Государственные средства в строительстве: что целесообразно обнародовать
В конце октября президент подписал Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» по обеспечению обнародования заказчиками в электронной системе закупок информации о ценах на материальные ресурсы во время закупок услуг по текущему ремонту и работам по строительству (прозрачное строительство)».
Насколько прозрачнее станет строительство за государственные средства после введения в действие нового закона? Ведь не секрет, что строительство за государственный счет хромает на обе ноги, — этот вопиющий вопрос ZN.UA поднимало в статье Юрия Николова и Юлии Самаевой «Какой будет коррупция на «Большом восстановлении», если власть наступит на «сметную» бабочку». По большому счету, благодаря этой статье и появился новый закон.
Конечно, принятие этого закона является положительным и прогрессивным шагом вперед по информированию общественности о том, как тратятся бюджетные средства. Требования закона о публикации информации обязательны как для государственных учреждений, так и для государственных компаний. Закон требует, во-первых, публикации информации из смет о ценах на материальные ресурсы, которые будут использованы в процессе ремонта или строительства. Во-вторых, обнародования всех изменений, вносимых в расходы на строительство в процессе его выполнения, то есть после завершения и обнародования тендерных результатов.
Впрочем, как всегда, участников торгов поставили перед фактом, что надо обнародовать информацию, но нормативного документа с четким указанием, в какой форме это надо делать, все еще нет.
Любая смета содержит много разных материальных ресурсов, начиная с цемента и бетона и заканчивая гвоздями и дверными ручками. В какой форме такие сведения публиковать, сейчас непонятно. Поэтому некоторые из участников торгов публикуют и общую смету, и цены на материальные ресурсы. Возникает вопрос: «А левую маржу где прячут?». Ответ: «Конечно, в объемах…» И это важно.
Объемы
Не секрет, что во многих сметах цены на строительные материалы значительно завышены, а если и не завышены на стадии тендерных процедур, то под предлогом роста цен или по другим причинам сметы систематически пересматривали уже в процессе строительства обычно в сторону завышения. Но, к сожалению, достаточного мониторинга завышения смет не было. Правда, сметы вообще не обнародовали. Но новый закон до сих пор не требует обнародования и других важных элементов сметы, таких как объем работ и стоимость выполнения этих работ.
Самое сложное в любой смете — рассчитать объем работ, это знает каждый сметчик — специалист, составляющий этот документ. Объем работ включает, например, объем бетонирования фундамента или площадь и объем стен, перекрытий, кровли и других элементов здания. А «самым сладким» объемом является количество грунта, который надо переместить, чтобы построить фундамент здания или сооружения, потому что даже по факту высчитать его сложно.
Известны еще в советское время ситуации, когда объемы грунта, перемещенного для строительства объекта, приближались к объемам, которые нужно переместить для строительства небольшого города. Поэтому завышение объемов давно было популярным, сейчас же оно иногда приобретает катастрофический характер. Поэтому, несмотря на прогрессивность нового закона, следует указать, что обнародования стоимости материальных ресурсов недостаточно, чтобы создать реальную прозрачность и избежать искажений в смете. Нетрудно, например, показать стоимость реальных материалов, а потом умножить их стоимость на завышенный объем работ. И все, вы в дамках.
Как считать и проверять объемы? Для этого есть специальные правила, учебники и разные другие источники, но проверять эту часть сметы намного сложнее, чем стоимость материалов.
Стоимость работ
Третий важный компонент любой сметы — это стоимость собственно строительных работ, то есть сколько стоит построить объект строительства. Эта стоимость зависит от базовой заработной платы, заложенной в смете, и, конечно, от… этих самых объемов работ. Поэтому, если есть объемы работ, то проверить стоимость работ не так уж и сложно, надо воспользоваться стоимостью человеко-часов на выполнение определенных работ, стоимостью эксплуатации машин и механизмов и т.д.
Конечно, сметчики используют специальные софты для всех расчетов, поэтому для проверки смет следует разобраться, как воспользоваться этими программами. Но если есть обнародованные сметы и проектная документация, то эта задача намного упрощается. Поэтому недостаточно обнародовать только стоимость материалов, необходимо начать обнародовать полностью всю смету, если мы хотим, чтобы стоимость работ за государственные средства не завышали.
Посттендерное обнародование
Как уже отмечалось, изменения в Закон «О публичных закупках» требуют публиковать любые изменения в договорах на материальные ресурсы. Заказчик обязательно обнародует сообщение о внесении изменений в договор о закупке и / или ценах на материальные ресурсы в случае внесения изменений в существенные условия договора и составления договорной цены, уточненной согласно утвержденной проектной документации к договору о закупке. Это также шаг к увеличению прозрачности, но желательно обнародовать все изменения, которые вносятся в смету, а не только цены на материалы.
Также возникает следующий вопрос: вот цены обнародовали, а каковы критерии, что они не завышены? Все знают, что цены зависят от объема приобретения. Более того, цены на большие партии можно узнать, только сделав специальный запрос. Или мы будем сравнивать стоимость материалов в магазине для использования на даче с их стоимостью при строительстве многоквартирного дома? Поэтому надо знать объемы материалов, а не только их среднюю стоимость.
Было бы целесообразно видеть предложения от поставщиков самых важных материальных ресурсов, чтобы можно было сравнить их с другими предложениями и убедиться, что цены действительно рыночные и реалистичные относительно закупаемых объемов.
Укрупненные показатели
Один из методов проверки стоимости строительства — так называемые укрупненные показатели восстановительной стоимости. Это показатели стоимости единицы объема, площади или длины в зависимости от того, что наиболее характерно для определенных конструктивных решений.
Эти показатели существуют еще с советских времен и впервые были введены в 1969 году. В Украине они разработаны и обнародованы для малоэтажного строительства и многоэтажного жилья. Они разные для разных регионов и зависят от многих технических параметров объекта.
При определении размера компенсации тем, у кого повреждено или уничтожено жилье, пользуются этими показателями для определения «Опосредованной стоимости квадратного метра строительства жилья».
Для промышленных и коммерческих зданий специалисты вынуждены пользоваться показателями с советских времен, применяя индексы изменения цен на строительство, которые публиковались до 2018 года Минрегионом (письмо Минрегиона от 17.10.2018 №7/15.3/10900-18 «Об индексах изменения стоимости по состоянию на 01 октября 2018 года»). Правда, потом Министерство регионального развития по непонятным причинам прекратило их публикацию. И это вместо того, чтобы разработать и обосновать показатели и индексы на строительство в Украине, которые могли бы помочь проверять подробные сметы быстрыми методами.
Тем не менее можно сказать, что махинации с материалами частично преодолены, но надо идти дальше и совершенствовать требования к участникам не только путем обнародования всей сметы, но и изучая ценовые предложения от поставщиков основных материальных ресурсов.
Пример строительства за государственные средства
Период: октябрь-ноябрь 2021 года.
Закупка: строительство дошкольного учебного заведения в Киево-Святошинском районе Киевской области (код ДК 021:2015:45210000-2 — строительство зданий).
Начальная цена (предложено) — 170 млн грн.
Для проверки этой цены был применен метод укрупненных показателей.
К сожалению, в предложении от заказчика очень мало общих показателей, касающихся здания. Нет площади и объема здания, площади застройки, площади земельного участка, и это усложняет анализ. Но поскольку известны объемы работ, то по некоторым косвенным признакам общая площадь здания составляет около 2540 кв. м, а высота этажа 3,45 м.
Воспользовавшись единичной расценкой из «Сборника укрупненных показателей» и умножив ее на коэффициент изменения цен до 2018 года, а потом на коэффициент инфляции в строительстве, мы получили стоимость около 34 млн грн (без НДС).
Поскольку тендер не состоялся, то неизвестно, насколько могла бы снизиться стоимость строительства детсада, но получили вот такое существенное превышение стоимости, что говорит само за себя.