С появлением ИИ у студентов нужно развивать эмоциональный интеллект – Ярошенко
Украинской системе образования нужно уже искать новые подходы к обучению, которые позволят использовать потенциал технологии искусственного интеллекта, но при этом заставлять учеников и студентов прибегать к собственному критическому мышлению, пишет руководитель центра наукометрии и цифровой поддержки исследований Национального университета «Киево-Могилянская академия» Татьяна Ярошенко в статье «Вызовы искусственного интеллекта для образования и науки».
Она отмечает, что недавно резонансная история произошла в Индии, где студент подал иск на университет из-за неучтенного экзамена, написанного с помощью искусственного интеллекта. Ключевым аргументом иска было - отсутствие в университете четких правил использования ИИ и возможностей использования его как вспомогательного инструмента.
«Поэтому каждый университет или учебное заведение должны утвердить собственную политику использования ИИ. В Украине одним из первых это сделал НТТУ КПИ им. И.Сикорского. Вместо категорических запретов университеты всего мира делают ставку на сознательное применение технологий: студенты должны создавать оригинальные работы и обязательно указывать, где именно использовался ИИ для перевода, анализа данных или создания презентаций», - подчеркивает эксперт.
По ее мнению, отдельные четко прописанные правила можно устанавливать вообще для каждой отдельной программы, поскольку это обеспечит прозрачность процесса и позволит сохранить баланс между инновациями и академической добродетелью.
В качестве примера Ярошенко приводит Университет Северной Каролины, где для студентов создали четкие схемы, объясняющие правила работы с ИИ и предупреждающие возможные риски. Основной принцип, которым руководствовались в университете – ИИ может помочь вам думать, но не думать за вас. В частности, студентов призывают критически оценивать созданный ИИ контент, поскольку существуют риски использования недостоверной и непроверенной информации.
Едва ли не важнейшими факторами, по мнению ученой, для будущих поколений теперь есть развитие эмоционального интеллекта и навыков командной работы.
Как отмечала Александра Дмитренко в материале «Интеллект успеха», сегодня учеников от любых знаний отделяет всего один поисковый запрос, поэтому дети могут в любой момент узнать необходимую информацию. Поэтому так важно формировать у них эмоциональный интеллект, который поможет в понимании своих потребностей и желаний, определении своего места в социуме.