Власти планируют изменить налогообложение игорного бизнеса и создать единую платежную систему
Власть в несколько этапов хочет реформировать сферу игорного бизнеса. И вторым пунктом, после ликвидации Комиссии регулирования азартных игр и лотерей (КРАИЛ), является изменение налогообложения игорного бизнеса, пишет Евгений Плинский в статье «Перевернуть игровой стол. Что не так с игорной индустрией и что с этим хочет делать власть». В частности сегодня платежные системы стали инструментом налоговых схем.
«Второй пункт первого этапа реформы – концепт изменения налогообложения и системы проведения платежей, которые фактически возьмет под прямой контроль НБУ. Этот радикальный шаг в реформе должен решить главную проблему индустрии — уклонение от уплаты налогов и неконтролируемость государством движения игровых средств», – пишет автор и отмечает, что в его распоряжении оказалась одна из правительственных концепций возможных изменений.
Плинский подчеркнул, что сегодня никто не понимает, сколько на самом деле денег оборачивается в игровой индустрии. Так же как нет понимания предела доходности для бюджета от налогообложения. Ведь на разных этапах их оплаты операторы используют разные инструменты оптимизации.
Для сравнения и понимания:
- в 2021 году игровая индустрия уплатила 204,8 млн грн налогов;
- 2022-го - 730,9 млн;
- 2023-го - 10,4 млрд;
- за девять месяцев 2024-го – уже 13,5 млрд (прогноз в год – 17–18 млрд).
«Цифры более чем красноречивы. Игорная индустрия постоянно ведет гонку с народными депутатами и НБУ в параллельном поиске схем налоговой оптимизации и затыкании этих пробелов. Мискодинг, дропы и т.д. Эти слова и схемы мы с вами открыли для себя одновременно с легализацией игорного рынка, что еще раз свидетельствует о полной неготовности налоговой инфраструктуры к выходу этого рынка в легальную плоскость. Хотя, напомню, о таком сценарии эксперты предупреждали еще в 2020 году», – пишет Плинский.
По словам автора, хоть налоги на «игорку» в Украине и являются одними из самых высоких, это компенсируется традиционной необязательностью их уплаты. При этом реальная цифра вращающего игорного бизнеса сейчас неизвестна никому.
При этом автор называет радикальной идею временно заменить наиболее оптимизированные 18% GGR и 18% ПНП оплатой 5% с валовой выручки, которую будут брать «на входе» денег. Отдельно также предлагается прибавить 2,5% (почему не 3,5?) военного сбора.
«Увеличит ли это бюджетные поступления - пока непонятно, в доступной мне концепции реформы этих расчетов нет, однако, думаю, где-то они должны быть, ведь изменение налоговой нагрузки на то, что приведет к уменьшению отчислений в казну, объяснить обществу будет сложно», - пишет Плинский.
Также он добавляет, что вместе с изменением налогов власти хотят внедрить единую платежную систему, к которой должны подключить всех операторов игорного рынка. Ее должен создать Национальный банк Украины либо с нуля, либо отобрать на каком-нибудь конкурсе из уже имеющихся.
Такую платежную систему будет постоянно мониторить регулятор. Также по замыслу, система получит право конвертировать некоторые криптовалюты в рамках работы операторов рынка.
«А теперь попробую немного объяснить такой шаг. Платежные системы действительно стали частью «игрового синдиката» и глубоко вошли в сотрудничество как с операторами рынка, так и с КРАИЛ. Они не просто обслуживают финансовые транзакции на рыночных условиях, а откровенно способствуют разнообразным схемам уклонения от уплаты налогов, обхода мониторинга движения денег и т.п. Без содействия инфраструктуры проведение платежей это было бы невозможно», – отметил Плинский.
Поэтому, отмечает автор, наведение порядка в данном вопросе и создание единой надежной и прозрачной платежной системы выглядит логичным и правильным. Правда, дискуссия по поводу свободы рынка все же остается, хотя этот рынок дискредитировал сам себя.
«На этом первый этап реформы завершается, ведь его задача, как я уже отмечал, - "отбелить индустрию" и создать плацдарм для здорового и прозрачного рынка», - отметил Плинский.
Первоначальным пунктом первого этапа реформы, по его словам, является ликвидация КРАИЛ. Вместо нее планируется создать «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере организации и проведения азартных игр». Если соответствующий законопроект будет принят, то новое «Агентство регулирования азартных игр» (АРАИ) потеряет значительную часть автономности и коллективной безответственности, которые имеет КРАИЛ. В то же время АРАИ приобретет определенный контроль со стороны правительства. Базовые же функции Агентства, согласно проекту закона, фактически будут дублировать полномочия КРАИЛ.