Антикоррупционеры и общественные активисты упрекают правоохранительные органы низкой эффективностью, кивая на то, что их "успехи" якобы ограничиваются лишь открытием формальных уголовных производств, не имеющих шансов попасть в суд, но дают основания отчитаться за проделанную работу. Кое-где такие дела касаются и самих активистов. Например, Государственному бюро расследований (ГБР), которое часто критикует Виталий Шабунин, председатель правления Центра противодействия коррупции (ЦПК), возможно, не хватило желания или политической воли довести до конца дело самого Шабунина.
Напомним, в марте 2024 года стало известно, что ГБР открыло уголовные производства в отношении главы ЦПК по подозрению в уклонении от военной службы и возможной подделке документов – по ч. 4 ст. 409 УК и ч. 1 ст. 358 УК Украины. С первым производством понятно, а второе касалось писем, которые Виталий Шабунин предоставил в воинскую часть А7376, где в то время якобы фиктивно числился на службе. Письма за подписями тогдашнего председателя НАПК Александра Новикова и его заместителя Артема Сытника, которыми чиновники просили командира прикомандировать к ним солдата Шабунина.
Как сообщил блогер Владимир Бойко, на основании этих писем солдат Виталий Шабунин с сентября 2022 года по март 2023 года якобы не появлялся в своей в/ч, проживал дома и занимался бизнесом. При этом, по информации Бойко, Шабунин якобы ежемесячно получал 53 тыс. грн. денежного довольствия, из них 30 тыс. грн – дополнительного вознаграждения за якобы выполнение боевых задач.
Следователь судья ВАКС обязал НАБУ начать расследование в отношении бывших руководителей НАПК Новикова и Сытника: по версии следствия, они злоупотребляли служебным положением, ведь просили перевести Шабунина в НАПК, где отсутствуют должности, которые могут замещаться военнослужащими в военном звании "солдат". Соответственно, солдат Шабунин никаких обязанностей военной службы в НАПК не выполнял.
Теперь относительно непосредственно "уклонения". Как известно, службу Виталий Шабунин проходит якобы формально или в "лайт режиме" – живет полностью гражданской жизнью в Киеве, занимается общественной деятельностью, зарабатывает. Он не участвовал в боевых действиях, да и вообще на фронте его никогда не видели. Несмотря на это, по данным Владимира Бойко, активист якобы получил справку о непосредственном участии в боевых действиях как разведчик разведывательного взвода. После чего "участник боевых действий" Шабунин якобы был переведен на должность боевого медика взвода охраны 101-й отдельной бригады охраны Генерального штаба. Боевым медиком он служил также "фиктивно" – ни разу не появился в подразделении, которое в то время было на фронте, отметил Бойко.
Владимир Бойко в свое время подтвердил еще один эпизод возможной противоправной деятельности Виталия Шабунина – якобы присвоение джипа Nissan Pathfinder, который был передан как гуманитарная помощь для нужд ВСУ, но, несмотря на это, использовался активистом в личных целях. Указанный автомобиль был передан в/ч А7376 благотворительным фондом "Паладины" для обороны страны. Однако автомобиль в основном передвигался по Киеву и даже оказался в декларации Виталия Шабунина как предоставленный ему в бессрочное бесплатное пользование.
"Чего он (Виталий Шабунин) использует автомобиль не по назначению и в личных целях, я не знаю. Поддерживаю ли я и фонд такие решения, не поддерживаю. Если бы мы знали о не целевом использовании авто, или подарке, предоставили бы, то ответ, ни не предоставили бы. Потому что у нас тысячи заявок с просьбой помочь с приобретением авто для фронта", – прокомментировал ситуацию председатель БФ Денис Долинский.
Обоснованность подозрений подтвердил Шевченковский районный суд Киева. Как писало издание "Закон и бизнес", он обязал ГБР зарегистрировать новое уголовное производство по Виталию Шабунину по нескольким статьям УКУ. Среди них и незаконное использование гуманитарной помощи, благотворительных пожертвований или безвозмездной помощи.
Со своей стороны Виталий Шабунин все обвинения отверг, назвав это попыткой политического давления на себя со стороны замглавы Офиса президента Олега Татарова. При этом он продолжает настаивать на том, что являлся военнослужащим, ведь добровольно мобилизовался 25 февраля 2022 года. Себе в заслугу Шабунин ставит тот факт, что мог бы этого не делать, ведь имеет "законные основания", чтобы не служить. По крайней мере, об этом он сообщил следователю . По его словам, он мечтал о карьере военного по примеру деда, в 7-8 классе мечтал о спецвойске. Но получил справку о непригодности к военной службе по состоянию здоровья из-за родинок на теле и онкологических заболеваний в семейном анамнезе.
Можно предположить, что это "политическое преследование" выглядит несколько странно. Есть немало противоречивых свидетельств и сомнительных фактов, которые, по меньшей мере, правоохранителям следовало бы проверить и расследовать. Впрочем, они ограничиваются только уголовными производствами, стопка которых растет, но к реальным действиям не приводит. Можно предположить, что любой другой человек, заподозренный в фиктивном несении службы, получении зарплаты и боевых, присвоении гуманитарной помощи уже давно оказался бы за решеткой. Только не Виталий Шабунин, преследуемый якобы по личному указанию Олега Татарова, которому приписывают кураторство всей правоохранительной системой. Эта версия выглядит нелогичной – ведь признаков покровительства в ней больше, чем политический заказ. И это ставит перед ДБР новые задачи – не только довести дело до конца и предоставить суду все необходимые доказательства, но и установить имена покрывающих антикоррупционера.
Кроме криминального в этом кейсе есть и моральный аспект. Независимые и неангажированные общественные активисты, которые являются столбом гражданского общества, движущей силой и безусловным авторитетом среди граждан, должны быть образцом соблюдения закона. Требуя от чиновников не врать, честно заполнять декларации, не ездить на переданных иностранцами "гуманитарных" автомобилях, они, по меньшей мере, должны сами придерживаться этих правил. Нельзя днем бороться с коррупцией, а вечером наслаждаться ее плодами. Это не антикоррупционная, а такая же преступная деятельность.