Программы МВФ и ЕС: как Украина справляется со своим «домашним заданием»
Программы с МВФ и ЕС — это то, что держит Украину на плаву, помогает давать отпор врагу, платить пенсии, зарплаты учителям и медикам и поддерживать экономику в функционирующем состоянии.
Об этом говорилось в ходе презентации очередного отчета консорциума RRR4U (Resilience, Reconstruction and Relief for Ukraine) о мониторинге выполнения программ МВФ и помощи ЕС. Кроме того, обсудили начавшуюся перезагрузку таможни. Познакомим читателя с основными выдержками из обсуждения.
Вернемся ненадолго в год прошлый. В бюджете 2023 года был заложен дефицит 36 млрд долл. США. Однако реальная потребность Украины в финансировании составила 80 млрд долл. Такие деньги Украина не в состоянии черпать из внутренних источников. И никакое повышение налогов не поможет. Поэтому без внешнего финансирования не обошлось тогда. Не обойдется и теперь.
Потребность Украины в финансировании в 2024 году оценивается в 40 млрд долл., но порядок цифр, утверждают эксперты консорциума, как и в прошлом году, может быть значительно большим. И на последующие годы — тоже. Поэтому очень важно, что Украина выполняет «домашнее задание» — структурные маяки МВФ и рекомендации ЕС, хотя и не всегда укладывается в дедлайны.
10 сентября Украина и МВФ на уровне экспертов договорились о пятом пересмотре нашей программы EFF на 15,6 млрд долл. Переговоры были непростыми. В частности, помимо ряда структурных маяков, которые Украина обязалась выполнить, появился еще один — об избрании новых членов наблюдательного совета НЭК «Укрэнерго» взамен уволившихся.
Напомним, 2 сентября наблюдательныйсовет уволил главу компании Владимира Кудрицкого. В связи с этим подали в отставку глава наблюдательного совета НЭК Даниэль Доббени и член совета Педер Андреасон. Развал набсовета грозит конфликтом с международными донорами. В связи с этим послы G7 выразили обеспокоенность кадровыми изменениями в руководстве НЭК и подчеркнули важность быстрого назначения новых членов наблюдательного совета.
Политически важной является необходимость завершить внешний аудит эффективности НАБУ с участием трех независимых международных экспертов. Выполнение этот маяка было предусмотрено на сентябрь, но только 3 октября Национальное антикоррупционное бюро посетила делегация Комиссии по проведению аудита НАБУ. Таким образом, внешняя независимая оценка деятельности Национального бюро хоть и с некоторым опозданием, но началась.
Реформы нужны не только для того, чтобы Украина могла получить доступ к финансированию. Реформы нацелены на то, чтоб украинская экономика становилась более устойчивой, прочной, ориентированной на правовластие, чтоб Украина становилась цивилизованной европейской страной. «Но то, что может двигать Украину вперед, в сторону правильного и здорового развития экономики, не всегда внедряется даже под давлением международных доноров», — констатировала в ходе обсуждения замдиректора Центра экономических стратегий Мария Репко.
Тем не менее Украина достигла практически всех количественных критериев, необходимых для успешного шестого пересмотра действующей программы сотрудничества с Международным валютным фондом, который запланирован на декабрь. Однако Украина не достигла всех структурных маяков.
Успешный пятый пересмотр разблокирует для Украины 1,1 млрд долл., а в декабре, и если не будем спотыкаться о невыполненные пункты программы МВФ, грядет шестой пересмотр.
О планах сотрудничества в рамках Ukraine Facilyty. Европейский Союз продолжит предоставлять средства на восстановление Украины, как это и было запланировано, до 2027 года. Но на пути финансирования стоят индикаторы, и не нужно, чтобы они начинали тревожно моргать.
6 августа Совет ЕС дал зеленый свет на выделение грантов и займов Украине за выполненные девять индикаторов второго квартала. 13 августа в Государственный бюджет Украины поступило 4,2 млрд евро от ЕС (2,7 млрд евро льготного финансирования и 1,5 млрд евро — грантового).
Кроме того:
- 16 августа Минекономики запустило информационную панель для мониторинга выполнения Плана Украины по программе Ukraine Facility от ЕС;
- 6 сентября Государственную аудиторскую службу наделили статусом Службы координации борьбы с мошенничеством в рамках Ukraine Faciliti.
Как уже было сказано выше, 13 августа в государственный бюджет Украины поступило 4,2 млрд евро от ЕС. С начала 2024 года Украина получила в рамках Ukraine Facility 12 млрд евро за выполненные индикаторы и до конца года может получить еще 4,2 млрд. В целом сумма поступлений за 2024 год может составить 16 млрд евро.
Главное, не давить не тормоза там, где не надо. Украина обязалась выполнять структурные маяки и индикаторы вовсе не для того, чтобы сделать приятное международным партнерам.
Коснемся еще одного больного места — таможни. Она давно должна была перезагрузиться, освободиться от накопившегося хлама и придушить коррупцию. Верховная Рада Украины утвердила перезагрузку таможни — 17 сентября ВРУ приняла в целом законопроект №6490-д «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины об установлении особенностей прохождения службы в таможенных органах и проведении аттестации должностных лиц таможенных органов».
«Для меня странно то, что такие важные реформы, как таможня, мы делаем только тогда, когда у нас горят дедлайны по программе МВФ… Однако я надеюсь, что дальнейшие маяки и обязательства перед партнерами будут предусматривать имплементацию решений, которые не будут блокироваться», — прокомментировал народный депутат, первый заместитель главы комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк.
«Перезагрузка таможни — это маяк МВФ, Всемирного банка и США. И всех бизнес-ассоциаций. И для общественности. Но самое главное — это лучшее, что можно было с нашей стороны сделать для увеличения поступлений в бюджет», — подчеркнул Ярослав Железняк.
«Законопроект №6490-д среди прочего предусматривает периодическое подтверждение профессионального уровня знаний служащих, возможность проведения проверки добропорядочности, а также создание дисциплинарных комитетов на региональном и центральном уровнях, в состав которых будут входить независимые от таможни лица. Он также предусматривает возможность использования полиграфа как одного из инструментов выявления рисков со стороны должностных лиц таможни, в частности коррупционных, внедрение принципа ротации. Это те компоненты, которые руководство Государственной таможенной службы Украины полностью поддерживает. В то же время успех реформы таможни полностью зависит от большего финансирования, которое необходимо для повышения заработных плат работников ГТС», — подытожил заместитель главы Государственной таможенной службы Украины Владислав Суворов.
Однако еще в декабре 2023 года была одобрена Национальная стратегия доходов (НСД), которая предусматривает принятие долгосрочного Национального стратегического плана цифрового развития, цифровой трансформации и цифровизации Государственной таможенной службы. Этот план должен учитывать многолетний стратегический план ЕС для таможни (MASP-C), что является инструментом управления и планирования, определяющим развитие электронных таможенных систем в рамках ЕС.
В феврале 2024-го Минфин в соответствии с положениями НСД принял долгосрочный Национальный стратегический план цифрового развития, цифровой трансформации и цифровизации Гостаможслужбы, что раньше, чем установленный в плане Украины дедлайн.
План предусматривает шаги до 2026 года, которые, в частности, включают:
- разработку функциональных и технических спецификаций для новых электронных систем на основе лучших практик ЕС;
- внедрение новой компьютеризированной транзитной системы (NCTS);
- внедрение принципов киберзащиты и безбумажных процедур;
- построение надежных и современных ІT-систем таможни.
«В течение последних трех лет приняты такие ключевые вещи, как единое окно на таможне, присоединение к Конвенции общего транзита, введение авторизованных экономических операторов. Приняты законы, которые существенно изменили процедуры и ландшафт для работы таможни, касающиеся дальнейшей европейской интеграции», — отметил директор Департамента таможенной политики Министерства финансов Украины Александр Москаленко.
Итак, реформы проводятся, структурные маяки достигаются, однако остаются риски того, что изменения останутся косметическими и привычных «практик» не изменят. Увы, описываем мы далеко не первую реформу таможенной службы и не упомним, чтобы предыдущие как-то существенно изменили статус-кво на границе.