутри. На самом деле чешские интерьерщики провели глобальную работу, сумев «поженить» традиционную компоновку и аналоговые кнопки-переключатели с остро-модными гаджетами вроде экрана приборов, джойстика управления трансмиссией и сенсорного 13-дюймового дисплея медиасистемы. Интерфейс последней знаком нам по Enyaq, но после апгрейда стал более дружественным в использовании. Более отзывчивым, шустрым и интуитивно понятным. Уже в стандарте он поддерживает Apple Car Play и Android Auto и может управляться не только тактильно, но и жестами и голосом.
Казалось бы, главный призыв маркетологов — покупатель базовой версии должен страдать. Но не в нашем случае. Со старта в Elroq есть информационно-развлекательный центр с 13-дюймовым экраном и поддержкой SmartLink, климат-контроль, камера заднего вида и целый ряд электронных ассистентов вроде систем защиты пассажиров и контроля слепых зон, а также система управления функциями со смартфона.
Из обязательных к заказу опций отмечу проекционный дисплей с технологией дополненной реальности. Все настолько продумано и реалистично воплощено, что ловишь себя на мысли, что этого достаточно для вождения, на лобовое стекло можно не отвлекаться, тем более оно достаточно минималистичное.
Салон электромобиля по определению должен быть не только футуристичным, но и экологичным. Чехи уже лет пять плотно работают над новыми биоматериалами для отделки интерьера вроде жмыха сахарной свеклы. Плюс широко используют инновационные материалы вторичной переработки. Кроме того, у него сразу четыре уровня отделения салона: Studio, Loft, Lounge и Suite. В базовом варианте интерьера экокожа Recytitan (приборная панель, подлокотники, дверные карты, обивка сидений) на 78% состоит из переработанных ПЭТ-бутылок и утилизированной одежды.
Так, основой интерьера Lodge (у Elroq четыре варианта отделки салона) стал материал Technofil, состоящий из волокон Econyl — продукта переработки нейлоновых отходов вроде рыболовных сетей и ковров. Причем старый-новый нейлон стопроцентно восстанавливаемый, что позволяет многократно его перерабатывать и формировать повторно для создания новой ткани.
Все в соответствии с весьма жесткой программой по обеспечению устойчивого развития и усилению экологических целей. Чехи стремятся сократить выбросы своего автопарка вдвое по сравнению с показателями пятилетней давности. Старейший завод во Врхлабе, которому более 160 лет, уже стал CO2-нейтральным.
В салоне — Technofil/Econyl, в багажнике — Simply Clever. Уже насколько свободно сидеть задним пассажирам, но вашей поклаже будет еще просторнее. Объем трюма на зависть конкурентам — 470/1580 литров при условии разложенных/сложенных задних сидений. Которые трансформируются в пропорции 2:3. Для сравнения, у ближайших конкурентов Volvo EX30 и smart #1 — 318 и 323 л соответственно. Вот только размер переднего багажника — 0 литров и по вертикали, и по горизонтали.
Еще 48 литров сокровища можно разложить в салоне по многочисленным закромам. Глубина подлокотника просто фантастическая, туда с запасом в три обоймы помещается стандартный Uzi. Ну и, конечно, целая россыпь практичных элементов аксессуаров из линейки Simply Clever: полочки, ниши, крючки, двухуровневый пол и т.д. Поборников стиля спешу успокоить — зонтики и скребок есть. К тому же он выполняет функцию датчика износа шин и тоже выполнен из переработанных материалов. Как и рыболовная сетка для зарядного кабеля, закрепленная… с обратной стороны багажной полки.
Оставляем удлинитель дома
С точки зрения конструкции все вполне предсказуемо. В основе новинки — всефольксвагеновская модульная платформа MEB. То есть стойки McPherson и дисковые тормоза спереди, многорычажка и «барабаны» — сзади. Обычно электродвигатель расположен на задней оси. Дальше — интереснее.
Для новинки предусмотрен сразу квартет версий, позволяющих покупателю подобрать электромобиль под свои цели и задачи. В стандартной комплектации Elroq 50 электромотор выдает 170 л.с. и 310 Нм. Литий-ионной тяговой батареи (55 кВт/ч) хватит на 375 км пути по циклу WLTP. Максимальная скорость паркетника весом 1874 кг ограничена на отметке 160 км/ч, а до «сотни» он разгоняется за 9 секунд.
В пакет Sportline вложены не только внешние атрибуты, но и фишки, влияющие на управляемость, вроде прогрессивной «нарезки» рулевой рейки, «усиленной» подвески, заниженной на 15 мм впереди и на 10 мм сзади. Кроме того, топовую версию отличают матричные фары, анимированные поворотники, увеличенный спойлер и обязательный в наше время blackbadge-декор с зачернением.
У Elroq 60 все немного веселее: мощность поднята до 204 л. с., а емкость батареи — до 63 кВт/ч, чего должно хватить более чем на 400 км. Топовая версия Elroq 85 предложит уже 560 км на одном заряде, благодаря 82-килеваттной батарее. Здесь и разгонная динамика в 6,6 секунды порадует любителей драйва. И только в топовом исполнении 85x благодаря дополнительному электромотору на передней оси Elroq становится не только очень мощным, но и полноприводным.
Технические характеристики Skoda Elroq
Модификация | Elroq 50 | Elroq 60 | Elroq 85 | Elroq 85x |
Мощность, л.с. | 170 | 204 | 286 | 295 |
Крутящий момент, Нм | 310 | 310 | 545 | 545 |
Объем батареи кВт/ч | 55 | 63 | 82 | 82 |
Вес, кг | 1954 | 2000 | 2158 | 2250 |
Запас хода, км (WLTP) | 375 | 400 | 560 | 560 |
Максимальная скорость | 160 | 160 | 180 | 180 |
Разгон 0-100 км/ч, сек | 9 | 8,5 | 6,6 | 6,5 |
Макс. мощность зарядок, кВт | 145 | 165 | 175 | 175 |
Время зарядки 10-80%, сек | 25 | 25 | 28 | 28 |
В основе, конечно, литий-ионная батарея, которая состоит из модулей. Если в начальной версии будет их восемь, то следующая 60 имеет девять модулей, а мощные версии 85 и 85х уже получили двенадцать модулей. Охлаждение или подогрев обеспечивает жидкость, которая циркулирует по системе, а контролирует температурный режим отдельный компрессор — все идентично модели Enyaq.
Цена вопроса
Даже в Чехии, где идет налаживание производства «эльроков», в продажу они поступят не раньше конца января. За базовый Elroq 50 со своих просят 799 тыс. крон (€31,6 тыс.), а вот в соседней Германии — уже €33,9 тыс. Ну, а дорогие исполнения Elroq 85 и 85х поступят в продажу уже весной. Украинский ценник традиционно будет где-то посередине и точно найдет своих потребителей. Нам пока остается только надеяться на его официальные продажи у нас и подталкивать маркетологов «Еврокара».