Первая украинская школа в Польше: как учить украинских детей за границей
«Первая украинская школа» для беженцев из Украины в Польше признана лучшей в категории «Преодоление трудностей» по версии премии World's Best School Prizes 2024. Участников из более 100 стран мира оценивают в пяти категориях — за сотрудничество с громадой, экологические действия, инновации, поддержку здорового образа жизни и преодоление трудностей.
Премию после пандемии Covid-19 в 2022 году учредил Викас Пота — британский предприниматель и общественный деятель в сфере образования. Ее цель — привлечь внимание правительств к школам, продемонстрировавшим передовой опыт в улучшении образования и жизни учеников.
Опыт «Первой украинской школы» признан уникальным и нужным на мировом уровне. Тем не менее, ее основатели не раз были на пороге закрытия проекта из-за отсутствия поддержки от доноров и украинской власти, а также из-за непонимания польской стороны, как ввести такие школы в правовое поле.
Школа начала работу в Варшаве, Кракове и Вроцлаве на шестую неделю полномасштабного вторжения, и с тех пор в ней проучилось уже около четырех тысяч детей. Эта школа стала переходной для учеников, спасавшихся из зоны боевых действий, прифронтовых территорий, оккупации и не готовых сразу идти в местные школы в Польше — или даже не попавших туда из-за отсутствия мест.
Когда в 2022 году десятки тысяч учеников из Украины оказались в новой стране, они сталкивались с препятствиями, до сих пор не устраненными полностью: отсутствием мест в школах в районе проживания, языковым барьером, буллингом. Польская власть не была готова к такой резкой нагрузке на систему образования, а учителя не имели знаний и методик для работы с украинскими беженцами. Усилия же украинской системы образования в то время были полностью направлены на преодоление внутренних вызовов.
В этих условиях, между двух шокированных систем образования, мы за 1,5 месяца открыли три школы, не имея на старте ни педагогического штата, ни материальной базы, ни доступа к муниципальным помещениям или даже учебникам. Чтобы привлекать ресурсы для обучения беженцев, основали фундацию «Незламна Україна», которой удалось достучаться к донорам UNICEF и Save the Children.
Команда смогла найти и адаптировать нестандартные локации для заведений на 500 учеников каждое. Так, в Варшаве оборудовали деловое крыло в торговом центре, во Вроцлаве — бывший офис ІТ-компании, и только в Кракове школа расположена в здании, которое в первую очередь предназначалось для учебного заведения. Все оборудование было собрано в кратчайшие сроки с помощью небезразличных предпринимателей, благотворителей, а часть закуплена и доставлена из Украины. Аренду, зарплаты учителей и учебные материалы в 2022/23 учебном году финансировали доноры. Просчитав стоимость учебников (3,5 млн грн), фундация решила обеспечить учеников планшетами с электронными версиями книг.
Задачей школы было и остается сокращение разрыва в учебе между детьми, имеющими разный доступ к образованию в своем регионе. Также — оказывать эмоциональную поддержку, помогать сохранить идентичность перед необходимостью интеграции в польское общество, а еще овладеть необходимым уровнем польского языка.
Уже третий учебный год подряд в трех городах стабильно учится около полутора тысяч учеников, и это свидетельствует о том, что потребность в них сохраняется. Поток заявок в школу не останавливается. Одни школьники после очередных разрушений в Украине вынуждены были выехать в Польшу и ищут школу, другие получили негативный первый опыт в местной школе и хотят найти безопасную среду для преодоления образовательных потерь.
Так, министр национального образования Польши Йоанна Муха в октябре подтвердила, что интеграция украинцев в местных школах вызывает волнение: «Я диагностирую, что ситуация очень сложная. Исследования, проведенные неправительственными организациями, также показывают, что эта интеграция нам не удается. Конечно, есть места, где дети очень хорошо интегрировались и хорошо чувствуют себя в школьной среде, но в целом у меня больше волнений, чем причин для удовлетворения».
Польское правительство предприняло шаги, чтобы облегчить ученикам доступ к образованию. Так, украинские школьники могут посещать дополнительные занятия по польскому языку, были открыты подготовительные отделения и вакансии межкультурных ассистентов — специалистов-украинцев, владеющих польским и налаживающих взаимодействие между учеником, учителем, родителями и школой в целом. Но эти меры не реализованы в нужной степени. Например финансирование зарплат межкультурных ассистентов может появиться только с января 2025-го, с принятием нового госбюджета Польши. Не хватает преподавателей, которые могут учить польскому языку как иностранному. Также не удалось запустить украинский компонент образования, который должны были бы изучать беженцы в польской программе, чтобы сохранить связь с родным образованием.
В таких условиях в новом 2024/25 учебном году вместо ожидаемых польским правительством 80 тысяч украинских школьников в польские школы перешло 30 тысяч учеников. Власть рассчитывала, что связывание социальных выплат с требованием посещать местную школу подтолкнет украинцев во что бы то ни стало приобщиться к польской системе образования. Но теперь, когда прогнозы не оправдались, польское правительство ищет решение, как привлечь к учебе остальных школьников.
Вместе с тем польское министерство не видит на официальном уровне примера переходной школы, которая действует на местах и способствует его целям. В кризисный период 2022-го отношение к украинским школам было дружеским, но сейчас их существование игнорируют. Украинские школы самостоятельно находят решение, как интегрироваться в польскую систему образования.
Так, «Первая украинская школа» подписала соглашение о партнерстве с польскими учебными заведениями. Этот год — пилотный, когда ученики зачислены в украинскую школу и подготовительное отделение польской школы-партнера. На подготовительном отделении еще не нужно проходить годовое оценивание, поэтому ученики и в дальнейшем учатся по украинской программе, дополнительно изучая польский язык. Планируется, что в следующем учебном году ученики будут параллельно зачислены в польские классы уже соответственно году обучения. А следовательно, будут изучать часть польских предметов, которых нет в украинской программе, чтобы получить годовые оценки в обеих системах образования.
Не адвокатирует вопрос украинских школ за границей и украинская власть. В стране сейчас нет разработанных нормативных документов по поддержке своих учебных заведений за границей.
«Первая украинская школа» в Польше, как и другие украинские школы за границей, нуждается в правовой основе для работы. Ведь сейчас большинство этих школ не может выдавать ученикам украинские документы об образовании или ищет вынужденные решения. Так, «Первая украинская школа» в Польше получила украинскую лицензию, чтобы выдавать документы ученикам, зарегистрировавшись в Украине. Приходится зачислять учеников на дистанционную форму обучения. Школа не может получить от украинского правительства материально-финансовое обеспечение, даже учебники и другие учебные материалы.
За счет доноров фундации «Незламна Україна» удается внедрять другие необходимые проекты — программу по трудоустройству в Польше украинских учителей, вечерние занятия по математике, языкам и истории для учеников 8–11 классов. Но основной проект, «Первую украинскую школу», тяжело системно финансировать в рамках грантов. Уже второй учебный год подряд школа работает преимущественно благодаря взносам родителей.
Основатель премии World's Best School Prizes в своем приветствии сказал: «Я надеюсь, что правительства наблюдают за примером вашей школы, отмечая достижения образования в преодолении самых больших вызовов, с которыми сталкивается наше общество». Воплотится ли это ожидание в реальность — сейчас открытый вопрос.