Намерения Укрзализныци в очередной раз увеличить тарифы на грузовые перевозки создают серьезные угрозы как экономике, так и обороноспособности Украины.
Об этом говорится в открытом письме президенту Владимиру Зеленскому от ОП Укрметаллургпром, ассоциации УкрФА, а также ассоциациям химиков, производителей стройматериалов и добытчиков, сообщает ТСН в понедельник, 14 октября.
Промышленники напомнили, что в Украине именно железная дорога является основным средством грузоперевозок.
Железнодорожный транспорт обеспечивает около 82% грузовых и 36% пассажирских перевозок.
"И, очевидно, понимая свое монопольное положение, АО Укрзализныца все время своего существования пытается решать собственные финансовые проблемы за счет грузоотправителей", - говорится в письме.
По данным подписантов, после серии повышений грузовых тарифов в 2021 и 2022 гг., тарифы на транспортировку угля, руды и известняка выросли на 140%, металла - на 70%, удобрений - на 70%, зерна - на 96%, а пустых вагонов из-под угля - на 158%, указывают промышленники.
Теперь УЗ инициирует еще одно повышение тарифов, "не имея для этого достаточных обоснований".
"Основным аргументом необходимости повышения грузовых тарифов Укрзализныця выдвигает собственную убыточность.
Это манипуляция, ведь у компании есть все возможности, чтобы оставаться прибыльной: даже в сверхсложном для украинской экономики 2023 году Укрзализныця получила прибыль в размере 5 млрд грн", - подчеркивается в письме.
Утверждается, что высокие логистические расходы из-за стремительного роста грузовых тарифов Укрзализныци делают украинскую продукцию неконкурентоспособной на международном рынке.
Это происходит в то время, когда железорудные предприятия загружены на 55% от довоенного уровня, а металлургические предприятия - на 65%.
Ферросплавные предприятия сейчас работают почти в убыток.
В химической отрасли фактически все основные сектора в экспорте снизились или "обнулились", говорят промышленники.
Они считают, что в условиях войны Укрзализныця вместо удержания грузов и увеличения грузовой базы "бесконтрольно и стремительно расширяет свою базу расходов, раздувает себестоимость и не проявляет заинтересованности в дополнительных доходах".
"Ведь с сентября 2023 года УЗ не продала ни одного лота металлолома - хотя реализация металлолома - это миллиарды гривен дополнительных доходов.
Даже в таких условиях финансовый результат УЗ в первом полугодии 2023 года составил 4,8 млрд грн.
Но планы УЗ - до конца 2024 года раздуты расходы так, чтобы получить ущерб в размере 2,7 млрд грн.
При этом УЗ продолжает скрывать реальное повышение тарифов термином "унификация" и "гармонизация", что фактически устраняет все стимулы для оптимизации логистических процессов, ритмичной отгрузки и укрупнения грузовых партий", - подчеркнули промышленники.
По их мнению, предложение УЗ об установлении единого среднего тарифа для всех перевозчиков приведет к уничтожению экономического потенциала отраслей, бюджетообразующих для Укрзализныци и базовых для всей экономики Украины (агро, ГМК, строительство).
С другой стороны, это сделает УЗ "хронически неконкурентоспособной по сравнению с автомобильным транспортом и другими видами перевозок".
"Недальновидная тарифная политика Укрзализныци критически скажется на всей экономике Украины и, соответственно, на ее обороноспособности и национальной безопасности.
Поэтому уже сейчас мы просим инициировать меры по улучшению финансового состояния УЗ, наладить работу по поддержке и развитию грузовой базы компании, обеспечить оптимизацию расходов и обеспечить введение моратория на повышение грузовых железнодорожных тарифов до отмены военного положения и на период не менее двух лет после окончания боевых действий", - говорят промышленники.
Напомним, в Укрзализныце заявили, что заработали за полгода более 3 млрд гривен, но уже в июле и в августе компания столкнулась с убытком в пределах 600-700 млн гривен в месяц.
Поэтому в УЗ решили инициировать пересмотр тарифов на грузовые перевозки.
Ранее Федерация работодателей транспорта Украины обратилась к премьеру Денису Шмыгалю по поводу тарифов Укрзализныци.
Там считают, что за счет оптимизации расходов УЗ можно снизить грузовые тарифы на 20% от текущего уровня.
Новини від Корреспондент.
net в Telegram та Whats.
me/korrespondentnet та Whats.