Внешняя политика США, поддержка Украины и окончание войны: что украинские эксперты говорят о президентстве Трампа
Дональд Трамп выиграл президентские выборы США и возвращается в Белый дом, с чем его еще накануне поздравили мировые лидеры, а также пока действующий президент Джо Байден и кандидатка от демократов Камала Харрис. ZN.UA спросило украинских экспертов, что означает, в том числе и для Украины, победа Трампа в президентской гонке.
Экс-посол Украины в Соединенных Штатах Олег Шамшур пояснил, что успех «системы» Дональда Трампа отражает политическую, социальную и культурную поляризацию американского общества на основе глубоких социально-экономических сдвигов. По его словам, базой для политической карьеры победителя стало то, что он достаточно рано смог правильно понять настроения неуверенности и даже страха своего электората, состоящего из низших категорий среднего класса.
В то же время Шамшур отметил, что, вероятно, уже скоро после инаугурации Трампа, которая состоится 20 января 2025 года, станет ясно, действительно ли программа новой каденции республиканца будет определяться ультраконсервативными и авторитарными идеями. И если да, то существенным будет то, насколько эффективно демократические институции США смогут противостоять авторитарным импульсам нового президента.
Трамп и отношения с Украиной
Эксперт Центра оборонных стратегий Александр Хара считает, что Украина должна разработать новую стратегию для работы с администрацией Дональда Трампа. При этом он отмечает, что теперь для Украины хоть есть большие риски, но есть и возможности. Вовлечь в работу также нужно наших европейских друзей, которые имеют хорошие отношения с республиканцами в целом и Трампом в частности.
Посол Украины, председатель ОО «Центр новых решений» Константин Елисеев также отметил, что президенту Владимиру Зеленскому и его команде необходимо кардинально изменить дипломатическую тактику взаимодействия с администрацией президента США после победы Трампа на выборах. Также важно налаживать более тесные личностные отношения с новым главой Белого дома.
В то время как еще один бывший посол Украины в США Валерий Чалый заявил, что наше государство должно сначала продлить и выполнить все договоренности, достигнутые с администрацией Джо Байдена, которая еще до 20 января будет работать. И самыми важными он назвал те, которые касаются поставок оружия.
Что касается отношений с администрацией Трампа, то дипломат считает, что Киев должен создать целый координационный механизм во главе с президентом. А дальше должна происходить очень эффективная координация на других уровнях американского направления. При этом работа должна вестись по разным направлениям.
По словам же Олега Шамшура, во многом отношения Украины с Трампом и его командой будут зависеть от того, готова ли украинская сторона предлагать свои варианты решения проблем и усилить внутреннюю составляющую «плана победы». Также с повестки дня двусторонних отношений никуда не исчезнет проблематика реформ, прежде всего, борьбы с коррупцией.
В то же время основательница и директор Центра «Новая Европа», внештатный старший аналитик Евразийского Центра Atlantic Council Алена Гетьманчук отметила, что вопрос демократических реформ и соблюдения антикоррупционной стратегии в деятельности украинских властей будет не столь важен для администрации следующего президента США Дональда Трампа. Однако с помощью этих вопросов можно будет хорошо манипулировать.
По мнению бывшего главы МИД Украины Павла Климкина, отношения между Киевом и Вашингтоном теперь будут более сконцентрированы на интересах, но они не станут менее стратегическими. Он указал, что геополитика в будущем для Украины будет еще важнее, чем во времена администрации Байдена, а Киев окажется на своеобразном минном поле, ведь и военная, и финансовая помощь США будут зависеть от политических шагов украинской власти.
Завершение войны в Украине, оказание помощи и вступление в НАТО
По мнению Александра Хары, Трамп попытается наскоком решить вопрос войны в Украине. Однако учитывая всю сложность ситуации, решить ее таким способом невозможно. Да и вообще, по словам Хари, Трампу еще не удалось разрешить никакого конфликта.
В свою очередь Валерий Чалый считает ошибочным ожидание того, что смена администраций или президентов – достаточное условие для остановки войны или решения вопроса мира. А тех, кто критикует Трампа за слова о завершении войны через 24 часа, Чалый призвал не воспринимать это буквально. Дипломат подчеркнул, что уже сидящий в своем кабинете президент и кандидат в президенты — это люди, которые имеют разные позиции.
По мнению Шамшура, Дональд Трамп сделает все возможное, чтобы завершить войну в Украине при любых условиях. При этом новый президент не займется ни проблемами украинцев, ни соображениями долгосрочной стратегии. Таким образом, по словам эксперта, возвращение Трампа в Белый дом создает для Украины реальные риски. В частности, республиканец не верит в возможность победы Украины и не будет прилагать усилия для ее достижения.
В то же время, и Шамшур, и Хара считают, что не стоит исключать и противоположного. То есть существует шанс, чтобы не выглядеть слабым, «приспешником Путина» и т.п. Трамп может все же оказаться более действенным, чем все того ожидают.
По мнению Климкина, Украину, скорее всего, ожидает давление в связи с публичной позицией Дональда Трампа относительно эскалации. Но то, что он считает завершением войны, действительно будет паузой. И сам республиканец, считает экс-глава МИД, тоже это быстро поймет.
Климкин добавил, что Трамп, как человек с бизнес-ментальностью, будет пытаться искать компромиссы. И это будет происходить как за наш счет, так и не только. Украине нужно будет искать очень непростые решения, и перед нами предстанут непростые ситуации выбора.
В то время как бывший министр иностранных дел Вадим Пристайко считает, что отношения между Киевом и новой администрацией Белого дома могут быть еще лучше, чем сейчас. По его мнению, Трамп был гораздо более решительным в вопросе предоставления Украине военной помощи, чем демократические правительства до и после него.
Правда, Гетманчук отметила, что надлежащее использование американской помощи однозначно остается принципиальным и приоритетным для республиканцев в контексте антикоррупции. Потому, по ее словам, если хотя бы один цент исчезнет, это будет конец поддержки республиканцами Украины.
Что же касается стремления нашего государства стать членом НАТО, то, по мнению Пристайко, при президентстве Трампа это будет труднее сделать, чем при президентстве Байдена. Несмотря на это, по словам дипломата, НАТО – это, в первую очередь, политическая организация, где преобладают политические решения. По его словам, наше упрямство в отстаивании наших собственных интересов это главный рычаг. А главным аргументом является то, что Украина может «способствовать безопасности в Североатлантическом регионе» и «разделяет принципы блока».
В свою очередь Елисеев заметил, что Трамп всегда был ориентирован на бизнес и его интересует, как тот или иной инструмент будет выгоден США. Поэтому когда Украина будет настаивать на разных вещах, как поддержка, оружие или приглашение в НАТО, нужно будет объяснять не столько, почему это важно для Украины, а почему это выгодно для Соединенных Штатов и народа США.
Трамп и внешняя политика
Олег Шамшур считает, что сейчас ответ на вопрос, какой будет внешняя политика администрации Трампа, может быть лишь весьма приблизительным. Пытаясь очертить контуры внешней политики новой администрации, следует учитывать, что новому руководителю Белого дома характерна склонность руководствоваться эмоциями, своими личными предпочтениями и интуицией в процессе принятия решений, часто не принимая во внимание мнения экспертов. И сейчас это будет иметь гораздо больший вес, чем при первой каденции Трампа. В то же время, по его словам, для общей характеристики внешней политики все чаще используется лозунг «Мир благодаря силе».
Внешняя политика США, по словам Шамшура, будет оставаться китаецентрической, но жестче, чем при Байдене. Главным направлением ближневосточной политики определяется максимальное давление на Иран. В то же время, по словам эксперта, очень важный, в частности для Украины, сюжет заключается в том, как будут развиваться трансатлантические отношения.
В контексте партнерства в рамках НАТО Пристайко выразил мнение, что от ожидаемой непредсказуемости администрации Трампа меньше всего пострадают отношения США и Британии.
В свою очередь Климкин отметил, что Трамп последовательно негативно относится к Ирану, Северной Корее, а также Китаю и это будет иметь последствия. Поэтому для России, по словам эксминистра, держать партнерство с Китаем будет сложно. И это будет одним из вызовов для будущей администрации – разорвать эту связь между РФ и КНР.
В то время как Елисеев убежден, что от Трампа следует ожидать попыток найти новый баланс в отношениях с Россией. В случае с Ираном он также отметил, что новый президент США недолюбливает эту страну. Во взаимоотношениях с Европой, по прогнозу Елисеева, следует ожидать торговых войн и противостояния в области экономики.
Дипломат прогнозирует, что Трамп, вероятно, будет распределять ответственность США с другими партнерами, а на изменение «политики дружбы», то есть порядка, основанного на правилах, придет политика свободы, основанная на договоренностях и ответственности сторон.