Гюльмагомедов вместо Углавы – директор НАБУ рассказал о приоритетах для нового первого заместителя и его полномочиях
Директор Национального антикоррупционного бюро Семен Кривонос рассказал, что при отборе первого заместителя Дениса Гюльмагомедова на должность уволенного после скандала и служебного расследования Гизо Углавы руководствовался наличием у него опыта работы как детективом, так и руководителем подразделения собственно в НАБУ. В настоящее время он координирует деятельность части подразделений Бюро, отметил Кривонос в интервью редактору отдела политики ZN.UA Инне Ведерниковой.
Руководитель Бюро рассказал, что проводя определенную реструктуризацию, в НАБУ опирались не на собственные желания, а на рекомендации технического аудита и нормативные документы. Согласно последним руководители четырех главных подразделений детективов в административном порядке подчиняются первому заместителю, однако процессуально нет.
В итоге сейчас первый заместитель координирует четыре главных подразделения детективов, управление криминального анализа и финансовых расследований, отдел организационно-аналитического обеспечения и стратегического развития. Другие подразделения, как отметил Кривонос, в частности, оперативно-техническое управление и управление специальных операций, ему не подчиняются.
«Полномочия первого заместителя – это по сути часть делегированных полномочий директора. Да и никогда у первого заместителя не было процессуальных функций. И не было власти больше, чем у директора. В юридическом понимании», – подчеркнул руководитель НАБУ.
Комментируя вероятность возможного прямого влияния первого заместителя директора НАБУ на работу подразделений, Кривонос ответил, что уверен, что Гюльмагомедов не будет вмешиваться незаконно в деятельность детективов, больше будет защищать их независимость и правильно распределять ресурсы и давать директору объективные сигналы, что нужно. повышать эффективность расследований».
По его словам, первоочередные задачи как директора бюро, так и его первого заместителя – эффективная координация ресурсов в разрезе приоритетов.
«Когда одновременно расследуются условно десять уголовных дел, у тебя очень ограниченный ресурс. Куда сегодня поедет спецназ, чем займется оперативно-техническое управление, где задействовать экспертов криминалистической лаборатории, где очередь на проведение цифровых экспертиз…», - пояснил он.
Кривонос добавил, что в понимании Уголовного процессуального кодекса любой руководитель подразделения детективов является руководителем органа досудебного расследования и наделен ограниченными полномочиями, поэтому только детектив вместе с прокурором решают по делу, какой объем информации и кому передавать.
«И если в рамках досудебного расследования по объективным причинам кому-то нужно ограничить доступ к информации, в частности, административному руководителю, детектив не только имеет на это полномочия — это его прямая обязанность. Координация административного персонала и административных руководителей и детективов работает отнюдь не на съем информации, а на правильное распределение ресурсов и повышение эффективности досудебного расследования», - говорит директор НАБУ.
Детектив, по мнению директора НАБУ, выполняя закон, должен сообщать о давлении в Управление внутреннего контроля. По словам Кривоноса, он в пределах своих полномочий пытался улучшить работу детективов, обсуждал с ними проблемы, однако реорганизация Бюро принесла больше всего пользы – четыре главных подразделения детективов получили не только более высокий статус, но и больше независимости.
«В настоящее время они работают эффективно, и координация между ними происходит эффективно и обмен информацией. Мне кажется, что эта проблема преувеличена», - отметил он.
На уточнение журналистки, что возможное недостаточное взаимодействие может наоборот негативно повлиять на следственные процессы, директор НАБУ добавил, что речь идет не об одном или двух человеках, а о системе и правилах – как выстроена система обмена информацией, насколько автоматизирована фиксация действий подразделений, а также соблюдают ли работники этой системы.
Кривонос также отметил, что говорить о внедрении еще каких-либо изменений в структуру НАБУ, как отмена возможности бессрочного пребывания на должностях первого заместителя директора НАБУ и руководителя Управления внутреннего контроля, будет целесообразно после международного аудита Бюро. Особенно учитывая, что это будет первый подобный документ в истории НАБУ.
О том, какие уроки Семен Кривонос вынес из кризиса со ливнями информации на Банковую и понимает ли, куда он поведет Бюро читайте в первой части интервью «Директор НАБУ Семен Кривонос: «О том, как НАБУ проходит кризис, нужно судить по результату. Мы стали сильнее».