Россия может финансировать войну в Украине еще несколько лет – WP
Россия может позволить себе финансировать войну против Украины еще несколько лет из-за огромных доходов от продажи нефти и неудачных западных санкций. Более того, масштабные военные расходы, включая высокие выплаты солдатам, способствовали экономическому росту РФ, пишет The Washington Post со ссылкой на ряд экономистов и аналитиков.
Издание отмечает, что российская экономика перегрелась частично. Так, Владимиру Путину нужно ежемесячно пополнять ряды армии на 20 тысяч человек из-за высокого уровня смертности и ранений. Однако в итоге в стране зафиксирована почти полная занятость и стремительный рост заработной платы.
Правда, еще в июле глава Центрального банка Эльвира Набиуллина заявила, что рабочая сила и производственные мощности экономики «почти исчерпаны», а стагнацию «можно остановить только путем глубокой рецессии».
На то, что проблема существует, указывает тот факт, что в пятницу Центробанк РФ в очередной раз повысил учетную ставку до 21% впервые за более чем 20 лет. Издание отмечает, что это вызвало негодование некоторых из величайших олигархов страны.
В то же время в России растет проблема дефицита рабочих рук. И если раньше его закрывали с помощью трудовых мигрантов из Центральной Азии, то сейчас РФ становится все менее привлекательным местом для работы из-за возможности попасть на фронт в Украине вопреки законодательству.
Некоторые независимые аналитики утверждают, что реальная инфляция в РФ даже выше, чем утверждает официальная статистика. В прошлом месяце Стокгольмский институт трансформационной экономики в своем отчете подверг сомнению достоверность последних официальных данных об инфляции, отметив, что основные экономические показатели «сейчас являются частью российской военной пропаганды».
По мнению аналитиков, Путин неизбежно сократит социальные расходы на образование, здравоохранение и гражданскую инфраструктуру, но это не повлияет на уровень власти, сосредоточенной у него в руках.
В то же время российский экономист, соучредитель и старший научный сотрудник Центра анализа и стратегий в Европе Владислав Иноземцев, проживающий в США, считает, что Россия может позволить себе вести войну еще в ближайшие несколько лет.
«Она может поддерживать эту войну в течение такого времени, в течение которого Украина и, вероятно, Запад не смогут позволить ее вести. И в этом проблема. Путин, кажется, очень уверен, что он может идти дальше,возможно, один, два или три года. Пока ситуация выглядит достаточно стабильной», - отметил Иноземцев.
По его оценкам, военно-промышленный комплекс РФ не может производить современного, новейшего вооружения, однако имеет возможности для массового производства снарядов и ракет, ракет малой дальности, которые достаточно примитивны. И может это делать в больших масштабах.
Александра Прокопенко из Фонда Карнеги за международный мир говорит, что Россия не может наращивать военное производство дальше из-за нехватки рабочей силы и западных санкций.
"Хотя продолжение торговли с такими странами, как Китай, помогает российской экономике, санкции значительно ограничили способность Кремля модернизировать свою армию, ограничивая доступ к необходимым компонентам и создавая узкие места в цепях поставок и финансовых операциях", - указала она.
По мнению старшего научного сотрудника Института Брукингса Робина Брукса, способность России продолжать войну годами связана с рядом провалов западных санкций из-за кулуарного лоббирования в Европе и отсутствия политической воли.
Так, вскоре после вторжения Германия и несколько других крупных европейских стран, включая Италию, Испанию, Чехию, Польшу и Австрию, начали отправлять огромные объемы товаров через Турцию и соседей России, включая Казахстан, Кыргызстан, Грузию и Армению, очевидно, предназначавшиеся для России. А если крупные европейские государства продают роскошные автомобили и другие товары через соседей России, у других стран нет стимулов ограничивать торговлю микрочипами или товарами двойного назначения с Россией. В итоге в России санкции так и не почувствовали.
Брукс считает, что Запад может снизить доходы России от продажи нефти, введя санкции против большего количества российских танкеров, включая теневой флот, транспортирующий 45% нефти. Он также может усилить и обеспечить соблюдение нефтяного лимита, согласно которому страны Большой семерки отказывают в транспортных услугах и страховании российским танкерам, нефть которых продается по цене более 60 долларов за баррель.
В то же время, отмечает он, провал санкций стал сигналом для автократов.
«Это большой сигнал Кремлю, Пекину и любому другому автократическому потенциальному нарушителю покоя, что Запад несерьезный. Запад больше заинтересован в зарабатывании денег в краткосрочной перспективе, чем в противостоянии с автократами. Это месседж номер один, и он очень вреден», – указал Брукс.