Рынок виртуальной реальности стремительно растет, и с каждым годом появляется все больше моделей потребительских VR, AR и MR-шлемов. Одним из производителей подобных устройств является шанхайская компания Pimax, модели которой отличаются высоким качеством изображения и широким углом обзора.
Сегодня мы познакомимся с гарнитурой Pimax Crystal, сочетающей в себе возможности автономной гарнитуры и подключения к ПК. Само по себе устройство никак нельзя назвать дешевым, цены на российских интернет-площадках колеблются от 200 до 250 тысяч рублей. Разбираемся, на что оно способно и к каким нюансам нужно быть подготовленным пользователям.
УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ
Поставляется гаджет в большой черной упаковке из плотного картона. Внутри все располагается довольно плотно и проложено формами из мягкого вспененного полиэтилена. Дополнительная комплектация тестового образца включала следующие элементы:
- Левый и правый контроллеры
- Кабель для подключения к ПК (DP – DP 1.4 + USB-A 2.0 + USB-A 3.0, 5 метров)
- Два кабеля USB-C на USB-A
- Два аккумулятора на 6000 мАч
- Зарядная станция для аккумуляторов
- Сменные Deluxe-динамики (обычные установлены из коробки)
- Две сменные накладки для лица
- Отвертка
- Запасные винты
Добавим, что некоторые комплекты поставляются со сменными линзами с другим углом обзора, USB-хабом для дополнительного питания, мягкой тряпочкой и, конечно же, документацией с гарантией.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Параметры шлема:
- Тип дисплеев: QLED
- Тип подсветки: Micro LED
- Яркость: 200 нит
- Разрешение на глаз – 2880 x 2800
- Общее разрешение картинки – 5760 x 2880 (1200 ppi)
- Частота обновления экрана – 72, 90, 120 Гц (144, 160 Гц в тестовом режиме)
- Линзы – асферические из стекла
- Угол обзора по горизонтали – 110 градусов (42 пикселя на градус)
- Регулировка межлинзового расстояния – 58-72 мм
- Датчики – шестиосевая система определения движения (трехосевой гироскоп, трехосевой акселерометр), ИК-датчик приближения, четыре трекинг-камеры, отслеживание глаз Tobii
- MTP-задержка – менее 15 мс
- Автономность – два съемных литий-ионных аккумулятора на 6000 мАч и встроенная батарея на 120 мАч для горячей замены
- Аудио – пространственный звук DTS, три микрофона, аудио-разъем 3,5 мм
- Типы подключения – автономный режим AIO, проводной VR-режим для ПК, беспроводной VR-режим для ПК в виде опции
- ЦП – Qualcomm Snapdragon XR2 Gen1 + Pimax PC VR Engine
- Память– 8+128 ГБ, 12+256 ГБ
Параметры контроллеров:
- Тип подключения – беспроводной 2.4 ГГц (до 10 метров)
- Управление – касания, джойстики, трехосевое определение движения
- Питание – встроенный аккумулятор на 700 мАч, 3,7 Вт
- Заявленная автономность –до 20 часов
- Интерфейс зарядки – USB-C
ЭРГОНОМИКА, ДИСПЛЕИ, ЗВУК, АКСЕССУАРЫ И АВТОНОМНЫЙ РЕЖИМ
Когда вы представляете себе автономную VR-гарнитуру, то на ум приходит что-то компактное, вроде Pico 4 или Quest 3*. Однако с Pimax Crystal все иначе. Это достаточно крупный и довольно тяжелый шлем (весит около 1 кг с батареей). Дизайн выполнен в фирменном футуристичном стиле и на базе амбициозной модели Reality 12K, которая была анонсирована в 2021 году, но до сих пор не поступила в производство из-за недостаточной мощности текущих видеокарт.
Корпус выполнен из матового пластика. Качество средненькое, и материал немного поскрипывает. Лицевая панель выделяется фирменной чертой в виде широкой полосы в форме "галки", которая не подсвечивается, но имеет хромированное покрытие со множеством вентиляционных отверстий. По краям располагаются четыре камеры для встроенного трекинга гарнитуры и контроллеров в пространстве.
Интересно, что деталь съемная и позволяет не только добраться до системы охлаждения устройства, но и заменить ее на панель для смешанной реальности (до сих пор нет в продаже) или подружить с лазерной системой позиционирования Lighthouse, поддерживающей базовые станции, джойстики и трекеры от Valve и HTC. Правда, за нее придется отдать еще порядка 30-35 тысяч рублей.
Pimax на старте анонсировала целый ворох функционала, доступного только за счет дополнительных аксессуаров. Для этого на корпусе есть несколько разъемов. Самый базовый – это USB-C, который используется для подключения к ПК, доступа ко внутренней памяти, обновления прошивки и зарядки внутреннего аккумулятора. Еще один USB-C нужен для модуля отслеживания движения рук, а micro-HDMI позволяет подключить WiGig-передатчик для беспроводного использования с ПК.
Сверху находятся кнопки включения, регулировки громкости и ручной настройки межлинзового расстояния. Переключатель между режимами ПК и AIO, а также аудиовыход расположены со внутренней стороны.
Лицевая маска из пластика крепится к телу гарнитуры при помощи защелок, снаружи находятся липучки для мягкой поролоновой накладки. По умолчанию установлена узкая версия, которая не очень удобная и сильно давит на лоб, оставляя отпечаток на лице. Впрочем, в комплекте находится более широкая накладка, которая не только покрывает весь лоб и меньше давит, но и лучше распределяет немалый вес Crystal.
Линзы окружает тонкая ткань, а носовая перегородка выполнена из двух кусков силикона, обе детали не пропускают свет. Напротив посадки носа имеется ИК-датчик, который определяет, надет ли шлем на голову. Асферические линзы выполнены из стекла и имеют по паспорту угол обзора в 110 градусов. Крепятся они на магнитах и фиксируются на один винт. Второй пары на 140 градусов у нас не оказалось.
У линз достаточно большая точка фокуса, и любое движение не мылит картинку, как на том же PlayStation VR2. Однако по самому краю заметен эффект хроматической аберрации, а из-за не очень широкого угла обзора имеется ощущение водолазной маски. По нашим замерам в тестовой комнате Steam VR реальный угол обзора составляет 100 градусов по горизонтали и 90 по вертикали, то есть на уровне более доступных автономных моделей вроде Pico 4. Это, конечно же, удручает, так как основной особенностью Pimax всегда был широченный угол, вплоть до 200 градусов (почти как нормальное зрение человека).
Если говорить о качестве дисплеев, то оно великолепно, выдает очень чистую и красивую картинку, а пиксельной сетки не видно совершенно. Изображение очень сочное за счет QLED-матрицы, а локальное затемнение позволяет добиться достаточно глубокого черного и высокой контрастности. Впрочем, одинокие яркие объекты на темном фоне все еще имеют заметные световые ореолы вокруг. Матрица достаточно быстрая, заметных шлейфов при движении не наблюдается.
Возвращаясь к эргономике устройства, стоит упомянуть модульное DMAS-крепление. По левому борту установлен съемный переходник для удобного подключения к ПК, а чуть дальше – зажим для кабеля, чтобы свисал не сбоку, а сзади.
Настраивается оголовье при помощи специальной резинки на липучке сверху и регулируемого кольца сзади, которое сдвигает крепление в пределах 4-5 см. К последнему нет претензий, но чтобы подогнать резинку под голову, придется шлем каждый раз снимать.
Баланс всей конструкции далек от идеала, основной вес приходится на переднюю часть. Если вы играете в неспешные игры, где не нужно очень резко двигать головой, то неудобств возникнуть не должно, но если это что-то динамическое, то маска будет сдвигаться по инерции, и даже сильное затягивание кольца вам не поможет, а только будет давить на голову. Она также понемногу сползает с головы, если смотреть вниз.
В резиновом жгуте над регулируемой частью прячется силовой кабель, который проходит от основного корпуса до отсека для установки аккумулятора. За него лучше не держаться и не тянуть. Производитель также немного перестарался с креплением батареи, которое довольно тугое из-за зажимов, горячую замену основного источника питания без снятия гаджета с головы произвести очень сложно.
Раз уж мы затронули тему автономности, то стоит поговорить о соответствующем режиме. Для его активации достаточно перевести переключатель в положение AIO и на несколько секунд зажать кнопку включения.
После предстоит настроить игровую зону. Для этого включится сквозной режим, и вы сможете видеть окружение благодаря изображению с камер трекинга. Изображение черно-белое, качество не лучше, чем у PS VR2. Но этого достаточно, чтобы очертить границы зоны в ручном режиме или провести простую настройку, которая позволит создать вокруг пользователя маленькую, среднюю или большую зоны и выбрать положение (стоя или сидя). Также во время первого включения интерфейса придется выбрать тип линз в зависимости от плотности пикселей на градус, которые они способны отображать.
Интерфейс Pimax Crystal построен на базе Android и выглядит как открытая площадка посреди космоса с диванчиком и большим виртуальным экраном, который разрешено центрировать перед глазами по нажатию на кнопку Pi. В интерфейсе доступны настройки устройства, файловый менеджер, управление аккаунтом, библиотека приложений и магазин. Но контента за год с релиза там появилось крайне мало – 11 платных игр и приложений, а также бесплатная рисовалка.
Гарнитуру можно было бы использовать для просмотра стороннего контента, но с воспроизведением чего-то нестатического у автономного интерфейса творится беда. При запуске видео через плеер начинают появляться стробящие вертикальные полосы, а интерфейс сильно тормозит. Такая же ситуация с Android-приложениями, которые можно установить через файловый менеджер. Игры от сторонних автономных шлемов Pimax Crystal не поддерживает.
Что касается звука, то по умолчанию здесь установлены базовые динамики, которые справляются со своей задачей, но без изысков. Если вы хотите более объемного и громкого звучания, то придется доплатить еще 20 тысяч рублей за Deluxe-наушники с мощностью в 30 МВт на ухо и сопротивлением в 32 Ом. Визуально они похожи на аудиосистему Valve Index.
Контроллеры напоминают джойстики Quest 2*, но с более длинными рукоятками. Они довольно легкие и в руке лежат достаточно комфортно. Каждый оснащен семью кнопками, включая стики, которые прожимаются, но при этом имеют небольшой дрифт. Встроенные датчики давления позволяют отслеживать пальцы пользователя, как у PlayStation Sense. Питание обеспечивают встроенные аккумуляторы, которые заряжаются через разъемы USB-C и позволяют почти непрерывно играть в течение 10 часов.
VR НА ПК: ПОДКЛЮЧЕНИЕ, НАСТРОЙКИ, КОНТЕНТ
Для работы с Crystal в режиме ПК потребуется производительный компьютер. В системных требованиях указаны следующие параметры:
- Процессор – Intel i5-12500/AMD Ryzen R7-3700X и новее
- Видеокарта – NVIDIA GeForce RTX 2070 и новее
- Оперативная память – от 16 ГБ ОЗУ
- Разъемы подключения – 1x DisplayPort 1.4, 1x USB-A 3.0/3.1, 1x USB-A 2.0
- ОС – Windows 10/11
Наш тестовый компьютер не подходил только по процессору, но даже так всё работало в играх и при просмотре VR-видео.
Подключение к ПК производится при помощи оптоволоконного кабеля, с одной стороны которого используется уменьшенная версия DisplayPort. На компьютере он займет три разъема, а USB лучше подключать через хаб с дополнительным питанием. Связано это с тем, что даже для работы от провода должна быть установлена заряженная батарея для питания чипа Qualcomm, который в ПК-режиме используется для вычисления положения в пространстве. При подключении через материнскую плату нам хватало аккумулятора на 3-3,5 часа, а через хаб можно увеличить время до 5 часов, если верить информации из интернета.
Шлему также необходимо приложение Pimax Play для настройки и использования с VR-средой вроде Steam VR. Пользователю доступен достаточно широкий набор опций. Например, функция смещения картинки под каждый глаз, которая может быть полезна людям с косоглазием.
Разрешено провести настройку комнаты (встроенного трекинга или с базовыми станциями), связать контроллеры, отрегулировать межзрачковое расстояние, разрешение линз, частоту обновления и локальное затемнение, а также активировать ямковый рендеринг и функцию отслеживания глаз.
Последнюю мы так и не смогли отладить, так что ни "динамический фовеальный рендеринг", ни автонастройка IPD доступны не были. Впрочем, даже так можно активировать "центральный ямковый рендеринг", который сохраняет качество картинки в центре, а по краям снижает для повышения производительности. Но и он работает криво и почему-то ухудшает картинку только в правой части изображения.
Протестировать модель мы смогли в Beat Saber, Car Mechanic Simulator VR и Half-Life: Alyx. Во всех за исключением последней мы смогли выставить максимальные настройки. В игре от Valve пришлось поставить опции чуть пониже, чтобы не было проседаний ниже 120 FPS. Картинка в очках выглядит очень четко и плавно, а трекинг контроллеров и шлема работает практически без нареканий.
Но если оставить гаджет на столе на некоторое время с включенным приложением, то калибровка по высоте может сбиться, из-за чего пользователь станет "выше ростом" (исправляется повторной регулировкой комнаты). Трекинг пальцев в Alyx и Car Mechanic Simulator работает с небольшой задержкой и не такой точный, как у Valve Index.
Видеоконтент для виртуальной реальности мы оценивали в приложении Deo VR Player. 8K-ролики выглядят впечатляюще, но наш ПК, видимо, не справлялся с нагрузкой, из-за чего картинка сыпалась и тормозила.
ИТОГ
Pimax Crystal должен был стать не только ответом автономным решениям, но и VR-шлемом для ПК с лучшим уровнем качества изображения. На практике производитель поторопился и выбросил на рынок сырое устройство, потерявшее главное преимущество бренда в виде большого угла обзора.
Хуже всего, что гарнитура спустя год после релиза не получила всего обещанного функционала, причем некоторые решения изначально вызывали сомнения. Особенно это касается автономного режима, страдающего от острого дефицита контента.
Беспроводной функционал порадует разве что энтузиастов, решивших докупить WiGig-передатчик. Остальным советуем присмотреться к Light-версии, которая к тому же легче и более доступна по цене.
Автор: Сергей Дьяконенко (Madnfs)
*продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России