Сухорукова: «Денег на медицину, как для воюющей страны, выделяют недостаточно. Есть проблемы и с инструкторами по такмеду»
В Украине, как воюющей стране, средств на медицину выделяют недостаточно. Также есть проблема и с числом инструкторов, которые должны обучать тактической медицине. Об объемах оказания медицинской помощи и их внедрении в интервью ZN.UA рассказала директор Департамента здравоохранения при Минобороны Оксана Сухорукова, с которой пообщалась Алла Котляр.
«На самом деле есть два знаковых документа в части помощи на догоспитальном этапе – домедицинской и медицинской. Объемы домедицинской (которую в народе называют такмедом) определены. В БОВП (базовая военная подготовка) мы подали свои предложения, как это должно излагаться, какой должна быть программа», – рассказала Сухорукова.
По ее словам, сейчас визируются стандарты индивидуальной подготовки по медицинской помощи для двух уровней. Сухорукова добавила, что департамент также работает над стандартами для последующих уровней, чтобы перезагрузить и стандартизировать процесс подготовки, например стрелков-санитаров и боевых медиков.
«Однако подчеркиваю: мы можем создать полторы тысячи идеальных документов, но чтобы это заработало, должна быть имплементация на местах. Чтобы научить военнослужащего тактической медицине, нужно несколько вещей: мотивированный и обученный инструктор, учебное оборудование (например, манекены) и время. Все это очень дорого», – говорит директор департамента.
По словам Сухоруковой, следует понимать, что Минобороны сейчас финансируется исключительно из государственного бюджета, а не так, как гражданская медицина. И если есть, условно, 100 гривень, то на них невозможно купить все, что нужно.
«Это не значит, что средства на медицину не выделяют. Но правда в том, что для воюющей страны их недостаточно. Необходимое оборудование понемногу закупают и будут закупать. Но с этим действительно есть проблема. Как и с количеством инструкторов, обучающихся тактической медицине. Оттого, что мы приняли приказ, они сами собой не явятся. С помощью гражданских организаций мы запустили процесс в одном центре. Увидим все плюсы-минусы», – говорит Сухорукова.
Говорить о результате, по ее словам, можно будет примерно через месяц. Тогда можно будет думать, как расширить и стандартизировать процесс подготовки, а главное — повысить и «стабилизировать» качество этой подготовки.
«Это болезненная для меня тема. Все начинается с подготовки. И мы стремимся к ее усовершенствованию, изучаем опыт. Мы опираемся на данные наших партнеров, которые изучали свои военные операции, общаемся с боевыми медиками, с боевыми бригадами», – говорит Сухорукова.
Но чтобы решения были качественными, добавляет директор департамента, чтобы понять, какие навыки еще нужны, нужны данные, которые, в частности, может дать цифровизация медицины, внедрение медицинской информационной системы (МИС) на уровне воинских частей. Сухорукова пояснила, что когда будет больше объем информации, ее можно будет анализировать, изменять, качественнее подстраиваться под то, что сегодня происходит на фронте.
Новые объемы помощи в целом похожи на четыре уровня оказания помощи по ТССС (курс тактической медицины – ред.), но все же отличаются. И эти отличия, отметила Сухорукова, связаны с реалиями российско-украинской войны и попыткой облегчить переход ветеранов к гражданской жизни благодаря получению гражданской профессии во время службы.
Что касается объемов оказания помощи, то домедицинские уже были опубликованы ранее. Догоспитальные же медицинские объемы опубликовали, пока готовилось это интервью. В частности, в приказе о догоспитальных медобъемах описаны роли медицинской поддержки.
«Их четыре. Минобороны урегулировало объемы предоставления медицинской догоспитальной помощи для Role 1 и Role 2. Следующий этап — описание модульной системы, «штатки» и табели оснастки, обновленные под эти роли, и объемы медицинской помощи», – пояснила Сухорукова.
Контроль за качеством оказания медицинской помощи, добавила директор департамента, является задачей военного командования. Она пояснила, что за роли, организуемые воинскими частями, отвечают командиры последних и высшее медицинское командование в этой зоне. За то, что касается госпитального звена, например, за передовые хирургические подразделения, сформированные из госпиталей, отвечает командование Медицинских сил. Они должны взаимодействовать с командованием в зоне боевых действий и вместе осуществлять планирование и распределение ролей.
Следует заметить, что эвакуацию из передовых хирургических групп часто обеспечивают добровольческие подразделения, то есть, по сути, гражданские люди. И часто у них нет медицинского образования. В ответ на вопрос есть ли в планах предоставить работникам эвакуационных отделений добровольческих группировок определенный статус, Сухорукова отметила, что если им это нужно, то проблем быть не должно.
«Что касается организаций, которые оказывают помощь с эвакуацией, эвакуируют из стабилизационных пунктов или из передовых хирургических подразделений, то в некоторых регионах это делает экстренка – это одна история, они профессионально подготовлены. Другая — это добровольческие подразделения или общественные организации, которые на добровольной основе осуществляют эвакуацию, усиливая способности эвакуационных подразделений ВСУ и экстренки. Но если они считают, что у них должен быть статус, то проблем нет: ТЦК, рекрутинговые центры», – говорит Сухорукова.
Кроме того, по ее словам, работники эвакуационных организаций могут мобилизоваться или подписать контракт. Директор департамента отметила, что в период полномасштабной войны институализация добровольческих подразделений имеет свои преимущества, в частности, в вопросах социального статуса и поддержки.
На замечание, о том, что это делают люди часто без какого-либо медицинского образования, увеличивает количество летальных исходов, Сухорукова отметила: «С некоторыми организациями у нас подписаны меморандумы. Там работают врачи. Если есть конкретные вопросы по конкретным случаям, когда из-за неквалифицированного персонала случались негативные последствия, очень прошу мне сообщать. Будем разбираться в этих ситуациях».
Напомним, департамент здравоохранения при Минобороны продолжает работать над внедрением единого медицинского пространства, то есть над объединением всех имеющихся медицинских ресурсов понятного финансирования и управления. В частности именно сейчас специалисты тестируют внедрение МИС на передовых хирургических подразделениях.