Наверное, для того, чтобы стать великим, каждому творцу нужна муза. Любовь всегда порождала шедевры: достаточно вспомнить лирику Пушкина и Бродского, поэтическое наследие поэтов серебряного века, нестареющие памятники русской классики, сонаты мировых композиторов и, конечно, картины художников. Правда, в большинстве случаев слияние двух душ заканчивалось трагедией (читайте также: Роковой поединок длиною в 14 лет: история любви Федора Тютчева и Елены Денисьевой, закончившаяся трагедией для них обоих). Однако за небольшой срок люди искусства умели создавать богатое наследие, которое в наши дни считается непревзойденной классикой.
Так было и с Амедео Модильяни, итальянским художником еврейского происхождения. В его жизни было много женщин, но однажды он признался своему товарищу, что ждет ту единственную, которая так часто является к нему во снах. Задолго до реальной встречи художник чувствовал, что Жанна Эбютерн изменит его судьбу навсегда. Гений экспрессионизма, самый неоднозначный портретист мира и начинающая художница. Рассказываем о главной женщине в жизни Амедео Модильяни, сумевшей повлиять на его творчество и заставившей его поверить в любовь.
Неповторимый гений
Само рождение Амедео Модильяни, кажется, предрекло ему необыкновенное будущее: когда его мать Евгения была беременна, судебные приставы пришли арестовать имущество Фламинио Модильяни, торговца дровами и углем в Ливорно, за долги. По закону ложе женщины в положении было неприкосновенно, поэтому на кровать Евгении сложили все ценные вещи, которые только смогли туда поместиться. Будущий художник появился на свет в антураже роскоши.
После разорения семьи роль кормильца взяла на себя именно мать — женщине нужно было содержать и кормить четверых детей, тем более, что последний сын, Амедео, родился довольно хрупким и болезненным. В детстве ему пришлось перенести сначала плеврит, потом тиф. Евгения организовала частную школу, которая имела успех, поэтому много времени посвящала образованию сына. Сама женщина принадлежала к высшему обществу, в совершенстве знала несколько языков и была очень умной и начитанной.
С 14 лет слабый, но невероятно красивый мальчик всерьез увлекся искусством — не будет преувеличением сказать, что он буквально бредил живописью. Его главной мечтой было продолжать творить в лучших традициях итальянских классиков. Родители разрешали болезненному Амедео все, что он только пожелает, лишь бы был здоров. Поэтому просьбу оставить обычную школу и всерьез заняться искусством они восприняли довольно спокойно. В частной художественной студии одного из лучших живописцев того времени, Гульельмо Микели, Модильяни стал самым младшим учеником.
Но спустя уже два года Амедео заболел туберкулезом, который мучил его до конца жизни. Несмотря на это, молодой человек продолжил уверенными шагами следовать к своей мечте: сначала поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры во Флоренции, а некоторое время спустя отправился в Венецию для обучения в Институте изящных искусств.
Он отлично знал каноны классической живописи, блестяще разбирался в пропорциях и анатомии, но в собственных работах намеренно шел против правил. Модильяни был лично знаком с великими художниками того времени: Ван Гогом, Пикассо, Гогеном, Тулузом-Лотреком, Матиссом, Моне, однако не переносил характерные черты их творчества на свои холсты (читайте также: Тест: выберите картину Пабло Пикассо, а мы скажем, под каким девизом пройдет ваша осень 2024). Картины Амедео принято относить к экспрессионизму, однако он был настолько самобытен, что его творчество сложно отнести в какому-то конкретному направлению.
При жизни гений Модильяни остался непонятым: художник любил людей и работал для них, однако образы на полотнах не были идеальными, а потому казались критикам и публике того времени непристойными. В 1906 году Амедео перебрался в Париж, колыбель современного искусства, и с головой погрузился в богемную жизнь.
Женщины Амедео Модильяни
Жизнь в Париже, как и у большинства великих художников, у Модильяни была тяжелой: перманентно он находился в муках от осознания нереализованности и нищеты. Его картины плохо продавались и практически не выставлялись, а увлечение скульптурой, пришедшее к нему в 1909 году после встречи с Константином Бранкузи требовало финансов и здоровья — ни того, ни другого у Амедео, к сожалению, не было.
Интересный факт: Модильяни настолько увлекся скульптурой, что в один момент не знал, куда девать свои работы. Тогда друзья в шутку посоветовали художнику их утопить — никто из них не воспринимал увлечение всерьез. До наших дней дошло лишь 26 работ Амедео, ходят слухи, что с остальные свои творения он действительно утопил в реке.
Затяжная депрессия неминуемо привела художника к злоупотреблению алкоголем и наркотическими веществами. Не чувствуя себя нужным искусству и людям, Модильяни утолял эту потребность в отношениях с женщинами. Привлекательная внешность, природное обаяние и хорошие манеры делали мужчину предметом обожания многих представительниц прекрасного пола. Всех романтических связей на счету художника не перечесть: среди его пассий были и натурщицы, и проститутки, и первые красавицы, и творческие натуры. Впрочем, чаще всего дальше одной ночи дело не доходило. Однако несколько женщин все-таки задержались в жизни Амедео и даже сумели оставить след в его творчестве.
Анна Ахматова
Связь итальянского художника и русской поэтессы не подтверждена до сих пор. Познакомились Анна и Амедео в 1910 году в Париже, куда Ахматова во время медового месяца приехала вместе с мужем Николаем Гумилевым. Поэтессе на тот момент было всего 20 лет, художнику — уже 26. Существует легенда, что по возвращении в Россию Анна получала от Модильяни страстные любовные письма, а когда она снова оказалась в столице Франции, то провела вместе с мужчиной целых три месяца, после чего вернулась к мужу.
Однако эти предположения так и остаются лишь догадками. Из эссе самой Ахматовой доподлинно известно, что с художником ее связывала крепкая дружба (читайте также: Тест: выберите цитату Анны Ахматовой, а мы назовем причину вашей печали). Они много гуляли по улицам французской столицы и декламировали стихотворения любимых поэтов на скамье в Люксембургском парке. А эскизы, на которых Анна якобы позирует обнаженной, по словам поэтессы, Амедео рисовал по памяти. Неизвестно, как именно было в действительности, но свое нежное чувство, уважение и восхищение талантом Модильяни Ахматова сохранила до конца жизни.
Беатрис Гастингс
В июле 1914 года в знаменитом в кафе Ротонда на Монпарнасе скульптор Осип Цадкин познакомил Амедео Модильяни с Беатрис Гастингс. На тот момент женщине было уже 35 лет — она была на 5 лет старше избранника — но свой возраст она умело скрывала, как и многие другие подробности прошлой жизни. В Париж Беатрис перебралась лишь в апреле того же года, до этого жила в Лондоне и работала корреспондентом в художественном еженедельнике The New Age.
Беатрис родилась в многодетной семье торговца шерстью и с самого детства была непослушным и проблемным ребенком. Ранний брак, скорый развод, огромный список любовников — новую, парижскую главу жизни она хотела начать со светской жизни, однако влюбленность, кажется, настигла женщину сама. Впрочем творческую карьеру Гастингс не оставила и во Франции: под псевдонимом Элис Морнинг она выпускала свои «Парижские впечатления» для того же The New Age.
Чувства между художником и журналисткой вспыхнули мгновенно. Их роман был ярким и страстным. Внешне они, кажется, совсем не подходили друг другу: высокая, элегантная женщина, все время появляющаяся в причудливых головных уборах и смуглый брюнет, ниже ростом, в откровенно бедной одежде. Возможно, именно странные выпады творческой женщины так сильно притягивали к ней художника.
Амедео жутко ревновал Беатрис почти к каждому мужчине, а она в свою очередь предпринимала бесполезные попытки отвадить его от алкоголя и наркотиков. Влюбленные часто ссорились, причем порой выяснения отношений заканчивались битьем посуды, криками и даже драками. Двоим творческим людям тяжело ужиться вместе: спустя 2 года Гастингс устала бороться за доминирование в отношениях и ушла от Модильяни, оставив след лишь на множестве портретов авторства Амедео.
Симона Тиру
После расставания с Беатрис Гастингс долго страдать художнику не пришлось: уже в декабре 1916 года он съехался с Симоной Тиру. Доподлинно неизвестно, как именно произошло их знакомство. По одной из версий в молочной лавке, где Модильяни расплатился за ее покупки своей картиной, по другой — в кафе, где предложил рыжеволосой красавице стать его натурщицей.
В отличие от прошлой пассии Амедео, Симона не была человеком искусства. В Париж она приехала для того, чтобы продолжать изучать медицину в Сорбонне. Однако любовь настолько сорвала девушке голову, что ради Модильяни она бросила все. Он же чувств не испытывал вовсе, а лишь позволял женщине заботиться, заставлял терпеть пьяные выходки, дарил возможность спать с ним в одной кровати — уже это было для Тиру настоящим счастьем.
Конец их связи стал для Симоны серьезным ударом. Что и говорить, Амедео поступил с женщиной жестоко: когда Тиру сообщила художнику, что беременна, тот разозлился, отказался признавать ребенка и выставил девушку из своего дома. Родившегося сына Модильяни так и не видел, а спустя год Симона умерла от туберкулеза.
«Клянусь головой моего сына, который для меня — все, что я далека от какой бы то ни было хитрости. Но я Вас слишком любила, и я так страдаю, что умоляю Вас об этом, как о последней милости… Мне просто хотелось бы немножко меньше ненависти с Вашей стороны. Умоляю Вас, взгляните на меня по-доброму. Утешьте меня хоть чуть-чуть, я слишком несчастна, и мне нужна только частица привязанности, которая бы мне так помогла»
Из письма Симоны Тиру Амедео Модильяни
Жанна Эбютерн — роковая любовь Амедео Модильяни
«И были они счастливы, и умерли в один день», — именно эта фраза больше всего подошла бы в качестве эпиграфа к истории любви Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн. Когда они познакомились, ей было всего 19 лет, ему — 33 года. Девушка родилась в католической семье и вслед за братом Андре, который уже выставлял свои работы, мечтала стать художницей. По одной из версий с итальянским художником Жанна познакомилась в Академии Коларосси, по другой — в одном из кафе на излюбленной богемой парижской улочке. Бледная кожа, каштановые волосы с рыжеватым отливом и глаза, выражавшие сознательность и спокойствие, — во все это безвозвратно влюбился Амедео Модильяни.
Они были птицами разного полета: ее прилежная католическая семья по вечерам слушала избранные места из трудов Паскаля, любимого философа отца Жанны, он продолжал топить горе в бутылке и кутить по вечерам с друзьями. Для семьи Эбютерн этот союз стал настоящим потрясением. Поэтому когда Жанна объявила, что всерьез намерена связать свою жизнь с Амедео, родители ответили категорическим отказом — мало того, алкоголик, так еще и с еврейскими корнями, что для того времени было просто немыслимо.
Но несмотря на внешнюю сдержанность и скромность, девушка была наделена сильным характером и не привыкла отказываться от того, что любит. Поэтому не взирая на запреты родителей, она переехала к Модильяни и фактически пошла против своей семьи. Ни 14-летняя разница в возрасте, ни отличия характеров не помешали влюбленным чувствовать себя самыми счастливыми людьми в мире. С приходом Жанны в жизнь Амедео заметно изменилось и его творчество: в картинах появились яркие краски, а его любимым сюжетом стало изображение своей милой Жан (именно так он ласково называл Эбютерн) — только за год художник написал более 20 ее портретов (читайте также: Самый загадочный портрет русской живописи: кем была девушка с картины «Неизвестная»).
Помехой для союза не стала и бедность, больше похожая на нищету. Благодаря помощи мецената Зборовского, который до последнего верил в талант Амедео, и его жены пара переехала в двухкомнатную квартиру. В ней не было даже дивана, а частым гостям предлагали заночевать на чемодане. Однако при этом Жанна, привыкшая к комфорту, ни разу и не подумала о том, чтобы вернуться в родительски дом. Она не представляла своей жизни без Модильяни: иногда денег не хватало даже на обед, но Эбютерн прощала художнику загулы и спущенные на наркотики и алкоголь гонорары — как говорится, с милым рай и в шалаше.
Несмотря на то, что законной женой для Амедео Эбютерн так и не стала, все окружение художника практически сразу начало признавать за ней именно такую роль. Позднее смягчилась и ее семья: видимо, родители и брат наконец поняли, что бороться с любовью бесполезно.
Интересный факт: В отношении Жанны Амедео вел себя как истинный итальянец: хотя для его творчества было характерно изображение голых женщин, свою возлюбленную он писал исключительно в одежде. Более того, Модильяни не ходил с Эбютерн в кафе и старался скрыть ее от глаз общественности. Он страшно ревновал свою женщину к другим, поэтому не мог представить себе, чтобы другие мужчины даже просто на нее смотрели. Однако ближайшие друзья художника знали Жанну очень хорошо.
Первый звонок печального конца прозвучал в 1918 году. Тогда на фоне алкоголизма туберкулез Модильяни начал прогрессировать, художник ослаб и практически каждый день чувствовал себя плохо. В этот момент Жанна была беременна их первым ребенком. Благодаря помощи Зборовского для того, чтобы поправить здоровье, пара смогла отправиться на юг Франции. 29 ноября 1918 года родилась дочь, которую в честь матери назвали Жанной. Из-за проблем с кормлением пара была вынуждена тратиться на кормилицу: малышку отправили в деревню. Мать навещала девочку каждую неделю, однако жить осталась в мастерской — она хотела находиться рядом с Амедео в этот сложный этап его жизни.
Вскоре Жанна забеременела второй раз, тогда Модильяни решил на ней жениться. Он сделал бы это и раньше, но из-за проблем с украденными документами, упустил слишком много времени. Следующий год мог закончиться счастливо: фата, клятвы и рождение еще одного ребенка, однако вместо этого обернулся настоящей трагедией. Его здоровье ухудшалось с каждым днем, а вместе с ним сдавала и нервная система. Амедео стал срываться даже на Жанне, часто уходил пить в рестораны, а она всякий раз разыскивала его и уводила домой. Только вот роковой январской Эбютерн не успела спасти своего гения.
Находясь в сильном опьянении Модильяни не смог дойти до мастерской и провел целую ночь на улице — и это в разгар зимы, пускай даже европейской, но все-таки холодной. Минусовая температура вызвала нефрит, спустя 4 дня, 24 января 1920 года Амедео Модильяни скончался в больнице от туберкулезного менингита.
Утром 25 января Жанна Эбютерн пришла в больницу, чтобы в последний раз взглянуть на своего возлюбленного. Стоя у его тела, она не проронила ни единой слезинки и слова, в полной тишине она отошла от него, не отрывая взгляда. Несмотря на то, что девушка хотела находиться в мастерской, где недавно жил и творил ее Моди, родители приняли решение забрать ее к себе, чтобы помочь пережить утрату. В течение всего для Жанна так и не издала даже одного звука. Брат Андре наведывался к ней в комнату, чтобы проверить ее состояние, и находил девушку молча стоявшей возле окна. Ночью молодой человек проснулся от звука удара оконных створок. Находясь на 9 месяце беременности, Жанна покончила жизнь самоубийством. В 4 часа утра она отправилась к любимому Модильяни, чтобы остаться с ним навеки.
Семья Эбютерн в гибели дочери винила художника, поэтому приложила все усилия для того, чтобы они не были похоронено вместе. Однако 10 лет спустя благодаря усилиям близкого круга, тело Жанны перезахоронили возле ее Моди. Она не стала его законной женой, провела вместе с ним всего три года, но даже смерть не разлучила их.
«Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы»
«Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, принесшая в жертву ему свою жизнь»
Надпись на надгробии Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн
Фото: Getty Images, Legion Media