Rolls-Royce — один из самых известных брендов роскошных автомобилей, который долгое время выпускал также и авиадвигатели. Он был основан Чарльзом Роллсом и Генри Ройсом, которые имели разный социальный статус, но при этом их объединяла страсть к инженерному делу и желание создавать лучшие автомобили в мире. Сегодня расскажем историю бренда, чьи творения в современном мире считаются символом достатка и успеха.
Как британский аристократ встретил талантливого инженера
Silver Ghost
История Rolls-Royce началась в 1904 году, когда автомобильный конструктор Генри Ройс был представлен аристократу Чарльзу Роллсу в Манчестере. Ройс занимался электротехническим и механическим бизнесом, а Роллс был одним из первых британских автодилеров.
Однако сблизил этих двух людей двухцилиндровый Royce 10, выпущенный Ройсом в 1904 году. Роллс предпочитал трех- и четырехцилиндровые автомобили, однако двухцилиндровый автомобиль Ройса произвел на него такое впечатление, что он пообещал ему продавать столько автомобилей, сколько Ройс сможет собрать. Они достигли соглашения, согласно которому будет выпущено четыре модели, все они будут носить имя Rolls-Royce и продаваться исключительно компанией Rolls. Первый двухцилиндровый автомобиль Rolls-Royce был представлен на Парижском салоне в конце 1904 года.
В 1906 году два предпринимателя создали компанию Rolls-Royce Limited и начали искать подходящее место для завода по производству автомобилей. Они рассмотрели несколько вариантов, включая Манчестер, где у Ройса была фабрика, но в итоге остановили свой выбор на Дерби, поскольку городской совет предложил им дешевое электричество. Завод Rolls-Royce в Дерби был спроектирован Ройсом, а производство началось в 1908 году. Пока Роллс и Ройс были заняты созданием и продажей автомобилей, партнер Роллса, Клод Джонсон, занял пост управляющего директора и расширил репутацию начинающей компании. Он был настолько важен для успеха компании, что его стали называть «дефисом в Rolls-Royce».
В дополнение к двух-, трех- и четырехцилиндровым автомобилям Ройс начал работу над созданием новой шестицилиндровой модели мощностью 40/50 л.с. В последующие годы производитель автомобилей сосредоточился исключительно на новой модели, которая стала известна как Silver Ghost. Именно модель 40/50 сделала Rolls-Royce одним из самых популярных брендов и заставила компанию открыть второй завод в США, чтобы не отставать от спроса. Однако завод в Спрингфилде, штат Массачусетс, был закрыт в 1931 году в результате Великой депрессии.
Читайте также: Moёt & Chandon: история шампанского, которое пил Наполеон
Покупка Bentley и Вторая мировая война
Генри Ройс в прототипе Rolls-Royce Phantom в 1923 году
После окончания Первой мировой войны Rolls-Royce избежал всех попыток слияния британских автопроизводителей и успешно адаптировался к требованиям рынка. Поскольку продажи модели 40/50 падали, Rolls-Royce представил менее дорогую модель Twenty в начале 1920-х годов.
Rolls-Royce приобрел Bentley в 1931 году. Завод Bentley в Криклвуде был закрыт, а производство перенесено на завод Rolls-Royce в Дерби. До Второй мировой войны Bentley был своего рода спортивной версией Rolls-Royce. После окончания Второй мировой войны и вплоть до 2002 года стандартные модели Bentley и Rolls-Royce были практически идентичны.
Межвоенные годы были временем экспансии и инноваций. Автомобили Rolls Royce стали символом статуса и стиля, олицетворением которого стали такие модели, как Phantom и Wraith. Однако крах на Уолл-стрит в 1929 году и последовавшая за ним Великая депрессия стали испытанием для компании на прочность. В ответ Rolls Royce диверсифицировала свой ассортимент, представив более компактную и доступную модель 20/25, которая стала очень популярной и помогла компании выстоять в условиях экономической нестабильности.
Читайте также: «Ювелир королей, король ювелиров»: блестящая история дома Cartier
Как автомобильный бренд стал поставщиком авиадвигателей
Установка двигателя Merlin на Halifax, июль-август 1942 года
Во время Второй мировой войны внимание Rolls Royce снова резко сместилось в сторону военной промышленности, и компания разработала двигатель Merlin, которым оснащались некоторые из самых знаковых самолетов войны, включая Spitfire и бомбардировщик Lancaster. Этот период продемонстрировал способность Rolls Royce не только поддерживать национальные потребности, но и внедрять инновации под давлением — черта, которая определила стратегию бизнеса компании.
После войны перед компанией встала задача вернуться к выпуску роскошных автомобилей и стабилизировать финансовое положение компании. Появление модели Silver Dawn в 1949 году, а затем Silver Cloud и Silver Shadow помогло восстановить доминирующее положение Rolls Royce на рынке роскошных автомобилей.
1950-е и 60-е годы были золотым веком в истории Rolls-Royce. Именно в этот период бренд начал производить автомобили для членов королевской семьи и глав государств, а также представил автомобиль Silver Shadow, который стал самой успешной моделью в истории Rolls-Royce до этого момента.
Читайте также: Playboy: история успеха самого известного эротического журнала в мире
Турбулентные времена и Rolls-Royce сейчас
Rolls Royce Boat Tail
1970-е годы принесли новые проблемы Rolls-Royce. Нефтяной кризис и глобальный экономический спад вновь поставили под угрозу стабильность бренда. В 1971 году компания была национализирована из-за финансовых проблем, вызванных в основном расходами на разработку турбовентиляторного двигателя RB211. Это был, пожалуй, один из самых непростых периодов в истории компании, но он также ознаменовал собой начало нового этапа. Аэрокосмическое подразделение было отделено от автомобильного, что привело к созданию Rolls-Royce Motors и Rolls-Royce plc.
В 1980-х и 1990-х годах произошло возрождение бренда Rolls Royce в автомобильном секторе, благодаря таким успешным моделям, как Silver Spirit и Silver Seraph. Покупка компании BMW в 1998 году стала важным поворотным моментом, который привел к омоложению бренда с помощью серии новых моделей, таких как Phantom и Ghost, представленных в новом тысячелетии. Эти модели помогли закрепить репутацию Rolls Royce на рынке автомобилей класса люкс, продемонстрировав сочетание классического дизайна с передовыми технологиями.
Сегодня Rolls-Royce продолжает оставаться вершиной автомобильной роскоши, а ее аэрокосмическое подразделение превратилось в одного из крупнейших поставщиков двигателей для коммерческих и военных самолетов по всему миру. Путь компании через взлеты и падения 20-го и 21-го веков наглядно демонстрирует силу стойкости и постоянного стремления к совершенству. Rolls-Royce не просто выжил, она процветал, превращая каждый вызов в возможность для роста и инноваций.
Владлена Колесник