Обещание Трампа завершить войну: каковы варианты для Украины – NYT
Два года назад генерал Марк Милли, тогдашний руководитель Объединенного комитета начальников штабов США и главный военный советник президента Байдена, предположил, что ни Россия ни Украина не смогут выиграть войну. Он утверждал, что урегулирование путём переговоров является единственным путем к миру.
Его слова вызвали возмущение среди высокопоставленных чиновников. Но победа новоизбранного президента Дональда Трампа превращает прогноз генерала Милли в реальность, пишет The New York Times. Новоизбранный президент четко дал понять, что ему не нравится продолжать помогать Украине возвращать захваченные Россией территории. Переговоры он считает единственным реальным жизнеспособным вариантом.
Приход к власти Трампа в то время, когда Украина несет потери на поле боя, фактически означает для нее меньшее пространство для маневра.
Самым главным вопросом для Украины является то, предоставят ли администрация Трампа и Европа гарантии безопасности, которые предотвратили бы попытки России захватить больше территории. Трамп заявлял, что скоро прекратит войну, хотя и не объяснил, каким образом. Но новоизбранный вице-президент Джей Ди Вэнс очертил план, позволяющий России сохранить захваченную ею украинскую территорию.
Телефонный разговор между Трампом и президентом Украины Владимиром Зеленским сразу после выборов не добавил определенности по поводу гарантий безопасности Команды обоих лидеров лишь охарактеризовали тон разговора как «положительный».
Чтобы помочь Украине, некоторые должностные лица в администрации Байдена предложили принять более решительные меры в течение двух месяцев, оставшихся до прихода нового президента. В частности, речь шла о разрешении Киеву использовать предоставленные США ракеты большой дальности, чтобы впервые нанести удар внутри России.
Недавно Байден разрешил такое использование ракет, известных как ATACMS, и уже во вторник Украина использовала их, чтобы нанести удар по складу боеприпасов на юго-западе России.
Министр обороны Ллойд Остин заявил, что администрация Байдена одобрила поставки Украине американских противопехотных мин для укрепления обороны от атак России на ослабленной линии фронта на востоке Украины.
Но предпринятые буквально в последнюю минуту шаги Байдена по предоставлению Украине оружия, о котором она просила годами, вряд ли сильно изменят ситуацию на поле боя.
Белый дом заявил, что выделит оставшуюся военную помощь – 9 миллиардов долларов – до того, как Трамп вступит в должность. Из этой суммы администрация планирует предоставить Украине оружие и боеприпасы из складов Пентагона на сумму немногим более 7 миллиардов долларов, а также заказать дополнительное оружие у оборонительных подрядчиков США еще на около 2,1 миллиарда.
Во время встреч в Киеве в прошлом месяце Остин и украинские военные чиновники обсудили, какое именно оружие и боеприпасы Соединенные Штаты могут предоставить в течение следующих пяти месяцев — то есть до марта — чтобы украинское командование могло соответствующим образом составлять свои военные планы.
Конечно, новая администрация может приостановить эти поставки. Но представители Пентагона выразили уверенность, что для администрации Трампа будет непросто приостановить помощь, которая уже была одобрена Конгрессом и начата.
В этом месяце Пентагон также заявил об отмене запрета на расположение американских военных подрядчиков в Украине для помощи военным в обслуживании и ремонте предоставленных США систем вооружений, в том числе истребителей F-16 и ПВО Patriot.
Министерство обороны собирает тендерные предложения для небольшого количества подрядчиков, которые будут находиться вдали от линии фронта и не будут участвовать в боевых действиях.
Представители Пентагона спешат заключить контракты до того, как Байден уйдет с должности, хотя обычно этот процесс занимает от четырех до девяти месяцев.
У нескольких американских компаний уже есть персонал в Украине, который выполняет контракты для украинского правительства.
Решение администрации разрешить Украине использовать ракеты ATACMS для ударов внутри России стало серьезным изменением в политике США.
Байден и его главные помощники неоднократно отклоняли такие просьбы Украины, утверждая, что Пентагон имеет немного ракет и что Украина способна более эффективно поражать цели в глубине России с помощью беспилотников-камикадзе, которые Киев производит в больших количествах.
Но риск эскалации из-за разрешения Украины ударить по России предоставленным США оружием уменьшился с избранием Трампа, считают представители администрации Байдена Владимир Путин, по их мнению, понимает, что прихода новой администрации ждать осталось два месяца.
Похоже, что Трамп относится к России более благосклонно, а его креатура на должность директора национальной разведки Тулси Габбард регулярно ретранслирует тезисы Кремля.
Даже при дополнительной помощи представители Пентагона и разведывательного сообщества считают, что Украине будет трудно вернуть позиции, которые Россия планомерно захватила за последние несколько месяцев.
Украина теряет территории на востоке, а ее силы в Курской области на западе России были частично отброшены, поскольку к бою присоединились новобранцы Северной Кореи.
Усугубляет ситуацию и падение морального духа среди украинских войск, а также неопределенность относительно планов Трампа.
Украинские военные пытаются набрать солдат, создать и экипировать новые подразделения. По данным издания, Украина потеряла на поле боя около 57 тысяч защитников. Это всего половина от потерь России, но это количество существнно для гораздо меньшей страны.
Американские разведывательные службы оценили, что ускорение снабжения оружием, боеприпасами и материальными средствами для Украины в краткосрочной перспективе вряд ли сможет изменить ход войны. Но дополнительное вооружение, которое Киев получит в последние месяцы присутствия в Белом доме администрации Байдена, может помочь ему обеспечить соблюдение режима прекращения огня или – в случае достижения соглашения – перемирие.
Единственной действенной гарантией безопасности, по мнению Украины, является приглашение Киева присоединиться к НАТО. Однако этого не удалось получить при Байдене, а во время президентства Трампа это становится еще менее вероятным.
Поэтому официальные лица США и Европы обсуждают сдерживание как возможную гарантию безопасности для Украины. В частности, речь идет о накоплении арсенала обычных вооружений, достаточного для нанесения карательного удара в случае, если Россия нарушит перемирие.
Некоторые чиновники даже предположили, что Байден мог бы вернуть Киеву вывезенное из Украины после распада Советского Союза ядерное оружие. Это могло бы стать мгновенным и надежным сдерживающим фактором.
Андрей Загороднюк, бывший министр обороны Украины, считает, что для успешного прекращения огня и создания условий для переговоров Украина и ее союзники должны изменить динамику на линии фронта.
По его словам, Украина также должна иметь в резерве достаточную огневую мощь для сдерживания любых нарушений режима прекращения огня, например арсенал оружия большой дальности, чтобы эффективно реагировать, если Россия возобновит боевые действия.
Украинская армия хотя сейчас и несколько отстает, но более двух с половиной лет держится против большего, более мощного противника.
«То, что мы прошли 10 раундов с Майком Тайсоном, – это успех», – считает Загороднюк.
Но это было с помощью оружия США и Европы на миллиарды долларов. Вскоре эти возможности исчезнут, считают политики по обе стороны Атлантики.