Как вернуть украинцев в Украину
В предисловии к моей книге об украинскости нашего с ним Придонечья Сергей Жадан написал: «Это не о потере, это о необходимости и неизбежности возвращения. Возвращения украинских городов…». И людей. У нас из Сиверскодонецка весной 2022-го эвакуировались до 90% жителей. И мы с женой, после ночей в подвале под обстрелами. Дом уничтожен. И сразу, под гостеприимной крышей семьи Денищук возле Львова, начали мечтать о возвращении после освобождения. Разве только мы?!
Там, где нужнее
На днях заговорили о целесообразности создания спецминистерства, которое будет содействовать обратной миграции украинцев из других стран. Но вангую: усилий государства мало, необходима синергия с обществом. Действуют деловые рычаги; только не забываем об украинской душе. Нужно повернуться к проблеме возвращения не просто умным лицом, а искренним сердцем. На такие мысли натолкнуло знакомство с львовскими супругами.
Пара сошлась в более чем зрелом возрасте. Давно живут в официальном браке. В США, куда забросила война, Владимир Штереб вспомнил свою первую специальность строителя, а Леся Гарасимив, как и раньше, занялась бизнесом. Понемногу. Трудности были. Но Америка на то и Америка, чтобы дать возможность трудолюбивым твердо стоять даже на очень дорогой земле Нью-Йорка. Леся еще выучилась на военного капеллана, ездит к нашим воинам в госпитали.
Дальше цитирую пастора украинской протестантской церкви. На видах NYC можно увидеть и их здание — архитектурный памятник на 9 E 7th Street, между Бродвеем и «Украинским селом». Уместен именно пасторский взгляд. Иван Белец рассказал мне: «Володя, Леся стали активными прихожанами. Молимся за Украину, волонтерим, собираем донаты для Родины, помогаем раненным украинским военным, которые лечатся в США, проводим благотворительные самодеятельные концерты, ставим спектакли о войне… Недавно супруги обратились ко мне: желаем заключить и церковный брак. Мы сделали это большим праздником. Готовили его всем приходом, вместе с моей многодетной семьей. Но финал стал сюрпризом».
«Молодые» открыли то, что на сердце: love story, чувства, стихи, песни, которые подхватывали и юные. Говорили о родной земле. Вдруг сообщили: «Мы возвращаемся в Украину. Лечить ее раны». Как их обнимали на прощание! Первой поехала Леся как глава благотворительного фонда «Воля 15». Трускавецкого. Место действия сейчас — село Ластивка Дрогобычского района. Там мужчина, который занимался аграрным делом, передал фонду свой большой участок земли. Получили разрешение создать там детский реабилитационный центр, занялись проектом.
— Тянуть с реализацией нельзя, — сказала мне Леся. — Война стольких детей лишила семьи, здоровья, счастья!
Владимир заметил: «Учитывая наш возраст, к нам будут направлять не совсем маленьких детей. Успеем поставить на ноги. Позади подозрения, что будто будем продавать детей в Штаты».
Понадобилось много усилий, чтобы власть, односельчане поверили им. А если бы нет, то увидели ли бы их дома?
Домой через Гарвард?
Пожилые люди — одно дело, а молодежь? Министр образования Оксен Лисовый жалуется: многие старшеклассники едут учиться за границу. Что дальше? Один из путей показала авторитетная благотворительная организация Ukraine Global Scholars (UGS). Интервью с ее президентом Юлией Лемеш готовлю. Держите спойлер.
— Понимаем желание воспользоваться мировым образованием, — говорит Юлия. — Сама воспользовалась. Но вместе с сообществом таких украинцев мы создали пространство для этого с новой миссией. Находим молодежь, которая обязуется, получив таким способом самые лучшие знания, овладев практиками, использовать их в Украине. Проходят тестирование, собеседование и получают бесплатную помощь во время поступления в топовые (включая Гарвард) университеты разных стран, в том числе наши, дальнейшую поддержку, которая включает бесплатное обучение и т.п. У нас партнеры в образовании, бизнесе — известные организации. Наладили стажировку в ведущих украинских компаниях. «Укрзалізниця» подключила нас к своей программе «Залізна зміна», где молодежь познает Родину, свою роль в ней, расширяет круг друзей. Рассчитываем, что госинституции будут содействовать координации всех действий ради большей отдачи в разных сферах, перспективы. Гордимся выпускниками, которые уже вернулись, работают, действуют как волонтеры. Одна из девушек пошла на фронт парамедиком.
Ждем обсуждения аспектов взаимодействия государства и гражданского общества в таких делах. По крайней мере мои сыновья (выпускники топовых американских вузов) считают деятельность UGS важной. Один по-волонтерски стал их старшим ментором, второй со стороны УЗ содействовал этой синергии с «Залізною зміною». Особенно доволен, что многие сельские подростки впервые путешествуют по Украине, встретили людей, составляющих ее славу. Так и воспитывается тяга к своей Большой земле.
К программе приобщился зарубежный рекордсмен по поездкам по Украине, реализованным проектам ее поддержки Говард Баффетт. Снова и снова приезжают сюда и известные американские деятели Эрик Шмидт, Хосе Андрес, Шон Пенн. В беседе с Хосе, основателем «Мировой центральной кухни», мы вспоминали о кормлении переселенцев-северодончан, в разговоре с Шоном — о его фильме «Суперсила» о подвиге Украины, где дважды упомянут Сиверскодонецк. Услышал об их дружбе с украинцами, любви к стране. Мы можем и учить мир, и учиться у него.
Наши люди — везде
Анализ того, что делать в развороте страны к возвращению соотечественников, впереди. И сколько их ожидать — в смысле времени, количества? Посмотрим правде в контактные (с нами) линзы не сквозь розовые очки. Кое-кто говорит: «А почему тех, кто выезжал за границу во время войны, встречать с цветами?! Этого больше заслуживают те, кто остался». Понятно, это о мотивации.
Считаю, много могут подсказать в диаспоре, в частности, мощная благотворительная организация RAZOM FOR UKRAINE (которой руководит Мария Сорока), ее молодые, креативные партнеры из волонтерской UKRAINIAN JERSEY CITI во главе с Оксаной Яремчук. Хорошо бы побеспокоиться об индивидуальном подходе. Взвесим: и те, кто связал дальнейшую судьбу с зарубежьем, настроены работать на Украину, ради нее. Например, переносят туда стартапы. Сколько потенциальных участников такого движения знают неутомимые активистки Тамара Сыби-Головко, Мария Хорун, которые помогли людям адаптироваться в Штатах. Вместе волонтерят, поддерживают наших воинов в американских госпиталях, зарабатывают (и на ярких мероприятиях) донаты для ВСУ, медиков, собирают гуманитарку, лоббируют украинские интересы. Тамара имеет отношение к западу, Мария — к востоку Украины. Родители второй приехали к ней из фронтовой зоны, проявляют заботу о земляках там, мечтают снова хозяйничать на покинутой усадьбе.
Собираются после войны продолжить путешествия по Украине Наталия и Альфред Брендоны. А пока Наталия, умелая мастерица, радует своими посылками брата, его побратимов на фронте, родителей в родных Сумах. Еще одна семья — сиверскодончане Дмитрий Выровец с женой Татьяной. Магнит для них — улица Ю. Пивоварова в родном городе, ведь этот наш талантливый конструктор вырастил Дмитрия. Тамара в Нью-Йорке учит украинских детей. То же самое делает киевлянка Виктория Рухальская. Те, кого я назвал, давно в США. Для таких людей тоже интересно двойное (и украинское) гражданство. Как своего рода воз-вра-ще-ние.
Мы разговаривали с лауреатом Шевченковской премии Ириной Цилык, ее мужем, писателем-воином Артемом Чехом, народным артистом Иво Бобулом, Александром Сидоренко-Фоззи из ТНМК, которые встречались с соотечественниками в США. Отметили: диаспора сейчас особенно сплоченная, независимо от того, кто из какой части Украины. Нам нельзя отставать. Собеседники в свое время бывали в моем городе. Закарпатец Иво неподалеку, в юности, учился на керамиста, впервые вышел на сцену здесь. Его песня «На Україну повернусь» — обо всей нашей земле.
Впрочем, подходы к возвращению в тот или иной край видятся разными. Мы плохо противостояли российскому зомбированию. До сих пор можно услышать повторение вражеских нарративов о якобы пророссийскости востока. От тех, кто не был здесь во время боев. Моя бывшая соседка дома Наталья Бугаева как эксперт ISW писала: «Россия в битве за Северодонецк себя истощила». В адском мае 2022-го наш сын вместе с руководителем «Укрпошти» Игорем Смилянским привозил в Северодонецк, в бомбоубежище на химическом гиганте «Азот» пенсии, гуманитарку. Потом сделал для земляков подарок: футболки «Азот — сталь. Отобьем Север!». Это не только о нем. «Укрзалізниця» заранее реализует билеты на Поезд Победы в города, которые нужно деоккупировать (был и Херсон); нанесла на вагоны их названия, в том числе и нашего. Городское руководство в Днепре подписывает меморандумы с международными партнерами об участии в восстановлении после деоккупации.
* * *
Теперь о главных действующих лицах. Среди них много сиверскодончан. И герои Украины Александр Коваленко и Артур Пруглов. Первый — известен миру из суперпопулярных видео «танцующий воин». На мой вопрос о появлении этих, позвольте назвать их так, танцев над шанцами Александр ответил: «Жена, дочь должны знать, что они дают веру в Победу, что муж, отец непременно вернется». И мы будем с ними.