По мнению эксперта, в условиях тотального численного преимущества противника именно дивизионная система управления может помочь повысить обороноспособность Сил обороны.
В последнее время в Украине активно обсуждается внедрение в ВСУ дивизионной системы управления (ДСУ). Такая система должна повысить эффективность сил обороны Украины для противодействия все большей численности российских оккупационных войск.
Об этом рассказал военно-политический обозреватель группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко для Oboz.ua.
Он напомнил, что в феврале 2022 года численность российских войск, вторгшихся в Украину, составляла 180 тысяч. По состоянию на октябрь 2024 года оккупационная группировка увеличилась до более чем 550 тысяч, а в следующем году может достичь 750 тысяч военных. И, как ни странно, в условиях тотального численного превосходства противника, именно дивизионная система управления может помочь повысить обороноспособность сил обороны.
Проблемы отсутствия дивизионной системы управления
Коваленко объяснил, что в украинской армии основной структурной единицей является бригада. Россия же применяет в войне группы войск на уровне общевойсковых армий (ОВА) и армейских корпусов (АК).
"Фактически возникает ситуация, когда несколько бригад на одном участке фронта противостоят одному и более ОВА или АК. При этом взаимодействие между бригадами Сил обороны Украины, мягко говоря, не всегда может похвастаться высоким показателем, тогда как единоначалие ОВА и АК при всех недостатках их действий на тактическом уровне, сохраняет высокий уровень контроля над подразделениями на любом этапе проведения наступательных и оборонительных операций", – объяснил Коваленко.
Он отметил, что, несмотря на довольно примитивную структуру, большие армейские группировки способны сохранять устойчивое управление войсками даже при серьезных потерях в командном составе на любом уровне офицерского звена.
"В СОУ, к сожалению, примеры полной синергии между бригадами уникальны. В основном как раз наоборот: действует принцип "моя хата с краю", то есть вот зона ответственности и дальше ее границы – нет ногой", – добавил эксперт.
По его словам, такое отсутствие адекватного взаимодействия часто приводило к излишним потерям на поле боя и прорывам обороны. И за почти три года войны, как показывает практика, "выводов особо не делалось", а проблема взаимодействия между бригадами как была, так и остается.
"Практически 50% случаев прорыва РОВ и захвата территорий и населенных пунктов в куда более короткие сроки, чем можно было их удержать, — это проблемы взаимодействия подразделений. А если населенный пункт, который враг захватил за неделю, можно было удерживать в обороне месяц, два, полгода, это перемалывание вражеского ресурса и истощение его без существенного изменения линии столкновения", — уточнил Коваленко.
Плюсы и минусы дивизионной системы управления
Александр Коваленко перечислил преимущества дивизионной системы управления войсками:
- решает проблему координации действий между подразделениями;
- зона ответственности охватывает больший участок фронта;
- расширяется свобода действий подразделений без рисков на тактическом уровне;
- отсутствие ответственности на уровне бригады за "плохие новости";
- возможность принятия решений по устранению проблемы на оперативно-тактическом уровне.
"Такой подход в перспективе может значительно повысить эффективность противодействия российским оккупантам и в случае реализации в 2025 году не только оказать значительное влияние на процесс истощения врага, который переориентируется на применение преимущественно пехотной компоненты в наступлении, но и расширить возможности контратакующих и контрнаступательных действий", — отметил обозреватель.
Он добавил, что дивизионная система управления имеет и определенные минусы:
- командный состав должен быть высокопрофессиональным и полностью понимать работу системы;
- реформирование может вызвать сопротивление среди звеньев, которые будут отменены или реформированы;
- изменения должны произойти в "горячую фазу" противостояния на поле боя.
"То есть за объемом и риском задача стоит титаническая, потому что не просто сломать старую систему и внедрить новую, но при этом не навредить фронту. Это требует серьезной подготовки и слаженности на всех уровнях выполнения и внедрения новой концепции", — отметил Коваленко.
По его мнению, от одобрения перехода на ГСУ и правильного его внедрения будет зависеть будущее Украины. А игнорирование этой проблемы может привести к серьезным негативным последствиям на фронте.
"От разговоров давно пора переходить к действиям. Иначе в 2025 году мы будем говорить не о контрнаступлении и освобождении территорий, которые не сможет удерживать под натиском истощенный и ограниченный в ресурсах враг, а об очередных потерянных тысячах квадратных километров", — подчеркнул Александр Коваленко.