Россия получает 12 миллиардов долларов за счет Украины. Пришло время это остановить
Несмотря на третий год полномасштабной войны, через Украину все еще проходит транзитом приблизительно 14,5 млн тонн нефти и 15 млрд кубометров российского газа в год. Это ежегодно приносит РФ до 12 млрд долл. США, которые потом возвращаются в Украину в виде воздушных атак ударными дронами и ракетами, а с недавнего времени — и северокорейских наемников. На следующий год военный бюджет РФ запланирован в размере почти 130 млрд долл. А доходы от экспорта энергоносителей — один из основных источников наполнения российского бюджета. Поэтому нанесение удара по экспортным доходам РФ является важным направлением нашей борьбы за существование в войне геноцидного типа, развязанной Кремлем. Не пора ли полностью прекратить содействие с нашей стороны экспорту российских углеводородов транзитом через Украину?
Транзит нефти
Исторически Россия транзитировала по Украине нефть через южную ветку нефтепровода «Дружба» в страны Восточной Европы — Венгрию, Словакию и Чехию. Нефтепровод эксплуатирует государственная компания «Укртранснафта», входящая в группу «Нафтогаз Украины». В последние годы через него ежегодно прокачивается 14,5 млн тонн нефти, приносящей российским компаниям около 6 млрд долл. экспортных доходов. «Укртранснафта» же получала за транзит ориентировочно 165 млн долл. в год, а после повышения тарифа в 2023-м сейчас это составляет примерно 240 млн долл., что почти в 25 раз (!) меньше, чем получают российские компании от продажи указанных объемов нефти.
Европейский Союз еще с 5 декабря 2022 года ввел санкции и запретил импорт в ЕС нефти российского происхождения. Но некоторые страны ЕС получили временно исключение из санкций из-за якобы отсутствия у них альтернативных маршрутов поставок нефти. В первую очередь это касалось Венгрии, Словакии и Чехии. Большинство стран ЕС с 2022 года не теряли времени и активно работали над развитием альтернативных маршрутов. Прежде всего от российской нефти отказались Польша и Германия, которые раньше получали ее через северную ветку нефтепровода «Дружба», а затем начали импортировать нефть через собственные терминалы на Балтике. Чехия сразу заявила об отказе от российской нефти с 2025 года после многолетних переговоров и согласований с акционерами Трансальпийского нефтепровода, берущего начало в итальянском порту Триест.
Только венгерская компания MOL, которая владеет нефтеперерабатывающими заводами в Венгрии и Словакии, получающими российскую нефть через южную ветку «Дружбы», саботировала меры по диверсификации маршрутов поставок нефти и яростно защищает продолжение импорта российской нефти через Украину. Все это делалось вопреки существующей возможности получать нефть со средиземноморского рынка через хорватский терминал «Омишаль» и трубопровод «Адрия», мощности которого MOL расширила еще в 2015 году.
Для Украины нефтепровод «Дружба» никоим образом не влияет на работу местной нефтяной отрасли, потому что является исключительно транзитным, и для транспортировки нефти украинской добычи он не используется. Более того, для транспортировки нефти в нем применяются электроприводные насосы, для работы которых используется украинская дефицитная электрическая энергия, которая очень необходима для потребностей населения и критических предприятий Украины.
В июне 2024 года Украина попыталась ввести санкции против транзита нефти российского добытчика «Лукойл», но венгерская компания MOL быстро обошла их, просто начав покупать российскую нефть на границе Украины с Беларусью, а дальше ее транспортировать по Украине уже как венгерскую. По непонятной причине украинское правительство не приняло дополнительных мер против такого способа обойти эти избирательные санкции, поэтому транзит российской нефти продолжается в полном объеме. На протяжении последнего года Силы обороны Украины постоянно пытаются поражать российские нефтеперерабатывающие заводы, но при этом почему-то не используется возможность нанести ущерб российской нефтяной отрасли на 6 млрд долл. ежегодно путем введения санкций на транзит нефти.
Несмотря на манипулятивные заявления некоторых «экспертов», что Украина не может прекратить транзит нефти, потому что критически зависит от импорта горючего из Венгрии и Словакии, факты говорят совсем о другом. Согласно информации от Enkorr, доля импорта дизельного топлива из Словакии в сентябре 2024 года составляла всего 6%. К тому же рынок топлива в Европе высоколиквидный и конкурентный, поэтому Украина может без больших проблем легко заместить объемы импорта с венгерских и словацких заводов поставками альтернативных производителей. Логистические возможности это позволяют.
С учетом вышеизложенного во время войны за существование государства нет никаких разумных технических или экономических аргументов для Украины продолжать транзит российской нефти в Венгрию и Словакию. Прекращение транзита нефти отвечает духу санкций ЕС и не создает критических рисков для Украины, вместе с тем это позволит лишить Россию дохода в размере 6 млрд долл. ежегодно.
Транзит газа
В свое время Украина была основным маршрутом поставок российского газа в Европу с общей мощностью транзита в 145 млрд кубометров в год. Сейчас транзит сократился на 90%, до 14,5 млрд кубометров в год, но продажа газа через Украину все еще приносит «Газпрому» ежегодно около 6 млрд долл. Основными получателями газа через Украину являются Австрия, Словакия и Италия.
К сожалению, ЕС так и не сумел принять газовый санкционный пакет. В основном из-за категорической позиции Венгрии и Словакии. Но даже без санкций Европа смогла сократить импорт российского газа почти втрое. Сейчас доля российского газа (по трубопроводам через Турцию и Украину) с учетом СПГ составляет только 15% от общего импорта ЕС. Доля газа, идущего через Украину, составляет 4%, поэтому прекращение транзита уже не окажет значительного влияния на цены газа в ЕС и не создаст риски для энергетической безопасности.
Часто можно услышать ложные утверждения, что ЕС просит Украину продолжить транзит газа. На самом деле позиция Брюсселя противоположна. Напомним, что еще в 2022-м Европа утвердила цель к 2027 году прекратить импорт российских энергоносителей. Кроме того, руководство Европейской комиссии неоднократно заявляло, что не будет участвовать в каких-либо трехсторонних переговорах по продолжению транзита российского газа, а также не будет осуществлять какое-либо давление на Украину по этому поводу. Недавно еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила: «Мы остаемся полностью преданными завершению постепенного отказа от российского газа, что можно сделать, не ставя под сомнение энергетическую безопасность снабжения Европы. Как первый шаг, вместе с государствами-членами мы готовились к окончанию срока действия соглашения о транзите газа через Украину. Мы это делали уже несколько месяцев. Мы начали готовиться два года назад».
Кандидат в еврокомиссары по энергетике Дэн Йоргенсен также подтвердил планы отказаться от российского газа, если его изберут на должность, где он «планирует предложить дорожную карту для постепенного прекращения поставок российской энергии раз и навсегда». Директор секретариата Энергетического сообщества Артур Лорковский также заявил, что транзит газа — «это суверенное решение правительства Украины, и секретариат поддержит любое решение, которое Украина примет по этому поводу».
Стоит отметить, что все страны, которые сейчас получают российский газ через Украину, имеют возможность закупить необходимые объемы газа из альтернативных источников. Италия еще весной 2024 года заявила о готовности полностью отказаться от российского газа и даже поддержала введение санкций на российский СПГ. Руководитель австрийской OMV заявил, что «компания полностью готова заменить российский трубопроводный газ, который поставляется через Украину, если Киев не продолжит свое транзитное соглашение с Москвой, когда оно закончится в этом году».
Поэтому фактически единственными лоббистами продолжения транзита газа через Украину являются Словакия и Венгрия, хотя последняя еще с 2021 года получает российский газ не через Украину, а через «Турецкий поток». Пророссийское правительство Словакии во главе с Робертом Фицо хочет не только сохранить эксклюзивную возможность покупать дешевый российский газ и перепродавать его другим странам, а также продолжить получать значительный доход от транзита российского газа в Австрию и другие страны, который оценивается в 1 млрд долл. Но такой эгоистический подход двух стран ЕС сильно раздражает другие европейские государства и подрывает единство и солидарность ЕС.
А каковы же интересы Украины? Ежегодно Украина получает за транзит газа около 800 млн долл., что составляет всего 0,46% от ВВП. Значительная часть этих средств используется для обеспечения самого транзита — на закупку топливного газа, на зарплату сотрудникам, на техническое обслуживание оборудования и прочее. Поэтому в бюджет в виде налогов и дивидендов доходит лишь незначительная часть транзитных платежей.
Мифы о транзите
Часто псевдоэксперты спекулируют рядом мифов. Рассмотрим их.
«Без транзита цена газа для украинцев вырастет в несколько раз».
На прошлой неделе Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, обнародовала проект тарифов «Оператора ГТС Украины» на 2025–2029 годы, которые не включают доходы от транзита. При этом предполагается повышение тарифов для внутренних потребителей, но оно может привести к росту рыночной цены на газ всего лишь на 5% (0,7 грн/кубометр при рыночной цене 14,5 грн/кубометр). Для населения цена газа вообще пока не изменится, потому что тариф на транспортировку уже включен в его конечную цену — 7,96 грн/кубометр. Но даже при корректировке цены газа для населения из-за повышения тарифов ОГТСУ такая цена увеличилась бы только на 10% (0,7 грн/кубометр при нынешней цене в 7,96 грн/кубометр), а не в несколько раз, как говорят некоторые «эксперты». В любом случае надо искать возможности для снижения тарифов, внедрив новые услуги и оптимизировав избыточную инфраструктуру ГТС и ее затраты, а не пытаться компенсировать их доходами от транзита газа агрессора.
«Без транзита ГТС просто заржавеет и перестанет работать».
За последние 30 лет транзит через Украину сократился на 90%, но ГТС стабильно работает, потому что она используется для внутренней транспортировки газа — от добычи и импорта до потребителей и газовых хранилищ. Поэтому ГТС в любом случае нуждается в оптимизации, поскольку ее мощность в 145 млрд кубометров транзита уже давно не востребована. Наивно думать, что когда-то Украина сможет снова транспортировать большие объемы из России, особенно учитывая планы ЕС полностью отказаться от российского газа к 2027 году и общие планы «зеленого перехода», которые предусматривают полный отказ от ископаемого топлива. Поэтому украинская ГТС продолжит стабильно работать для обслуживания собственной добычи и потребления, а со временем сможет обеспечить и экспорт избыточной добычи газа, но ее оптимизация неизбежна.
«Без транзита в ГТС не будет достаточного давления, чтобы поставлять газ в отдаленные места».
РФ не создает в украинской ГТС давления, обеспечивающего транспортировку газа по всем газопроводам внутри страны. Да, транзитный газ с территории РФ заходит под некоторым давлением, но это касается сейчас только одного газопровода «Прогресс» (обозначен оранжевым на рисунке), и дальше на территории Украины используются наши собственные компрессорные станции (КС), которые перемещают этот газ к границе со Словакией. Для транспортировки же газа собственной добычи или из хранилищ к украинским потребителям используются совсем другие газопроводы, которые и обеспечивают транспортировку газа внутри Украины. КС обычно расположены на газопроводах через каждые 100−150 км, чтобы обеспечить постепенную прокачку газа. Но из-за значительного сокращения транзита и внутренней транспортировки почти 90% газоперекачивающих установок уже давно не работают. Более того, у добывающих предприятий и оператора хранилищ газа также есть свои компрессорные станции, которые обеспечивают необходимое давление в системе. Поэтому российское давление от транзита вообще не влияет на работу украинской ГТС.
«Без транзита нужно будет где-то взять 1 млрд кубометров буферного газа, постоянно находящегося в трубе».
Да, в ГТС постоянно находится около 1 млрд кубометров газа. Но этот газ является собственностью «Оператора ГТС», и любого другого буферного газа, тем более российского, в украинской ГТС нет. Даже в газопроводе, по которому сейчас происходит транзит. Так что это опять неправда.
«Если враг начнет атаку на ГТС, то Украина просто отправит транзитный российский газ в украинские города».
Эта идея не выдерживает никакой критики. Потому что как только Украина отберет газ из транзитного потока, то Россия и Словакия мгновенно обвинят Украину в краже газа, насчитают штрафные санкции и, главное, остановят транзит. Какой смысл им позволять нам отбирать транзитный газ, если их цель при атаках на ГТС — оставить Украину без газа?
«Без транзита враг начнет атаковать нашу ГТС, и тогда города останутся без газа для отопления».
Это, наверное, наиболее распространенный миф, на котором многие спекулируют.
Во-первых, транзит происходит почти в изолированном режиме только через газопровод «Прогресс», идущий от ГИС «Суджа» на границе с РФ к границе со Словакией. Поставки газа по этому газопроводу, например, в Киев или Одессу не происходят и не могут происходить. Газ в эти города поставляется по совсем другим газопроводам, которых у ОГТСУ почти 35 тыс. км. Да, в Киев газ поступает с нескольких направлений (помечены зеленым на карте): с запада и севера — от хранилищ газа и из импорта, с востока — из зоны отечественной газодобычи. Наша ГТС очень гибкая и разветвленная, и это позволяет транспортировать газ разными маршрутами. Поэтому транзит российского газа по газопроводу «Прогресс» вообще не влияет на внутреннюю транспортировку газа в города Украины.
Во-вторых, враг уже давно и активно атакует нашу ГТС. Только по подземным хранилищам газа (ПХГ) на западе Украины было более шести волн ракетных атак. Постоянно подвергаются атакам и газодобывающие предприятия.
В-третьих, если у врага будет цель погрузить украинцев в тьму и холод, то он это сделает и будет атаковать и электрические сети, а также ГТС, хранилища и ТЭЦ в городах.
И главное. Слепая вера в то, что россияне не будут атаковать ГТС, пока есть транзит, — это очень инфантильная позиция. Особенно если такая вера не подкреплена официальными договоренностями и гарантиями. Единственной действенной гарантией защиты ГТС является противовоздушная оборона и строительство защитных сооружений на важных КС, а также четкая позиция Украины, что при попытках атак на ГТС Украина мгновенно нанесет мощный удар по ГТС и ПХГ РФ, которых у нее значительно больше и расположены они в зоне достижимости ударными средствами Сил обороны Украины. Кроме того, дополнительным залогом удачного прохождения зимы являются достаточный запас газа в хранилищах и возможность оперативно импортировать дополнительные объемы газа из ЕС.
Об «азербайджанском» газе
Отдельно следует еще раз написать об идее транзита через Украину азербайджанского газа, которую продвигают не только в Братиславе и Баку, но и некоторые члены правительства и руководители украинских государственных нефтегазовых компаний. Правда в том, что у Азербайджана просто нет свободного собственного газа, чтобы заместить им российский газ, проходящий через Украину. Весь имеющийся газ уже экспортируется в Грузию, Турцию и ЕС. В 2023 году в ЕС (особенно в Италию) по маршруту TANAP—ТАР Азербайджан экспортировал 11,8 млрд кубометров. К 2027 году Азербайджан планирует постепенно увеличить поставки в ЕС до 20 млрд кубометров, потому что дальнейшее увеличение добычи требует времени и значительных инвестиций. Поэтому очевидно, что в 2025 году транзитом через Украину может транспортироваться исключительно российский газ, который будет замаскирован под азербайджанский путем составления какого-то коммерческого SWAP-контракта между российской и азербайджанской компаниями.
В эти дни мы увидели верхушку айсберга возможной будущей масштабной аферы — словацкая SPP и азербайджанский SOCAR подписали какой-то небольшой пробный контракт купли-продажи. Мол, хотят увидеть, как пойдет. Но словацкая компания при этом нарекает, что она потеряет 140 млн евро, если ей придется транспортировать газ по другому маршруту, а не по прямому, то есть через Украину.
Понятно, что по такой схеме финальным бенефициаром, который будет получать средства от продажи газа транзитом через Украину, останется Россия, а азербайджанская компания просто получит комиссию за свои посреднические услуги. Фактически Украине предлагают схему обхода санкций, которую раньше реализовала венгерская MOL с транзитом российской нефти, когда начала ее покупать на украинско-белорусской границе и дальше транспортировать через Украину как венгерскую нефть. Но зачем Украине помогать врагу получать миллиарды долларов от экспорта газа?
Кроме того, реализация в Украине такой схемы обхода санкций против РФ станет опасным прецедентом для правительств некоторых других стран. Например, ультраправые политики Германии уже начали призывать к возобновлению импорта энергоносителей из РФ. Поэтому по аналогии такой «азербайджанский» газ может пойти и в Германию через уцелевшую ветку «Северного потока-2».
Продолжение транзита нефти и газа при нынешних условиях не имеет никакого смысла для Украины, более того, противоречит ее государственным интересам, особенно во время войны. Единственными разумными условиями переговоров по продолжению транзита нефти и газа являются, как минимум:
— возврат Запорожской АЭС под контроль Украины;
— официальные обязательства РФ прекратить разрушение украинской энергетической инфраструктуры.
К сожалению, вряд ли Россия согласится на такое, потому что это противоречит ее цели создать невыносимые условия жизни для украинцев, чтобы принудить их к капитуляции. Поэтому и Украина не должна продолжать помогать россиянам ежегодно зарабатывать 12 млрд долл. на продаже нефти и газа транзитом через Украину.
Введение Украиной санкций на транзит нефти и газа российского происхождения не только позволило бы уменьшить экспортные доходы россиян на 12 млрд долл., но и было бы мощным сигналом для наших партнеров в ЕС, которые активно обсуждают вопрос включения в следующий пакет санкций ЕС также импорт в Евросоюз российского СПГ. Это стало бы ощутимым ударом по экономике РФ и уменьшило бы ее доходы от экспорта газа почти на 70%.
С учетом вышеизложенного ведущие украинские энергетические эксперты и общественные деятели создали петицию по введению санкций СНБО на транзит нефти и газа российского происхождения через Украину. Призываем поддержать и подписать петицию по ссылке: https://petition.president.gov.ua/petition/236328