Еще одна удавка для украинских предприятий — заявка на водопользование
Душить украинский бизнес, в том числе работающий на оборонку, можно по-разному. Например, блокировать налоговые накладные, кошмарить визитами правоохранителей, а также устраивать «круги ада» для природопользователей. Последние — это практически все предприятия, производящие какую-либо материальную продукцию, от сельскохозяйственных до оборонных. Их можно остановить, нагрузить штрафами или не дать разрешающие документы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; на обращение с отходами; на специальное водопользование по причине «арифметических ошибок» в расчетах.
Запрограммированные ошибки — золотое дно для проверяющих
А ошибки будут обязательно. Как признаются водопользователи, форма нормативного расчета водопользования и водоотведения, которую предприятия обязаны подавать в региональные представительства Государственного агентства водных ресурсов Украины, настолько сложна и перегружена бесполезной информацией, что не ошибиться практически невозможно. Форма эта была утверждена приказом Минэкологии №234 от 23 июня 2017 года.
Действительно, как можно рассчитать с точностью до кубометра потребление воды на пять лет вперед? Никак, утверждают эксперты и специалисты предприятий, с которыми общалось ZN.UA. Можно, конечно, нарисовать цифры, которые удовлетворят Госагентство водных ресурсов, но они будут далеки от реальности. Зато в ближайшем «потом» станут мерилом для определения размеров штрафов, которыми обложат предприятия проверяющие от Государственной экологической инспекции за выявленные несоответствия между расчетным и реальным потреблением воды.
Идеальный крючок?
Руководители предприятий сначала охотно рассказывают о своих мытарствах в части получения разрешения на специальное водопользование, но потом просят не упоминать их в публикации. Они боятся проверок, которые придут и «нагрузят».
Но вот мнение эксперта, «который не боится». Это член президиума днепропетровского областного общества охраны природы, ранее — сотрудник Государственного управления охраны окружающей природной среды в Днепропетровской области Василий Андреев.
«Очень сложно водопользователю, а это может быть фермер, представитель малого и среднего бизнеса. Да что там говорить, зачастую и крупные предприятия горно-металлургического комплекса. Он (водопользователь) не понимает, что там заполнять, как заполнять. По моему мнению, эта форма никому не нужна. Она предполагает идеальное водопользование, которого в природе просто не существует. Она совершенно оторвана от жизни.
Ну, проще говоря, от водопользователя требуется пятилетний план месячного использования воды. Я понимаю, что такая идеология могла быть в эпоху плановой социалистической экономики, где были пятилетки, где были планы, госпланы и так далее. Но мы живем в условиях рыночной экономики, где никто своими планами делиться не собирается. Есть ведь понятие коммерческой тайны. Рынок, он ведь живой, подвижный: предприятие может стагнировать, может вообще на консервацию уходить, а потом выполнять заказы в режиме 24/7. И этим пользуются те люди, которые сегодня выдают разрешения на спецводопользование.
Получается вот как: водопользователь заполняет заявку с расчетами, это его видение. А в Госагентстве ему говорят: «Вы неправильно видите, переделывайте». И заворачивают на второй, третий, пятый, шестой круги», — рассказывает Василий Андреев.
Филькина грамота
«На самом же деле это все филькина грамота, — продолжает наш собеседник. — Опираясь на мой личный двадцатилетний опыт работы в Государственном управлении охраны окружающей природной среды в Днепропетровской области, отмечу, что нет заявленных расчетов на специальное водопользование, которые хотя бы процентов на 70 соответствовали фактическому объему использования воды предприятием.
Но для инспекции это то, что надо. Инспектор приходит на предприятие и говорит: «Покажите мне разрешение на спецводопользование». Показывают. «А вот у вас суточное водопотребление установлено такое-то, но по факту вы использовали больше», — говорит инспектор. И начинаются уже штрафные санкции.
То есть сначала мы не можем получить разрешение, «рисуем» расчет спецводопользования, который удовлетворит Госагентство, а потом получаем штраф за то, что реальное водопользование априори отличается от расчетного. И вообще возникает вопрос, зачем изматывать нервную систему водопользователя на стадии помесячной разбивки водопотребления, если в самом разрешении на специальное водопользование устанавливаются только две величины — годовое и суточное водопотребление?
Предприятие, как мы говорили, не может планировать в условиях рыночной экономики. В условиях сегодняшнего военного времени, когда отключают электроэнергию, когда предприятия останавливают работу, а потом вынуждены аврально догонять недовыполненные заказы, тем более. Но для инспектора это отличный механизм для того, чтобы применять систему штрафных санкций за невыполнение условий специального разрешения».
Разъяснение Госводагентства
В рамках обсуждаемой темы мы обратились с информационным запросом к теперь уже бывшему главе Госводагентства Михаилу Янчуку.
В ответе за подписью заместителя главы агентства Игоря Гопчака говорилось, в частности, следующее: «Нормативный расчет водопользования и водоотведения позволяет принимать управленческие решения по обеспечению водопользователей водными ресурсами в необходимом количестве с учетом водохозяйственных балансов и по бассейновому принципу.
Проведение нормативного расчета на максимальную суточную потребность в воде с учетом сезонного режима работы позволяет водопользователю обеспечить потребность в воде в пределах установленного в разрешении на специальное водопользование лимита забора, использования воды и сброса сточных вод.
При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Украины в случае превышения водопользователями установленного годового лимита использования воды рентная плата исчисляется и уплачивается в пятикратном размере, исходя из фактических объемов использованной воды сверх установленный лимит использования воды, ставок рентной платы и коэффициентов (выделено нами. — В.К.).
Таким образом, использование воды в пределах установленного лимита исключает штрафы за сверхнормативное водопользование. Ответственность за достоверность данных, которые указываются в представленных документах, возлагается на водопользователя».
В целом понятно. Непонятно вот что: Госводагентство реформируется, цифровизируется, но столь головоломная форма расчета потребления воды придумана для того, чтобы облегчить жизнь водопользователю или как раз наоборот? Заметим также, что в структурных подразделениях Госводагентства консультаций по заполнению формы расчета потребления воды не дают. Водопользователь вынужден обращаться за помощью к сторонним консультантам. Не бесплатно, естественно. Просматривается ли здесь коррупционная составляющая? Возможно.
***
Размер рентной платы за специальное водопользование зависит от вида потребленной воды (подземная, поверхностная), цели и речного бассейна потребления, фактического объема использованной воды. Ставки ренты определены статьей 255 Налогового кодекса Украины.
Для потребителей поверхностных вод ставки колеблются от 39,90 грн за сто кубометров воды в районе Днестра до 159,91 грн — в районах рек Приазовья и Причерноморья.
Для потребителей подземных вод размер ренты колеблется от 80 грн за сто кубометров в Полтавской области до 139,84 грн — в Николаевской.
***
Напомним также, что 11 октября глава Госводагентства Михаил Янчук распоряжением Кабмина был уволен с занимаемой должности по собственному желанию.