Хэллоуин. Откуда пришел этот праздник и как его отмечают
В конце октября во многих странах Европы и в Северной Америке готовятся к Хэллоуину. И хотя считается, что этот праздник прославляет темные силы и потусторонний мир, на самом деле он веселый и карнавальный. Но эта карнавальность носит несколько специфический характер. Взрослые и дети надевают костюмы вампиров, ведьм, призраков и другой нечисти. А общественные пространства, рестораны и магазины украшают фонарями, вырезанными из тыкв, летучими мышами и пауками, в магазинах продают особые сладости.
Празднование Хэллоуина все больше распространяется и в Украине, но отношение к нему разное — от восторга от развлечений до осуждения «чужих традиций» и даже обвинения в сатанизме.
Как возник этот праздник и как его отмечают в мире?
Вечер накануне Дня всех святых
Современный Halloween/Хэллоуин — это вечер накануне Дня всех святых, который в западных странах отмечают 1 ноября. Время перед ним называли святым (holy) или освященным (hallowed) предвечерьем (evening или eve). Позже эти слова слились в одно — так и образовалось название Хэллоуин.
Что касается связи Хэллоуина с нечистью и потусторонним миром, то исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. По христианской версии происхождения празднования Хэллоуина, это сугубо христианский праздник, у которого со временем «отмерла» религиозная составляющая. Связь с потусторонним миром объясняется тем, что в римо-католицизме это — один из триады праздников, связанных с почитанием умерших: Хэллоуин (вечер 31 октября), День всех святых (1 ноября) и День всех душ (2 ноября), которые вместе называют на английском Allhallowtide. Причем День всех душ (англ. All Souls Day) почитает память христиан, которые пребывают не в аду, а в чистилище, поскольку умерли с меньшими грехами на душе. Считается, что молитвы верян на земле помогут очистить эти души, чтобы они могли попасть в Царство Божье.
Однако самой популярной является теория о том, что жуткая карнавальность Хэллоуина связана с влиянием языческого праздника древних кельтов с Британских островов, отмечавших в этот день Самайн. Поскольку два праздника совпали по дате, они, вероятно, повлияли друг на друга. Есть предположение, что римско-католическая церковь намеренно перенесла День всех святых на дату Самайна, чтобы вытеснить последний. Такие слияния являются неединичными в истории как Западной, так и Восточной Церкви.
Гоблин на каждой ограде
Так что же с кельтскими корнями праздника? Сейчас кельтскими народами считаются ирландцы, шотландцы, валлийцы, корнцы и мэнцы Британских островов, а также бретонцы Бретани, которая во Франции. Но в древние времена почти вся Западная Европа от Британских островов до Карпатских гор, за исключением Средиземноморья, была кельтской. Жили кельты и на территориях современной Украины — в Закарпатье и, возможно, Крыму. Но история была немилосердной к ним, и постепенно их вытесняли и ассимилировали другие народы. Так происходило, пока кельтов не оттеснили на самый запад Европы, где им удалось сохранить аутентичную культуру и древние обычаи. Некоторые из современных кельтских народов утратили свои языки и пытаются их воссоздать, а остальные, например, валлийцы, бретонцы и ирландцы, сохранили свой язык, хотя не всегда пользуются им активно.
В современном понимании Самайн знаменует начало кельтского года. В разных кельтских языках название праздника связано со словом «лето», ведь оно завершает летний период перед началом холодной темной зимы. Самайн также был праздником окончания сельскохозяйственного года, когда скот возвращался с летних пастбищ. Скот сортировали, решая, какой останется до весны, а какой забьют, чтобы обеспечить себя едой на зиму. Вероятно, проходили и разные жертвоприношения, может, даже человеческие (намеки на это есть в древней ирландской литературе). В Ирландии также считалось, что в Самайн умирают те, кто нарушил гейс — особое магическое табу, игнорирование которого приводило к катастрофическим последствиям и в конце концов к смерти. То есть смерть и страх, который она вызывает, сопровождали праздник с древних времен.
Вечер накануне Самайна, ставшего сейчас Хэллоуином, был временем, когда границы между миром людей и Иномиром/потусторонним миром становились прозрачными. Именно в дни Самайна происходили магические события и можно было встретить сверхъестественных существ. Умершие на некоторое время возвращались в мир живых, фейри, разные демоны и ведьмы беспрепятственно проникали в мир людей и вызывали хаос. У валлийцев даже есть пословица, что в Хэллоуин «гоблин сидит на каждой ограде».
Тайны Иномира
Но особенно выразительно эти представления об Иномире воплотились в ирландской традиции. Когда Туата де Даннан (Tuatha Dé Danann), племена богини Дану, которые были богами или магической расой, населявшей Ирландию до прихода людей, проиграли людям (сыновьям Миля) битву за Ирландию, они создали нечто вроде магического занавеса, разделившего Ирландию на две параллельные страны: Ирландию людей и Ирландию тех, кого более поздняя традиция определяет как сидов или ши (на ирландском — sidhe). Сидом стали называть и сам Иномир, где, считается, и по сей день живет эта магическая раса. Этот Иномир расположен под холмами или древними курганами, но это не темное подземелье, а прекрасная лучезарная страна, параллельная Ирландия старых богов. Но смертным вход в Сид запрещен, если только сами сиды не решили похитить или заманить человека в свои владения.
Но в определенные периоды, и особенно в Самайн, занавес между миром людей и Сидом утончается. И тогда действие нормальных законов вселенной приостанавливается, барьеры между естественным и сверхъестественным временно снимаются. Сид открывается, в мир людей выезжают его жители в пышных процессиях или как Дикие Ловцы (группа злых духов и призраков, летающих в небе во время зимних ураганов). А духи умерших свободно передвигаются среди людей и вмешиваются в их дела, как им захочется. И наоборот, именно в это время Сид самый доступный для тех смертных, которые решаются пересечь границу между мирами. В древних ирландских сагах и более поздней фольклорной традиции именно в Самайн происходили важные события и умирали великие короли и герои, иногда в рамках тщательно продуманного сценария, напоминающего ритуал.
Маски, костер и банкеты
Но Самайн — это время не только вмешательства сверхъестественного в жизнь смертных, но и неудержимого веселья и пиршеств (которые могут посетить сиды). В разных частях кельтского мира были свои традиции отмечания древнего праздника. И почти везде зажигали большие костры, чтобы отогнать тьму и злых духов, люди переодевались в странные костюмы и маски, словно превращаясь в фейри или других потусторонних существ, и ходили от дома к дому, выпрашивая сладости и в шутку угрожая жителям неприятностями, если их требования не будут удовлетворены. Также вырезали фонарики из корнеплодов, например, из репы или брюквы, которые позже заменили тыквой, из которой сейчас изготавливают знаменитые jack-o'-lanterns, ставшие, наверное, самым узнаваемым символом Хэллоуина.
История этого особого фонарика связана с ирландской легендой о Скупом Джеке, несколько раз обманувшем дьявола, заставляя его превращаться в монету, чтобы заплатить за выпивку в кабаке. В конце концов, Джек даже смог заключить с дьяволом договор, что после смерти тот не заберет его душу. Но Бог, по понятным причинам, не захотел принять душу Джека. Дьявол также сдержал свою часть договора и не пустил Джека в ад. Вместо этого он отправил душу обманщика обратно в мир людей вечно блуждать в ночной тьме. Дал ему лишь раскаленный уголек, чтобы освещать путь. Джек положил его в резную репу и так и блуждает по миру со своим фонариком.
Сейчас Самайн/Хэллоуин празднуют как кельтские, так и другие неоязычники, а также современные ведьмы, исповедующие альтернативную религию Викка. Для них, да и просто для людей, симпатизирующих кельтской культуре, Хэллоуин неразрывно связан с жуткой мифологией Самайна, Дикими Ловцами, вмешательством фейри в мир людей, каким бы современным конструктом это все ни казалось придирчивым историкам и антропологам. Поэтому в англоязычных источниках вы довольно часто можете столкнуться с версией происхождения Хэллоуина именно от языческого Самайна.
«Сладости или жизнь»
Хэллоуин как современный праздник окончательно сформировался в Северной Америке, но опять не без кельтского влияния. Его принесли туда в середине XIX века ирландские иммигранты, массово переезжавшие в Соединенные Штаты, чтобы спастись от страшного Картофельного голода.
Например, специфическое Хэллоуинское «колядование» trick or treat («сладости или жизнь»), когда дети надевают костюмы ведьм, вампиров, призраков и других «страшных» созданий и выпрашивают сладости у соседей, стало популярным в Соединенных Штатах в начале ХХ века, когда ирландские и шотландские общины возродили старинный обычай guising — переодевание в странные костюмы, чтобы напугать соседей или наоборот — рассказать им шутку, продекламировать стих или еще как-то развлечь в обмен на сладости. С 1950-х «сладости или жизнь» стало одним из самых популярных развлечений на Хэллоуин, поэтому сейчас это праздник бьет рекорды по продаже сладостей в США. Детям уже даже не нужно выпрашивать вкусняшки — иногда их просто оставляют у входа в дом, который украшают хэллоуинскими декорациями и фонариками. И хотя взрослые нечасто прибегают к выпрашиванию сладостей на Хэллоуин, довольно популярна практика переодевания в странные, страшные или даже слишком откровенные костюмы, многие из которых происходят уже не из древних традиций, а из современного готического и хоррор-кинематографа (например зомби, мумии, монстр Франкенштейна, представители семейки Адамс или мертвая невеста из мультфильма Тима Бертона). И в ночь с 31 октября на 1 ноября мы можем встретить таких ряженых не только на хэллоуинских вечеринках, но и просто на улице. Иногда они даже могут попытаться нас напугать.
Если же вы не хотите прибегать к хэллоуинских развлечениям, то вечером 31 октября можно посмотреть замечательный анимационный фильм ирландского режиссера-аниматора Томма Мура «Песня моря», основное действие которого происходит именно в ночь Хэллоуина/Самайна, когда граница между мирами людей и фейри исчезает. И хотя этот фильм был создан для детей, взрослые тоже будут очарованы удивительной поэзией ирландского фольклора и смогут почувствовать магию древнего кельтского праздника.