Украинская актриса театра и кино Олеся Жураковская возглавляет Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра в течение двух лет. В интервью "Апострофу Lime" Олеся рассказала, как изменился театр во время войны, вспомнила свои знаковые роли и ответила на вопрос о хейте певцов и актеров.
Солист Imagine Dragons поднял флаг Украины на концерте в Лос-Анджелесе.
- Олеся, возглавить театр в экстремальное время – настоящий вызов. Став руководителем после увольнения Стаса Жиркова, в период военного положения, на какие преобразования Вы решились прежде всего? Как изменился театр "звезд" спустя два года?
– То, что я возглавила театр в 2023 году, стало для меня непростым моментом, но большинство работников театра меня поддержали. Я поняла, что нужно брать ответственность, независимо от того, хочу или нет. Рядом со мной Тамара Трунова сейчас, как и тогда, я получаю колоссальную поддержку коллектива. Спустя два года мы стали еще ближе друг к другу, прилагаем максимум усилий, чтобы людям в театре было интересно, много работаем над инклюзивностью пространства и т.д. Мы расширили репертуар, позаботившись о спектаклях для детей, для семейного просмотра, воплотили на сцене мировую франшизу.
За два года - большое количество премьер, фестивалей, гастролей. Театр был перед определенными вызовами, как и наше общество в целом. Я мечтала поставить во время войны франшизу – "З цим спектаклем щось не так". И нам это удалось. Это был переломный момент, потому что все понимали, как это сложно. Я сыграла подряд 16 спектаклей на выезде, чтобы заработать деньги на этот спектакль. Прежде всего, я выехала на гастроли со своим моноспектаклем "Усі найкращі речі", который поставила Тамара Трунова, и спектаклем "Корсиканка" Алексея Лисовца, которая уже 21 год идет в театре. "Усі найкращі речі" - уникальный спектакль, он отозвался в сердцах многих людей, которые имели подобный опыт. Меня поразила реакция одной девочки, написавшей, что после просмотра спектакля она начала вести список лучших вещей. И первый пункт в ее списке – ходить в театр.
Владимир Ярославский честно ответил, был ли у него роман с Ольгой Мартыновской.
– Сейчас очень часто художественные рефлексии в театрах связаны с войной. Как считаете, почему в этом контексте так важен именно интерактивный театр, который очень популярен в Европе?
- В интерактивности есть терапевтическая составляющая. И мы таким образом социализируем людей, учимся слышать друг друга. Интерактивный театр в этом смысле – лучшее, что может быть. Как способ общения, как способ поговорить о наболевшем. Например, спектакль "Усі найкращі речі", который полностью интерактивен, он очень хорошо прижился в нашем пространстве.
- По Вашему мнению, украинское театральное искусство 2000-х, 2014 и нынешнее – это разные вещи? Как он эволюционировал?
- Театральное искусство, скорее, у кого-то трансформировалось, а у кого-то – нет. Некоторые как играли среднестатистическое, так и играют. Многие боятся потерять зрителя, который традиционно ходит в театр. Относительно нашего театра, то мы любим работать с современными формами и драматургией. У нас широкий спектр представлений на разный вкус. Мы сохранили "Корсиканку" Алексея Лисовца, которая архаична по форме, но по смыслу очень актуальна. Мы много экспериментируем, рефлексируем на трудные события, в которых находимся. Спектакль Тамары Труновой "Ha*l*t" - это документальное представление, полностью построенное на опыте войны наших актеров, которые в нем играют. Важно и то, что мы делаем фестиваль новой режиссуры "Митниця", не ограничиваем какими-то рамками участников, это тоже, кстати, прогресс, заявок все больше и больше. Мы даем возможность зайти на нашу площадку талантливым людям. С одной стороны война – это время ужасающих испытаний, а с другой – это время мечтать.
Певица Марина Круть рассказала, как из-за ошибки соседки на всю жизнь осталась со шрамами.
- Сейчас многие актеры воюют или занимаются волонтерством. Расскажите, как Ваш театр задействован в этом процессе…
– У нас очень сознательный коллектив. После полномасштабного вторжения пошли служить добровольцами четырнадцать человек, один работник, а именно Олег Остропольский, погиб. Мы помогаем многим бригадам, проводим благотворительные ярмарки и спектакли. Я же много лет занимаюсь домом ветеранов сцены. Мы должны быть образцом для общества в вопросах, как мы относимся к юным и пожилым людям. Кстати, еще с 2014 года я предложила поддерживать военных, которые лежали в центральном госпитале, и с тех пор мы начали приглашать в наш театр военных, волонтеров на бесплатные представления. Мы предоставляем свою площадку для работы театрам, которые находятся в прифронтовой зоне. У нас работал Харьков, Мариуполь, Днепр, также мы сотрудничаем с Театром Ветеранов.
- Из-за войны украинские артисты, в свое время зарабатывавшие деньги в России, массово попали под волну хейта. И речь идет прежде всего о певцах. Украинских актеров как-то это меньше задело. Как считаете – почему?
– Традиционно украинские актеры всегда были на периферии и не получали таких больших гонораров, как певцы. Где вы видели афиши с лицами украинских актеров, развешанные по всей России или рекламу, которая светилась бы на всех телеканалах. Этого не было, потому сейчас соответственно и такая реакция. Меньше денег – меньше хейта, все закономерно.
- Как-то Вы сказали, что во время войны все должно быть черно-белым, говоря о ценностях и обо всем, что может связывать людей со страной-агрессором. После полномасштабного вторжения Вы общаетесь с родственниками, друзьями и коллегами из России? Если не ошибаюсь, у Вас там крестник…
– У меня в России остались единицы, с кем можно поговорить о ситуации в Украине. Это те люди, с которыми представление о черном и белом полностью совпадает. Это исключения.
"5-6 клиентов в день": дочь Оли Поляковой рассказала, сколько зарабатывает на Таро.
- Глядя на Ваших киногероинь, иногда создается впечатление, что стирается граница между Вами и сыгранными персонажами ("Донбас" , "Мама" , "Кріпосна"). Как Вам удается улавливать тональность героев, очень близких рядовому человеку?
– Я много общаюсь с людьми, люблю людей. И стараюсь быть честной, когда делаю свою работу. А то, что это имеет такой отзыв, меня как актрису очень радует. К примеру, фильм "Мама" показателен в этом смысле. Когда в начале войны я полтора месяца сидела со своей семьей в подвале, мне приходило много видео от людей, которые в подвалах смотрели это кино. Меня это поразило. Наверное, мы помогали им поплакать и пережить происходящий ужас. Какие-то сцены просто разобрали на маленькие видео.
– Какую роль в театре и в кино Вы считаете знаковой?
– Даже не могу сказать. "Корсиканку" я играю 21 год – наверное, она знаковая, потому что это большая часть моей жизни. Какие-то театральные роли жили недолго, но это был вызов, интересный из-за нестандартной формы. Скажем, философский спектакль "Торговцы резиной" Алексея Лисовца, который имел очень сложный текст. Спектакль "Море, ніч, свічки" Эдуарда Мытницкого – это была первая работа с ним, а я хотела только в этом театре работать. Она знаковая? Конечно, знаковая. Я когда получила роль, то почувствовала себя дома в этом театре. В кино также были какие-то работы развлекательного жанра, но они были знаковыми в том смысле, что меня начали узнавать и я смогла наконец-то выбирать то, что хочу.
Вырвался из оккупации, снимается в кино: как сейчас живет ведущий "ВусоЛапоХвіст" Александр Ярема.
- По Вашему мнению, что будет после войны с кинопроизводством? Отойдет ли на второй план "мыльное производство", цель которого – прежде всего заработок денег?
– Нам есть что сказать миру. В качестве примера "20 днів в Маріуполі" Мстислава Чернова. У нас очень сильная документалистика, ужасные времена побуждают к этому. Это должно повлиять и на кинопроизводство в целом, нам есть что рассказать о героях, держащих небо над нами, и об обычных людях, и о человеческих ценностях. Денег будет, конечно, немного на все это, но нужно думать о том, как привлекать частные средства, сотрудничать с международными донорами. Надо мотивировать власть думать над законодательством, чтобы люди не были в ловушке, когда берутся за работу. А что касается "мыльного производства", то оно всегда будет востребовано в обществе. Но я надеюсь на развитие качественной киноиндустрии. Как бы странно ни звучало, но в переломные моменты формируются новые смыслы и рождается настоящее искусство. К примеру, итальянский неореализм как важное направление для мирового кино, появился после Второй мировой войны.
- По каким принципам следует оценивать сценарии о войне?
– Здесь так много составляющих, мне трудно говорить об этом как актрисе. Часто мы вкладываемся в работу, а вконце понимаешь – что-то не получилось. Важно то, что человеческий опыт никогда не будет совпадать. И вкусы у людей разные, поэтому всегда будет дискуссия, если речь идет о том или ином сценарии. И это нормально, ведь мы демократическое общество.
– Как оцениваете актерские способности Елены Кравец? По-вашему, она талантливая актриса?
– Я же не комиссия, чтобы оценивать работу Елены Кравец. Нет, не буду отвечать на этот вопрос.
- Назовите топ-3 украинских актеров театра? А топ-3 актрис? А кино/сериалов?
- У нас не три, а гораздо больше актеров и индивидуальности настолько разные, что здесь не может быть какой-то шкалы или стандарта. Я очень уважаю своих коллег и с удовольствием смотрю фильмы, спектакли и радуюсь, когда вижу качественную работу. Даже у нас в театре больше трех, понимаете? У меня вот перед глазами доска, где вся моя труппа. Они все талантливы.