Популярные мессенджеры во всем мире все чаще используются для дезинформации и политической пропаганды
Исследователи из Нью-Йоркского университета (NYU) провели работу по изучению воздействия сообщений в мессенджерах на их аудиторию и пришли к выводу. что созданные для приватного общения и обмена сообщениями сети, такие как WhatsApp и Telegram, практически превратились в инструменты для распространения политической пропаганды.
О докладе рассказывает Euronews.
Исследователи опросили 4500 пользователей приложений для обмена сообщениями в девяти странах и провели интервью с политическими стратегами в 17 странах, чтобы выяснить, как недобросовестные субъекты используют такие платформы, как WhatsApp и Telegram, для манипулирования общественным мнением.
62% опрошенных пользователей получали политический контент через эти приложения, говорится в докладе, 55% информации поступало от незнакомых людей.
Это объясняется тем, что такие платформы, как WhatsApp, Viber и Telegram, "лишены многих традиционных механизмов" модерации контента, которые есть у других социальных сетей, и монетизируют функции, которые усиливают дезинформацию, говорится в докладе.
"Представляя себя как платформы, предназначенные для безопасного и приватного общения между близкими людьми, некоторые приложения для обмена сообщениями монетизируют свои продукты за счет функций, обеспечивающих масштабный охват и "вирусность" сообщений", - детализировали исследователи.
Платные функции увеличивают аудиторию для дезинформации, поэтому политические силы используют платные функции в этих приложениях для обмена сообщениями, чтобы получить доступ к большему количеству людей.
Бизнес-платформа WhatsApp предлагает подписчикам "зеленую галочку" верификации, автоматический обмен сообщениями и неограниченный охват клиентов, что усиливает их контент. В разделе FAQ приложения говорится, что пользователи WhatsApp могут выбирать, хотят ли они получать сообщения.
Политика WhatsApp в области обмена сообщениями гласит, что государственным органам разрешено использовать свою платформу, а политическим партиям, политикам и политическим кампаниям - нет. Исследователям также сообщили, что во время выборов они задействуют "дополнительные ресурсы", чтобы убедиться, что их политика не нарушается.
Однако в отчете отмечается, что некоторые пользователи разработали обходные пути, выдавая себя за актеров или создавая фальшивые названия компаний, получая верификацию на X и затем используя ее для бизнес-услуг WhatsApp.
Аналогичным образом работает и Viber, где пользователи могут включить настройку для прекращения получения сообщений в качестве отказа от них, как сообщается на сайте приложения.
Авторы доклада обнаружили обходной путь в Украине, где политические консультанты получали верифицированные учетные записи Viber через "партнера" по обмену сообщениями или поставщика. В социальных сетях запускались кампании, предлагающие пользователям подписаться на их списки рассылки с помощью QR-кодов, которые таким образом склоняли людей к получению сообщений от их групп, говорится в отчете.
В Telegram любой пользователь может заплатить менее 5 евро в месяц за множество дополнительных функций, таких как автоматические сообщения, быстрые ответы, значки профиля и поддержка чатботов.
Это позволяет кому угодно выдавать себя за "официальные" аккаунты в Telegram без необходимости проверки, говорится в отчете Нью-Йоркского университета.
Telegram также позволяет всем желающим покупать рекламные места в своих каналах с высоким числом подписчиков, которые, по словам приложения, генерируют около 1 триллиона просмотров ежемесячно.
Первый шаг к распространению информации - это создание или проникновение в уже существующие группы на каналах социальных сетей, а поскольку Viber не ограничивает количество участников в сообществе или канале, что напрямую способствует их стратегии, говорится в докладе.
Участники групп иногда могут быть поддельными профилями, создаваемыми злоумышленниками для представления человека или компании "с определенной точкой зрения", говорится в докладе.
Пропагандисты также могут заниматься кросспостингом, когда они размещают одно и то же сообщение сразу на нескольких каналах социальных сетей.
В Telegram, например, пользователи создают ботов, которые автоматически делятся контентом с X. Индийское приложение под названием ShareChat позволяет пользователям кросс-постить контент Telegram в WhatsApp и другие платформы, принадлежащие Meta, такие как Facebook и Instagram.
Сочетание всех этих тактик вместе создает то, что исследователи называют "петлями обратной связи", когда один и тот же контент продолжает "всплывать в разных частях экосистемы платформы", говорится в отчете.
По мнению исследователей, одна из проблем этих приложений заключается в том, что, хотя шифрование может использоваться для сокрытия пропагандистами, оно может быть полезным для активистов, "подвергающихся риску слежки".
Учитывая это, авторы предлагают длинный список рекомендаций для компаний, работающих с приложениями для обмена сообщениями, например, ввести ограничения на создание аккаунтов и усилить проверку бизнес-аккаунтов.
Для политиков в докладе предлагается включить платформы для обмена зашифрованными сообщениями в существующее регулирование, но не ослаблять его.
Один из способов добиться этого - заставить компании раскрывать информацию о том, как они ведут борьбу с дезинформацией.