Пока Сид Вишес и Нэнси Спанджен громили Лондон, а Фрэнсис Бэкон развивал британский экспрессионизм, на юго-западе короны зарождался мир будущего: Джеймс Дайсон — ныне создатель самого желанного фена — придумал пылесос циклонного типа, облегчивший повседневную жизнь англичан (и не только) навсегда.
Как инженер, выступающий за карандашные наброски вместо CADа (Система автоматизированного проектирования) и думающий об инновациях больше, чем о деньгах, смог построить одну из самых успешных современных бизнес-империй?
Лодка, тачка, пылесос — как создавался Dyson
Джеймс Дайсон родился в 1947 году в Норфолке. После окончания школы, не зная, куда идти дальше, юноша выбирает инженерию и дизайн, которые, как ему казалось, давали возможность реализовать все творческие амбиции — и не ошибся. Он поступает в Королевский колледж искусств, который стал поворотной точкой в судьбе изобретателя: во-первых, там он понял, что все-таки правильно выбрал сферу деятельности, а во-вторых, встретил Дирди Хайндмарш — будущую жену, лучшего друга и музу. Они обручились еще студентами, в 1968 году.
Свою карьеру сэр Дайсон начинает в компании Rotork под руководством Джереми Фрая — человека, не боявшегося экспериментов во всех их проявлениях. Именно от наставника молодой Джеймс усвоит основные принципы работы изобретателя: ценить ошибки, доверять опыту и искать новые идеи повсюду. В его же команде на последнем курсе колледжа Дайсон создаст конструкцию под названием Sea Truck — небольшое быстроходное судно из стекловолокна, способное пришвартоваться к необорудованному берегу. Однако пути Фрая и амбициозного ученика быстро разойдутся, ведь достаточно скоро молодой человек поймет, что хочет разрабатывать вещи, способные улучшить обыденную жизнь простых людей.
Его первым подобным проектом станет Ballbarrow — пластиковая тележка с шаром вместо колеса, что позволило распределить равномерно вес груза и сделать тачку мобильнее и устойчивее. Изобретение, конечно, получило известность, однако не принесло ожидаемой прибыли: выиграло приз Британского совета по дизайну, но не завоевало признание широкой общественности.
Дайсон воспринял эту неудачу как вызов: почти сразу же он начинает работу над новым проектом — циклонным пылесосом. За основу конструкции Джеймс взял фильтр для стружек, используемый на лесопилках, доработал, уменьшил и поместил в красивую пластиковую оболочку. Для получения идеального варианта инженеру потребовалось 5126 неправильных попыток, каждая из которых, по уверениям самого изобретателя, его чему-то научила.
На создание итоговой модели потребовалось достаточно большое количество времени, на протяжении которого дизайнера морально и материально поддерживала супруга: Дирди разводила цыплят и выращивала овощи на продажу, организовывала занятию по рисованию, позволила мужу заложить дом для получения кредита. Многие годы спустя в одном из интервью Дайсон охарактеризует любовь как «ошеломляющее чувство заботы и страсти» — такие и есть его отношения с женой.
- Удивительная Клементина: как жена Уинстона Черчилля спасала Англию, семью и его самого
Удивительно, но футуристичный пылесос, которому не требовались мешки для мусора, не произвел должного фурора: в родной Англии Дайсону отказали все производители и дистрибьюторы. Решение проблемы нашлось в Японии: именно там инженерное чудо впервые увидело свет. Несколько лет спустя, в 1991, Джеймс открыл свою собственную компанию.
Дальше работа шла значительно быстрее и проще: безопасные вентиляторы, сушилки для рук, роботы-пылесосы и, конечно, фены и стайлеры захватили рынок на родине изобретателя, а потом и во всем мире.
Для каждого нового проекта требовалось полностью менять систему производства — настоящий страх любого бизнесмена, но не Дайсона. Джеймс считает себя в первую очередь инженером, поэтому основной целью своей фирмы ставит разработку инновационных технологий, а не заработок на них.
Подобное отношение к делу иногда оборачивалось неудачами. Например, стиральная машина Contrarotator с двумя вращающимися барабанами из-за высокой цены стала настоящим провалом фирмы. Однако, как мы помним, важнейшим правилом в работе для Дайсона является не бояться ошибок — за поражением последовали успешные проекты, а сам он смог стать 5-м самым состоятельным человеком Великобритании.
Принципы работы в Dyson
Карьера в Dyson во многом схожа с работой на шоколадной фабрике Вилли-Вонки: безумные технологии, необычные исследовательские лаборатории, и, по словам одного из журналистов, посетивших главный офис компании, «слишком много счастливых людей».
Для этого действительно созданы все условия: Джеймс Дайсон не жалеет средств на поддержку самых разных инициатив своих сотрудников. Владелец бренда видит инженерию как творческий процесс, а потому единственное, что в фирме «запрещено» — это упустить странную или смешную на первый взгляд идею.
Когда в Dyson только начинались работы над феном Supersonic, это казалось настоящим безумием: как на заводах, выпускающих бытовую технику, могут появиться устройства для ухода за волосами? Бьюти-сфера была очень далека от тогдашней деятельности компании, но спустя несколько лет, более тысячи черновых вариантов и вложений на 50 миллионов фунтов получился идеальный продукт.
- 20 цитат Стива Джобса, которые изменят ваше сознание
Сейчас бренд работает над более чем 200 проектами и кто знает, каким будет их дальнейший вектор исследований? Текущие направления открыты для изучения абсолютно всем членам команды. Конечно, это увеличивает риск промышленного шпионажа и утечки информации, но, по мнению Дайсона, обеспечивает чувство вовлеченности в создание технологий будущего. Причастность ко всем процессам ощущается и на стадии разработки идеи нового проекта: чаще всего они появляются из-за проблемы, с которой сталкиваются сотрудники.
Большое влияние на работу компании оказывает и личная жизнь бизнесмена. Ни для кого не секрет, что фирменными цветами бренда были выбраны фуксия и графитовый, потому что это любимые оттенки жены основателя. Из-за нее появился и знаменитый фен: невозможность говорить с любимой супругой, пока та сушит голову, раздражала Дайсона, поэтому он и принял решение о создании бесшумного прибора. За ним последовал стайлер, расчески и выпрямитель для волос, принесших Dyson новую волну популярности.
Вся работа бренда строится на непрекращающемся обсуждении: около фиолетовых досок всегда стоит шумная спорящая толпа и лишь небольшое количество людей сидит за компьютерами. Примечательно, что у самого мэтра нет даже отдельного кабинета: его стол находится в той же комнате, где и рабочие места главных инженеров фирмы. В условиях постоянного брейншторма рождаются самые гениальные мысли.
Кажется, что в такой инновационной фирме, как Dyson, должны использоваться исключительно современные технологии, но это не совсем так. Джеймс Дайсон считает, что все чертежи должны создаваться сначала от руки, потом превращаться в грубые макеты из картона и пластилина, а не моделироваться в CAD. По мнению изобретателя, приложение, конечно, дает много полезной информации, но позволяет увидеть лишь часть картинки, а настоящий инженер должен уметь доверять случаю и своей фантазии.
В значительной степени философия Dyson строится на нетипичном применении уже известных вещей. Так, например, в основу стайлера лег эффект Коанда — физическое явление, открытое румынским ученым в 30-ые годы ХХ века. Поток воздуха «прилипает» к объекту, который он огибает — вокруг насадки формируется локон. Интересно, что изначально этот эффект предполагалось использовать в авиации для увеличения подъемной силы самолета.
Энтузиазм Джеймса Дайсона, особый подход к инженерии и желание сделать привычную жизнь проще позволили ему создать уникальную компанию. В его изобретениях мечты о ретрофутуризме получили физический облик — что ж, будем ждать новых проектов британца.
Фото: Getty Images