Американская разведка обнародовала информацию о стратегических объектах России, обеспечивающих ее ядерный потенциал. Это предприятия в Озерске, Лесном и Железногорске, где изготавливаются компоненты для ядерных зарядов.
Несмотря на огромные вложения в ядерный арсенал, которые, по последним опубликованным данным, достигают почти 10 миллиардов долларов ежегодно, российские ядерные силы зависят от ограниченного количества критически важных объектов. В новом отчете Пентагона за 2024 год под названием "Ядерные вызовы. Растущие возможности стратегического развития Конкуренты и региональные соперники" приведен подробный список основных предприятий, которые обеспечивают российскую ядерную программу. Об этом пишет портал Defense Express.
Ключевые ядерные исследовательские центры России расположены в Сарове Нижегородской области и Снежинске Челябинской области. Но особое место в структуре ядерного комплекса занимает завод "Маяк" в Озерске (ранее известный как "Челябинск-65"). Это предприятие было создано в 1948 году и специализируется на производстве плутония, урана и трития — важных элементов для термоядерных зарядов.
В Озерске также ведется строительство нового "опытного" реактора для замены устаревших реакторов "Руслан" и "Людмила". Хотя запуск новых объектов был запланирован на 2023 год, сейчас строительство еще продолжается.
Производство самих ядерных зарядов осуществляется на заводах "Электрохимприбор" в Лесном и "Приборостроительный завод Росатома" в Трехгорном. Кроме того, критические электронные компоненты для этих зарядов поставляются из НИИ автоматики в Москве.
Еще один важный объект, указанный в отчете разведки, — Горно-химический комбинат в Железногорске, Красноярский край, известный также как "Красноярск-26". С советских времен этот комбинат занимался производством плутония и переработкой ядерных материалов, а его инфраструктура находится на глубине 300 метров под землей.
Аналитики отметили, что все эти объекты были построены в 40-50-х годах, часто руками заключенных, и многие из них расположены под землей на значительной глубине, что обеспечивает дополнительную защиту для ядерного потенциала России.
Госсекретарь США Энтони Блинкен назвал безответственным и несвоевременным решение российского президента.